Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы экономического анализа



2015-12-08 975 Обсуждений (0)
Методы экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под методом математической науки понимается свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета, т.е. способ своего познания.

Метод экономического анализа – это диалектический подход и способы изучения хоз. процессов, измерение и обобщение влияния на изменение результатов хоз. деятельности в динамике и статике.

Методам экономического анализа свойственно:

¾ использование системы показателей

¾ изучение причин изменения этих показателей

¾ выявление и измерение взаимосвязей между ними.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания.

Диалектика исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии.

Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Это одна из характерных черт АХД.

Использование диалектического подхода в анализе означает, что изучение хозяйственной деятельности предприятий должно проводиться с учетом всех взаимосвязей. Чтобы понять и правильно оценить то или другое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями. Это одна из методологических черт метода АХД.

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение деятельности влияния факторов на результаты деятельности.

Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осуществить методом индукции и дедукции. Способ исследования причинных связей с помощью логической индукции заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных факторов к обобщениям, от причин к результатам. Дедукция – это такой способ, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам. Индуктивный метод в анализе используется в сочетании и единстве с дедуктивным.

Использование диалектического метода в АХД означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одним из направлений методологии исследования.

Главные особенности системного подхода – это динамичность, взаимодействие, взаимозаменяемость и взаимосвязь элементов системы, комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена.

Таким образом, метод АХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования организации.

Метод экономического анализа – это система технических приемов изучения процессов и явлений:

1. Сравнение (сравнительный) – это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже с известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними (сравниваются плановые и фактические значения, фактические и нормативные, отчетные и прошлые двух разных предприятий)

Горизонтальный (временной) сравнительный анализ – это сравнение каждой позиции отчетности отчетного года с предыдущим годом. Используется для определения абсолютных и относительных отклонений, фактического уровня исследуемых показателей от базисного (планового, прошлого периода, среднего уровня и т.д.)

Вертикальный (структурный) сравнительный анализ – изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого меду собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала), а также влияния факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после измерения соответственного фактора.

Трендовый сравнительный анализ – применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики с помощью тренда формируется возможные значения показателей в будущем, т.е. тренд – перспективный прогнозный анализ.

Одномерный – сравнительный анализ - это сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.

Многомерный сравнительный анализ - это сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей и проведение комплексного анализа и обобщение результатов деятельности организации (рейтинговая оценка).

2. Использование относительных и средних величин

3. Использование группировок

4. Балансовый метод

5. Графические методы

6. Табличный метод

7. Факторный анализ (методика комплексного всестороннего изучения влияния факторов на величину результатов показателей)

Этапы факторного анализа:

1. отбор факторов, влияющих на показатель

2. классификация и систематизация факторов

экстенсивные – количественные

интенсивные – качественные

внутренние

внешние

3. определение формы зависимости между факторами и показателями

4. моделирование между факторами и показателями

5. расчет влияния факторов




2015-12-08 975 Обсуждений (0)
Методы экономического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы экономического анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (975)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)