Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулярные парки южного берега Финского залива



2015-12-08 2229 Обсуждений (0)
Регулярные парки южного берега Финского залива 0.00 из 5.00 0 оценок




На высокой морской террасе юж­ного берега Финского залива уже в петровское время была построена до­рога Петербург-Кронштадт, получив­шая название Петергофской. Вдоль нее по специальному распоряжению Петра I располагались земельные участки знатных людей (каждый с выходом к морю). При этом дворцы своими фасадами и парадными дворами с цветниками, фонтанами, скульптурой были развернуты в сто­рону Петергофской дороги. Южнее дороги строительство запрещалось, и здесь сохранялись «заповедные лесные рощи». В результате петер­гофская парадная дорога была сфор­мирована как серия изысканных ре­гулярных ансамблей и по красоте значительно превосходила королев­скую дорогу Париж — Версаль.

Здесь были созданы и наиболее выдающиеся дворцово-парковые ан­самбли — Петергоф, Стрельна, Ора­ниенбаум с целью подчеркнуть пре­стиж России, ставшей одним из силь­нейших государств Европы. В их ком­позиционном решении прослежива­ется ряд общих черт: использование верхней морской террасы для стро­ительства дворца, который становит­ся доминантой ансамбля; устройство подъездного канала и партеров; за­вершение перспектив павильонами, фонтанами, скульптурой или видом на Финский залив; использование в насаждениях преимущественно ме­стных пород.

Петергоф. Петергофский ансамбль (Петродворец) расположен в 29 км от Ленинграда. Он является свое­образным гимном в честь победы России в Северной войне. Петергоф­ский парк состоит из Нижнего (102 га) и Верхнего (15 га) садов, объ­единенных единой доминантой — дворцом.

В истории создания парка можно выделить 2 основных периода: 1714—1725 гг. (арх. Ш. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти) — стро­ительство дворца, парковых павильо­нов, водной системы; 1747—1754 гг. (арх. В. Растрелли) — перестройка дворца, засыпка обводного канала и создание ограды вокруг Верхнего сада.

Как писал А. Бенуа, «Петергоф часто сравнивают с Версалем, но это по недоразумению... Совершенно особый характер Петергофу придает море. Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жиз­ни величием могучего морского ца­ря... Фонтаны в Петергофе не прида­ток, а главное. Они являются сим­волическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, кото­рое плещется у берегов Петергофа».

Верхний сад был разбит в 1716 г. (садовый мастер Гарнихфельт). Он имеет терхчастное членение прост­ранства, типичное для садов этого времени. Центральная часть — па­радный партер (230X35 м), веду­щий к дворцу, обрамленный с двух сторон полосами боскетов. Компози­ция Верхнего сада построена на ста­тичности и замкнутости парадного партера, расположенного по оси дворца, а Нижний сад, наоборот, как бы рвется к морю, он пронизан аллеями-перспективами, направ­ленными к Финскому заливу, шумны­ми каскадами, струями множества фонтанов.

Планировка Нижнего сада скла­дывалась постепенно, даже фраг­ментарно, но уже к середине XVIII в. сад представлял собой целостный ансамбль. Он включает ряд самосто­ятельных узлов, композиционно под­чиненных дворцу. Дворец располо­жен на краю верхней террасы, к ее подножью от берега Финского зали­ва сходятся три планировочных луча: центральный — канал длиной 500 м, соединяющий ковш Самсона с морем, западный — связан с Эрмитажем, восточный — с Монплезиром, боко­вые дороги сдвоены. В западной око­нечности сада находится ансамбль Марли с небольшим дворцом и пря­моугольным водоемом, от которого вдоль нижней террасы также рас­ходятся три аллеи: Малибанская (Марли — Монплезир), Марлинская (Марли — Александрия), Березовая (Марли — район Шахматной горы и Римских фонтанов). На Марлинской аллее в пересечении дворцовых трехлучий установлены фонтаны Адам и Ева.

С верхней террасы дворца обо­зреваются расстилающиеся у подно­жия ковры партера (25Х 135 м) с ши­рокими чашами итальянских фонта­нов, а через зелень боскетов видны панорама Финского залива, Эрми­таж, Монплезир, фонтаны.

