Примерная программа дисциплины
Г.Р.Гильманова, Г.М.Мухаметова
Ландшафтная экология учебно-методическое пособие
Уфа 2008 УДК 557.4: 551.40 (599.9) ББК
Ландшафтная экология: Учебно-методическое пособие / Гильманова Г.Р., Мухаметова Г.М., БГПУ им.М.Акмуллы. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – 116 с.
Рецензенты: д.б.н., проф. А.Ю.Кулагин к.б.н., доц. Г.А.Зайцев
В данном пособии приводятся примерная программа дисциплины, текст лекций (сгруппированный по разделам), задания для лабораторных занятий и методические указания к их выполнению, методические указания к выполнению СРС, терминологический словарь, требования к уровню усвоения знаний и умений, перечень примерных вопросов к зачету, список рекомендованной литературы. Для студентов, обучающихся по направлению 020800 «Экология и природопользование».
Ó БГПУ им.М.Акмуллы, 2008 ВВЕДЕНИЕ Курс «Ландшафтная экология» дает целостное представление о многообразии природно-антропогенных ландшафтов земного шара; базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплины «Ландшафтоведение». Цель курса – дать студентам целостную систему знаний по ландшафтной экологии и обучить их методике оценки современного состояния природных и антропогенных ландшафтов, познакомить с подходами к организации территории ландшафтов. Задачи курса: · изучение основ, истоков возникновения и истории развития ландшафтной экологии (учения о природно-антропогенном ландшафте); · создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями ландшафтной экологии; · изучение специфики строения, функционирования и динамики природно-антропогенных ландшафтов в различных географических условиях; · знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем; · овладение умениями и навыками выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований; · воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу. Дисциплина ориентирует на решение задач, связанных с оптимизацией природопользования, охраной окружающей среды, на научно-исследовательский и проектно-производственный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области научно-исследовательской деятельности: – проведение комплексных исследований региональных, национальных и глобальных экологических проблем; – анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием; – выявление и диагностика проблем охраны природы; в области проектно-производственной деятельности: – разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды. Программой курса предусмотрено выполнение практических заданий для закрепления у студентов основных положений теоретического курса; ознакомление со справочной литературой; приобретение навыков анализа материалов наблюдений и простейших ландшафтных исследований. Организация изучения дисциплины «Ландшафтная экология» подразумевает использование знаний, полученных при изучении смежных географических и естественнонаучных дисциплин: ландшафтоведения, общего землеведения, биогеографии, физической географии материков и океанов, общей экологии, картографии. Изучение дисциплины рекомендуется начать с разделов, посвященных основным понятиям и общим проблемам ландшафтоведения, вопросам организации и функционирования природно-антропогенного ландшафта. Далее целесообразно перейти к изучению основных типов природно-антропогенных ландшафтов и их географического распространения. При преподавании дисциплины необходимо учесть исторические вопросы становления современных антропогенных ландшафтов, а также результаты новых исследований в области ландшафтоведения за последние десятилетия. Завершить изучение курса «Ландшафтная экология» возможно темой урбанизированных, культурных и рекреационных ландшафтов. Лекции по данной дисциплине проводятся с применением демонстрационных средств: мультимедийной компьютерной аппаратуры, а также тематических карт. На лабораторных занятиях выполняются задания, составленные авторами программы с использованием ряда заданий из курса общего землеведения и экологии, с использованием учебных карт, атласов, карточек с заданиями. Составители выражают благодарность к.б.н., профессору Револьту Шаймухаметовичу Кашапову за помощь в разработке практикума. Вопросы промежуточного и итогового контроля предполагают проверку умения анализировать фактический материал, устанавливать закономерности, анализировать причинно-следственные связи, сравнивать различные объекты, давать связную характеристику объектов и т.д. Проведение контроля осуществляется по заданиям, выполняемым на лабораторных занятиях, а также вынесенным на самостоятельную работу. Контроль может проводиться в виде коллоквиума, вопросы которого даются студентам заранее и приведены в данном пособии. Изучение курса завершается проведением зачета в письменной форме. Учебная полевая практика по данной дисциплине не предусмотрена. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020800 (511100) – Экология и природопользование, в рамках раздела специальных дисциплин. Автор программы – Гильманова Г.Р., к.б.н., доцент БГПУ им.М.Акмуллы. Составители пособия выражают благодарность д.б.н., профессору Михаилу Георгиевичу Сергееву за разработанный спецкурс «Экология антропогенных ландшафтов», прочитанному в рамках курсов повышения квалификации по направлению «Экология и природопользование» (Новосибирский государственный университет, 2006) и положенному в основу программы (разделы II, III, IV). примерная программа дисциплины Основные понятия ландшафтной экологии. Биосфера и ландшафт. Вклад отечественных ученых в развитие учения о ландшафтах (В.В.Докучаев, Л.С.Берг, Н.А.Солнцев, А.Г.Исаченко, Ф.Н.Мильков и др.). Основные черты ландшафта (внешний облик, примерная граница). Классификация ландшафтов. Компоненты ландшафта (биотические, абиотические, биокосные, социально-экономические), взаимосвязи между компонентами. Функции ландшафта.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |