Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие эмоций в онтогенезе



2015-12-07 5322 Обсуждений (0)
Развитие эмоций в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 6.

Эмоциональные психические процессы.

 

Эмоции (от лат.emoveo – потрясаю, волную) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции, как и ощущения, восприятие или мышление, являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако они отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, в их значимости для его потребностей. Эмоции как бы сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворении его потребностей в данных условиях.

Эмоции субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – спросить человека, что он испытывает.

Однако существуют и внешние выражения эмоций в виде особых телесных проявлений – мимики (выразительные движения мышц лица), пантомимики (жесты, изменения позы), вегетативных реакций (изменения пульса, тонуса сосудов, мышц, частоты дыхания, потоотделения и др.), а также биозимических сдвигов в организме (выделение в кровь адреналина, глюкозы и т.п.).

 

Функции эмоций.

 

1. Регуляция гомеостаза и вегетативных функций. Эта функция является филогенетически наиболее древней. Она связана с необходимостью поддержания постоянства внутренней среды организма. Малейшие изменения гомеостаза улавливаются эмоциогенными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных ( от лат. Vita – жизнь) эмоций – например, голода или жажды, что способствует поиску необходимого и устранению дисбаланса.

В процессе эволюции происходило формирование и закрепление наиболее эффективных связей между эмоцией и теми или иными адаптивными физиологическими реакциями. Например, при угрозе жизни возникает страх с одновременной активной подготовкой организма к борьбе или бегству.

При этом происходит перераспределение крови – усиливается её приток к мышцам, сердцу, лёгким и мозгу, а сосуды кожи и брюшной полости сужаются. Различные эмоции по-разному внешне выражаются и по-разному влияют на деятельность отдельных органов, но каждое эмоциональное состояние имеет своё вегетативное (телесное) сопровождение.

Поэтому излишняя интенсивность и длительность переживаний, создавая дополнительные нагрузки на соответствующие функциональные системы, может способствовать возникновению в них болезненных изменений.

Замечено, что сердце чаще всего «поражается» страхом, печень – гневом, а желудок – апатией и подавленным настроением (М.И.Аствацатуров, 1932).

С другой стороны, общий эмоциональный фон определяется в очень большой мере особенностями функционирования внутренних органов человека.

 

2. Эмоциональная регуляция поведения совершается как через эмоциональное отражение и оценку текущих событий, так и через актуализацию прошлого индивидуального опыта.

Эмоции позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Например, при переходе улицы человек может испытывать страх разной степени выраженности в зависимости от дорожной ситуации, и действия будут продиктованы этим страхом.

Наиболее продуктивной, оптимальной деятельность бывает при умеренном уровне возбуждения. При чрезмерном эмоциональном возбуждении как правило наступает дезорганизация деятельности за счёт переключения на так называемое «аварийное» поведение (бегство, агрессия, оцепенение).

3. Коммуникативная функция эмоций.В эволюции эмоционально-выразительные движения (специфические изменения в пантомимике, мимике, тоне голоса), внешние вегетативные проявления (покраснение, побледнение и др.) развивались и укреплялись как средства оповещения во внутривидовом и межвидовом общении. У человека сигнально-экспрессивная функция эмоций не потеряла своего значения и обеспечивает ему так называемую невербальную коммуникацию. Следует, однако, сказать, что не все проявления чувств одинаково хорошо распознаются. Легче всего узнаётся ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%). Наиболее информативным является выражение рта человека.

 

Классификация эмоций.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и предопределяет единую глобальную реакцию не ситуацию. Аффект характеризуется утратой самообладания, нарушением волевого контроля за действиями, изменением всей жизнедеятельности организма.

Формами аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Развитие его характеризуется определённой стадийностью. Вначале человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что с ним связано – т.е. в поле восприятия удерживаются только те предметы, которые вошли в «аффективный комплекс». Выразительные движения становятся всё более безотчётными.

Однако сдержаться, не потерять власть над собой на этой стадии человек ещё может (физиологический аффект), но при наличии различных ослабляющих факторов (заболевания, переутомления и др.) может развиться следующая стадия.

При развитии патологического аффекта торможение всё больше охватывает кору головного мозга – сознание резко сужается, нарастает дезорганизация мышления, человек утрачивает контроль над собой, совершая автоматические, безотчётные и бессмысленные разрушительные действия.

После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, часто – глубокий сон с последующей полной амнезией совершённого.

Правильная диагностика патологического аффекта имеет большое значение в судебной психиатрии, т.к. лица, совершившие противоправные действия в таком состоянии, признаются невменяемыми.

 

Эмоция («собственно эмоция» в узком значении этого слова) – это непосредственное, временное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция, как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличии от аффекта она более длительна и менее интенсивна. Если аффект – буря, то обычная эмоция – душевное волнение.

Кроме положительных и отрицательных эмоций, отражающих процесс удовлетворения потребностей, Э.Кантом были выделены стенические и астенические эмоции.

Если стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение человека, побуждая его к поступкам и высказываниям, то астенические обусловливают пониженную активность, неуверенность, сомнения и бездеятельность.

Американским учёным К.Изардом была выдвинута дифференциальная теория эмоций, согласно которой выделяются 10 качественно различных «фундаментальных» эмоций:

1) Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, любопытства.

2) Далее– в учебнике.

 

Чувства – высшие, социально обусловленные эмоциональные состояния, которые выражают длительное и устойчивое отношение человека к реальным или воображаемым объектам.

Чувства выражаются через эмоции, но не постоянно, а временами, в соответствии с ситуацией. Причём конкретные эмоции как формы переживания определённого чувства могут быть самыми разнообразными (пример с любовью к ребёнку).

Чувства человека всегда предметны. Поэтому их классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся: моральные, интеллектуальные, праксические.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти и увлечения.

Страсть – сильное и стойкое чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Оно направляет все мысли и поступки человека. Увлечения отличаются от страсти только их меньшей интенсивностью.

 

Настроения. Это общее и относительно слабое эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека в течение длительного времени. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием.

Настроение не предметно, а личностно: когда у человека радостное настроение, он рад не чему-то, а ему просто радостно.

 

Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма.

Эустресс и дистресс. ПТСР.

Фазы стрессовой реакции (по Г.Селье, 1960):

- Первая фаза (тревоги) – мобилизация защитных сил организма и повышение работоспособности;

- Вторая фаза – относительной стабилизации, закрепление всех физиологических параметров на более высоком уровне;

- Третья фаза при длительном стрессовом воздействии) – истощение со сломом регулирующих механизмов, ухудшением самочувствия вплоть до необратимых изменений в органах и системах.

Развитие эмоций в онтогенезе.

 

1. Новорождённый – преобладают инстинкты, прежде всего самосохранения и пищевой.

2. Младенчество – чувство удовольствия – неудовольствия, приятного – неприятного. Из этих чувствований постепенно формируется отношение ребёнка к близким.

3. 3 – 12 – 14 лет – постепенное формирование корковых (эпикритических) эмоций. Вначале преобладает связь эмоций с органическими потребностями, и лишь к концу этого периода эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение.

4. Формирование высших эмоций, их полное развитие досигается к 20-22 годам. Чувства становятся подвластны интеллектуальной проработке, разуму. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций.

 



2015-12-07 5322 Обсуждений (0)
Развитие эмоций в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие эмоций в онтогенезе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)