Каждый район сада — самостоя­тельный, неповторимый ансамбль. Уютный изящный Монплезир с Гол­ландским садиком (партер 30X32 м) и набережной и противопоставлен­ный ему ансамбль каскада Шахмат­ная гора и Римских фонтанов (пар­тер 60X50 м). Марли с его иронич­ным, но изысканно-сдержанным дворцом, обширным водным парте­ром (75X45 м), уголком плодового сада, защищенным от холодных вет­ров земляным валом, пышным каска­дом Золотая гора, менажерными фонтанами (имеющими полую струю диаметром до 30 см, бьющую на вы­соту 15 м), менажерным полукруг­лым водоемом (диаметр 24 м) и Эрмитаж.

Эрмитаж (что означает «уединение») — парковое сооружение, предназначенное для уединенного отдыха и развлечений владельца и узкого круга его гостей, получает широкое распространение.

Петродворец — уникальный комп­лекс водных устройств — спокойной глади воды (каналы, бассейны), под­нимающихся фонтанных струй, па­дающей воды в каскадах. Централь­ное место занимает Большой ка­скад— своеобразный постамент, на котором высится дворец.

Каскад представляет собой грот и террасу над ним, по обе стороны от которых устроены широкие золоченые уступы. Вода стекает по этим уступам к подножию грота, а от него по трем ступеням в бассейн Ковш Самсона. Испо­линская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, символизирует победу русских войск над шведами (скульптор М. И. Козловский). Вы­сота фонтанной струи — 20 м. Терраса, усту­пы, площадка перед гротом богато украшены позолоченной скульптурой, аллегорически от­ражающей патриотическую идею этого ан­самбля, и в то же время Самсон остается его кульминацией. В ансамбле использованы ко­пии античных статуй и оригинальные произве­дения лучших скульпторов того времени: М. Козловского, Ф. Шубина, Ф. Щедрина, И. Мартоса, М. Рашетта. В создании Большого грота принимали участие А. Леблон, И. Браунштейн, Н. Микетти, М. Земцов, скульптор К. Растрел­ли, инженер-гидравлик В. Туволков, фонтан­ный мастер П. Суалем и др. В конце XVIII — начале XIX в. скульптура была обновлена.

Фонтаны установлены в местах пересечения дорог, замыкая перспек­тивы (Адам и Ева) или образуя ком­позиционные узлы (Пирамида, Солн­це, Менажерные, Римские). Особую группу составляют фонтаны-«шутихи» (Зонтик, Дубок, Диванчик). Фонтаны Петродворца питаются во­дой самотечного водовода (за счет уклона местности к морю), объеди­няющего 2 канала, которые собирают воду ключей и речек Ропшинских высот, находящихся в 24 км от Пет­родворца. Более 2 тыс. струй выбра­сывают за день около 100 тыс. м3 воды. Пуск фонтанной системы был осуществлен в 1721 г.

Из других сооружений сохрани­лись Вольер (птичник) и Оранже­рея.

Ширина дорог в парке неболь­шая — 2, 3 или 5 м, вдоль которых были шпалеры. В верхнем саду вос­становлены огибные дороги.

Сад создавался на основе сущест­вовавшего лесного массива, причем Петр I стремился по возможности сохранить насаждения. В посадках использовались сосны, липы, вязы, ели, клены, пихты. Экзотов почти не было. И сейчас, когда в порядке реставрации вдоль канала вместо ели обыкновенной (посаженной в XIX в.) была высажена ель колючая и мо­лодые деревья уже поднялись, можно видеть, как их строгий торжественно-официальный строй разрушает изна­чальный образ этой части сада. В бо­скетах Верхнего сада в соответствии с традициями русских садов выса­живались плодовые. В настоящее время в насаждениях преобладают лиственные.

Во время Великой Отечественной войны Петергофский ансамбль был разрушен. После войны архитектурные сооружения, фонтаны и скульп­туры воссозданы заново. В садах ведутся реставрационные работы, особенно интенсивно развернувшие­ся в последние годы. Восстановлены ансамбли Верхнего сада (автор Н. Ковалевский) и Марли. В Нижнем саду идет замена насаждений, вос­становление дренажной системы и дорог.

Стрельна. Ансамбль расположен в 20 км от Ленинграда. Общая пло­щадь паркового комплекса 140 га, площадь регулярного сада 40 га.

Выбор участка на р. Стрелке у моря был сделан Петром I с учетом близости моря, особенностей природ­ного рельефа и богатых водных ре­сурсов местности. Первый чертеж был сделан Петром I. Работы по стро­ительству парка проводились по про­екту Петра I. В дальнейшей разра­ботке проекта участвовали В. Раст­релли, Ж. Леблон, С. Чиприани, Н. Микетти и другие.

В период с 1717 по 1719 г. работы ведутся по проекту (и под руковод­ством) Леблона, в основу которого легла уже частично осуществленная сеть каналов. По проекту дворец располагался на краю верхней тер­расы, возвышающейся над ровной заболоченной местностью на 12 м. Между каналами проектировались боскеты, фонтаны, парковые соору­жения, а на центральном канале ло оси дворца на острове предусматри­вался «Замок воды» (искусственный холм с павильоном на вершине). От­кос дворцовой террасы оформлялся широким каскадом. Концентрация в одном месте дворца, террас и каска­да отвечала требованиям Петра, стремившегося достигнуть большей выразительности. У южного фасада дворца проектировался обширный водный партер с тремя лучами подъ­ездных аллей. Дворец с гротом и каскадом был заложен в 1720 г.

Дворец состоял из главного кор­пуса с башенкой-бельведером, дву­мя флигелями и галереей колон­над, вытянутых на 100 м и завершавшихся павильонами. При всех после­дующих изменениях дворца сохрани­лась его важная достопримечатель­ность — три высокие арки главного корпуса, образующие сквозной про­ход на террасу парка, в обрамлении которых воспринимаются его пей­зажи.

К 1725 г. были проведены следую­щие работы: в основном завершено строительство дворца, вырыты кана­лы, на подсыпанной территории ниж­ней террасы проложена дорожная сеть, проведены посадки в аллеях, боскетах и берсо. В аллеях использо­вались штамбовые деревья (ольха, липа, клен, вяз) или устраивались шпалеры (липа и клен). Были со­оружены беседки, лестницы на тер­расах, разбит партер, украшенный цветниками из луковичных и елями, «остриженными пирамидами». На террасах росли хвойные деревья. В Верхнем саду был устроен бас­сейн и посажены дубы, ивы, клены.

В 1710-х годах к западу от регу­лярного сада был создан хозяйствен­ный комплекс с плодовым садом, оранжереей и Александровским пру­дом (6 га), предназначенным для осушения местности и разведения рыбы.

Все это время проектирование и строительство парка находятся под неустанным контролем Петра. Ан­самбль Стрельны был задуман как главная парадная резиденция, кото­рая своей грандиозностью, пышно­стью и идейной трактовкой должна была подчеркнуть мощь Российской империи как великой морской дер­жавы.

Дворцово-парковый ансамбль Стрельны — это единственный в сво­ем роде «водный сад». От дворца к морю ведут три широкие зеркальные оси каналов, наполненные водой до уровня дорожек. Средний канал, про­ложенный по оси дворца, заверша­ется круглым островом. Здесь и пред­полагал Леблон устроить «Замок воды», однако по приказу Петра I остров остался плоским. Здесь он собственноручно посадил сосны, се­мена которых собрал в Гарце. Цент­ральная часть острова была свобод­ной от посадок, что позволило рас­крыть перспективу на Финский за­лив вдоль зеркала канала в обрам­лении сосен. Таким образом Петр I включил природный пейзаж в ан­самбль парка. Западный и Восточ­ный каналы выходили к морю, с тем чтобы обеспечить доступ с моря к дворцу на судах. Монументальность (даже некоторая статичность) вод­ной глади каналов, широких аллей, боскетов и обширных партеров долж­на была усиливаться шумным бле­ском водных устройств дворцового каскада и фонтанов сада.

Система водоснабжения была разработана и практически осуществлена при Петре I. В 1719—1720 гг. р. Стрелку отвели в Западный канал, а часть старого русла превратили в систему прудов (так, Орловский пруд создан путем запруды р. Стрелки, избыток воды сбра­сывался в портовый канал).

После смерти Петра I строитель­ство прекращается. В последующем к Стрельне периодически возвраща­ются. В 1751 —1758 гг. работает В. Растрелли, по проекту которого улучшают каналы, на концах попе­речной оси, идущей мимо грота, со­оружают каменные ворота.

С 1792 г. начинается новый этап жизни парка, связанный с развитием пейзажного стилевого направления. Во время войны дворец был разру­шен, насаждения в Верхнем парке уничтожены. В 1949 г. дворец был восстановлен. В западной части Нижнего парка в 80-е годы произве­дена полная замена старых наса­ждений и восстановлена дорожная сеть. Сейчас продолжаются рестав­рационные работы (авторы И. Боговая и А. Громова).

Ораниенбаум. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума расположен в г. Ломоносове в 41 км от Ленин­града. Общая площадь парков около 170 га. Местность была пожалована Петром I его ближайшему сподвиж­нику А. Д. Меньшикову. В 1710—1727 гг. на верхней террасе был по­строен дворец (арх. Н. Фонтана, а с 1713 г.— А. Шлютер и Г. Шедель), вырыты подъездной канал и 10 во­доемов.

На террасе перед дворцом был разбит Нижний сад (самый ранний из всего комплекса), занимающий площадь 4,8 га. Одним из его созда­телей был шведский садовый мастер X. Гарц, работавший в Ораниенбау­ме с 1709 по 1728 г. Его планировка определилась сложной конфигураци­ей плана дворца и положением вы­двинутых далеко вперед Померанце­вой оранжереи и Картинного дома. По оси дворца расположен партер в обрамлении 6 боскетов. В саду бы­ло 3 фонтана, 39 деревянных и 4 зо­лочено-свинцовых скульптуры. В бо­скетах росли клены, липы, ели, яб­лони, вишни, дубы, березы. На тер­расы и партер из оранжерей выно­сили лавровые и померанцевые де­ревья в кадках. Дворец связан с мо­рем прямым каналом, который у вхо­да в сад завершался гаванью фигур­ного контура. Сад был огражден зе­леными деревьями, трельяжными ре­шетками, на которых стояли дере­вянные, выкрашенные белой краской «токарные штуки». Ворота напротив канала имели створы также в виде трельяжной решетки.

В 40-е годы строительными ра­ботами руководил В. Растрелли, а с 1756 г. главным архитектором вели­кокняжеского двора стал А. Ринальди. К началу 60-х годов был приве­ден в порядок Нижний сад, его пар­теры получили более сложный бароч­ный рисунок, вместо деревянной скульптуры была установлена мра­морная, деревянная ограда заменена каменной, а общая панорама укра­шена блестящей композицией террас и лестниц северного фасада дворца. Нижний сад сохранял регулярный характер вплоть до 20-х годов XIX в.

Арх. А. Ринальди проработал в Ораниенбауме более 20 лет (главным образом в Верхнем парке) и создал ансамбли, характерные для переходного этапа в архитектуре и садово-парковом искусстве. По мнению Д. А. Кючареанц, «Ринальди — это не просто представитель раннего классицизма, это мастер, создавший единственные в России памятники рококо — стиля, переходного от ба­рокко к раннему классицизму. Это Петерштадт и Собственная дача».

Эти ансамбли включены в живо­писную местность парка с его хол­мистым рельефом, искусственной си­стемой прудов, каналов и каскадов. Река Карость разделяет парк на рай­оны Петерштадт и Собственная дача.

Петерштадт создается в 1756— 1762 гг. к югу от Большого дворца, за Карпиным прудом. Здесь по всем правилам фортификации возводится небольшая крепость с комплексом необходимых сооружений. У ее за­падной стены на берегу р. Карость устраивается регулярный парк (15 га) с небольшим дворцом, ка­скадом, лестницами, парковыми со­оружениями — Менажерией, Эрми­тажем, Китайским домиком и др. В этом парке интересно прослежи­вается влияние зарождающегося пейзажного направления. Аллеи и боскеты хотя и обрамлены стриже­ными стенами, но имеют плавные очертания, починенные линии берега реки, который уже не стали спрям­лять. Появление сооружений «в ки­тайском духе», таких, как Китайский домик, также характерный прием для ранних пейзажных парков. Пе­терштадт как регулярный парк про­существовал до 1792 г., затем был преобразован в пейзажный. Из всех построек сохранились только дворец и Почетные ворота.

