Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Садово-парковое искусство XVIII в



2015-12-08 2684 Обсуждений (0)
Садово-парковое искусство XVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок




Поворотным этапом в истории Рос­сии явилась эпоха Петра I. Она озна­меновалась коренными преобразо­ваниями страны, развитием новых направлений в архитектуре, градо­строительстве и садово-парковом искусстве.

Громадную роль в становлении и развитии русской архитектуры сы­грало основание Петербурга (1703) — русского города нового ти­па, сочетавшего принципы регуляр­ной планировки с живым чувством природы и со свойственной русскому зодчеству свободой и мощью прост­ранственных композиций.

Развитие культурных связей с Ев­ропой, знакомство Петра I с европей­скими садами, привлечение им лучших иностранных мастеров способ­ствовали формированию русского регулярного паркового искусства.

В первой половине XVIII в. в Пе­тербурге и Москве были созданы великолепные парковые ансамбли. Однако становление садово-парково­го искусства началось несколько раньше в Москве. Здесь в немецкой слободе в конце 1703 г. завершает­ся строительство парадных дворцово-парковых комплексов Ф. Лефорта и Ф. Головина, которые предназна­чались для официальных праздников и фактически находились в распоря­жении Петра I. Эти ансамбли распо­ложены на противоположных берегах р. Яузы, развернуты своими фасада­ми на реку и визуально связаны ме­жду собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры, а в планировке прослеживаются тенден­ции композиционно-осевого построе­ния. Головинский и Лефортовский сады явились школой новых прие­мов садово-паркового искусства, ко­торые с успехом были развиты в Пе­тербурге и прежде всего в его пер­вом — Летнем — саду.

В настоящее время территория Лефортов­ского парка имеет площадь 65,5 га и находит­ся на государственной охране как памятник садово-паркового искусства. Здесь сохрани­лись дворец, элементы планировки водных устройств, садовые сооружения. Головинский сад почти не сохранился.

 

Летний сад. Летняя резиденция Петра I, площадь 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг), Ле­бяжья канавка (запад), р. Фонтан­ка (восток). В первой четверти XVIII в. существовало четыре Лет­них сада — первый и второй в грани­цах существующего в настоящее вре­мя сада (11,2 га), третий — ныне Михайловский сад (10 га) и Боль­шой луг (Марсово поле, 9 га), чет­вертый— Итальянский сад (11 га).

Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г. под непосредст­венным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в течение многих лет.

 

I (1704—1711) — разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фон­танов; 1710 г.— закладка дворца.

II (1711 —1716) —завершается строитель­ство дворца (арх. Д. Трезини), украшенного в 1714 г. барельефами А. Шлютера; у двор­ца строится гавань, на берегу Невы возво­дятся 3 галереи. Завершается осуществление в натуре первоначальной планировки сада: в его центре устраиваются 4 больших квад­рата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгородью (са­довый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714—1716), Лебяжий канал (1711).

III (1716—1725) — возводятся второй Лет­ний дворец (1721), «Зала для славных торжествований» (1725), грот (арх. А. Шлютер и Г. Маттарнови, 1721 —1724), гавань у дворца облицовывается гранитом (1723), по проекту А. Земцова садовым мастером К. Шре­дером устраивается лабиринт с фонта­нами.

В квадратах, на месте цветников, создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Ли­товский канал (1718) и для подачи воды в Фонтанку, питающую систему фонтанов,— 3 водовзводные башни (1724). В 1716—1719 гг. арх. Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ан­самбля Летних садов (не осуществлен).

IV (1732—1826) — на месте «Залы для славных торжествований» возводится деревян­ный дворец Анны Иоанновны (1732). Строится дворец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734), сад у нового Лет­него дворца (1736), амфитеатр (1736, арх. В. Растрелли); устанавливаются скульптуры (1736), ведется облицовка гранитом Невских набережных (1720—1784), устраивается огра­да (арх. Ю. Фельтен, 1770—1784).

После наводнения в 1777 г. в третьем Лет­нем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанавливаются. Возводится дворец для Павла I (Михайловский замок, арх. В. Ба­женов и В. Бренна, 1797—1800). После навод­нения 1824 г. и завершения строительства Михайловского замка (1819—1Ч825) примыка­ющий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется в пейзажный парк — Михай­ловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был построен павильон Росси (1825 г.). В первом Летнем саду на бе­регу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826), а в массиве насаждений — Чайный домик (арх. Л. Шарлемань, 1827). Претерпевает измене­ния и Большой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (арх. В. Растрелли), который в конце XVIII в. был уничтожен, а это место впоследствии стало называться Ца­рицын луг.

Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (арх. В. Бренна), в 1801 г.— памятник Суворову (скульптор М. Козловский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Царицын луг полу­чил название Марсова поля.

В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт).

После 1824 г. царская резиденция стала общественным городским парком.

 

Несмотря на все изменения, про­изводившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные до­роги. Они пересекались поперечны­ми, образуя квадраты боскетов, об­рамленных шпалерами. Однопородные посадки в боскетах называли рощами — липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшие­ся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре центральных боскета, богато убранные фонтанами и скульпту­рой, имели различные устройства — вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.

У р. Фонтанки стоял грот — обяза­тельная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 за­лов, соединенных арочными проема­ми. Фасад был украшен рустованны­ми колоннами и увенчан высоким ку­полом. На парапете, окружавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплавание и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковина­ми, толченым стеклом, украшены скульптурой и фонтанами.

Одним из главных украшений сада были работы известных венециан­ских скульпторов — П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и темати­ческие серии на аллегорические и мифологические темы. В 1736 г. в са­ду было около 200 изваяний.

Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Нов­города, Воронежа, Киева и Голландии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соли­камска, тюльпаны из Голландии, ли­лии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д.

Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с двор­цом, а замыкается галереей — чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, в сравнении с предшествующими ему Головинским и Лефортовским в Москве, просле­живаются и новые черты — стремле­ние к целостному решению террито­рии, ее идейному единству, планиро­вочному и масштабному соподчине­нию частей. Планировка территории носит уже вполне европейский ха­рактер.



2015-12-08 2684 Обсуждений (0)
Садово-парковое искусство XVIII в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Садово-парковое искусство XVIII в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2684)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)