Ансамбль Собственной дачи со­здается с 1762 по 1774 г. на площа­ди 150 га. Он занимает территорию плато, простирающегося на юг и за­пад от Большого дворца, и имеет в плане форму вытянутого прямоуголь­ника. Парк строится на сочетании регулярных и пейзажных приемов и представляет собой комплекс архи­тектурных сооружений, включаю­щий ансамбли Китайского дворца, Катальной горки и ранее создан­ный ансамбль Каменного зала. Он был построен в 1739—1751 гг. по проектам М. Земцова и В. Растрелли и включал дворец «Каменное зало», расположенный на краю морской тер­расы, партер с небольшим регуляр­ным садом и П-образный канал.

От Каменного зала по его оси к югу направлена самая широкая в парке 15-метровая тройная липовая аллея, уходящая вглубь более чем на 500 м.

В конце аллеи, но в стороне от ее оси находится ансамбль Китайского дворца. Он решен как замкнутая ре­гулярная композиция. Вокруг пруда геометрической формы расположены дворец, Кофейный и Фрейлинский домики, колоннада, украшенные пар­терами и скульптурой.

Ансамбль Катальной горки (1762—1768) включает павильон вы­сотой 33 м, скаты и колоннады. Па­вильон, стоящий на краю морской террасы, занимает доминирующее положение в парке (в отличие от Китайского дворца, трактовавшего­ся как интимный дом). С его балко­нов открываются живописные виды на парк и Финский залив. С верхнего балкона павильона начинались де­ревянные скаты, по которым съезжа­ли в специальных колясочках. По обе стороны, на месте параллельных парковых дорог, раньше были распо­ложены открытые галереи-колон­нады. В середине XIX в. скаты и гале­реи были разобраны, на их месте

устроен Зеленый ковер, по сторонам которого были высажены пихты. Зе­леный ковер (длина 532 м) условно делит парк на две части — восточ­ную, более раннюю (так называемый «парк при дворце»), и западную. В восточной части сеть взаимно пер­пендикулярных аллей образует пря­моугольные боскеты. Внутри боске­тов были проложены дороги сложно­го геометрического рисунка с тупи­ковыми площадками, кавалерскими домиками, китайскими кабинетами. В западной части прослеживается стремление отойти от регулярной планировки. Она включает запутан­ную систему узких дорожек и водный лабиринт с островками, мостиками и беседками «в китайском духе» (по мнению Т. Дубяго, переделанный из водного лабиринта А. Меньши­кова.

Измельченная планировка, изощ­ренность композиций, сочетание ре­гулярных и пейзажных боскетов, от­сутствие композиционной взаимосвя­зи между узловыми ансамблями пар­ка свидетельствуют о том, что регу­лярное стилевое направление уже исчерпало свои возможности, а пей­зажное еще не сформировалось. «Ри-нальди как бы пытался примирить оба стиля, не отдавая предпочтения ни одному из них» [32, с. 38].

А. Раскин отмечает, что «худо­жественный облик Собственной дачи отразил переходный период в рус­ской архитектуре, когда, сменяя мощный декоративно-праздничный стиль барокко и утонченно-вирту­озное рококо, утверждался гармо­нично уравновешенный и ясный стиль классицизма, и рациональная плани­ровочная структура регулярных са­дов уступала место романтическим пейзажным паркам» [32, с. 10].

В конце XVIII в. деревья в парке перестали стричь, ветхие сооружения разобрали. Регулярные участки пар­ка слились с пейзажными и соста­вили единое целое с новым пейзаж­ным районом, который был создан между Петерштадтом и Собственной дачей в первой половине XIX в. са­довым мастером Дж. Бушем.

В середине XIX в. ансамбль Ки­тайского дворца был реконструиро­ван. Вместо Фрейлинского домика по­строена Китайская кухня (1853 г., арх. Л. Бонштедт), изменена конфи­гурация пруда, построена пергола, проложена Английская дорога, обо­гнувшая район Собственной дачи и соединившая дворец и Катальную горку.

Ансамбль Ораниенбаума — един­ственный из всех исторических при­городов Ленинграда, не испытавший оккупации во время Великой Оте­чественной войны. Сооружения и парк сильно пострадали от бомбежек и обстрелов. В настоящее время ве­дутся реставрационные работы. В 70-е годы по проекту П. Ковалев­ского был реставрирован Нижний сад.



2015-12-08 2229 Обсуждений (0)
Регулярные парки южного берега Финского залива 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулярные парки южного берега Финского залива

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)