Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика теоретической части курсовой и дипломной работы



2015-12-08 1386 Обсуждений (0)
Общая характеристика теоретической части курсовой и дипломной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Теоретическая часть курсовой или дипломной работы является отражением работы студента, связанной с теоретическим анализом литературы по определенной научной проблеме.

Основные этапы работы студента над теоретической частью курсовой/дипломной работы:

1. Выбор темы курсовой/дипломной работы. Изначально тема, как правило, носит широкий характер. Тематика реферативных, курсовых и дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедр общей и социальной психологии факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и доводится до сведения студентов. Возможна самостоятельная формулировка студентом темы научной работы и предложение ее научному руководителю.

2. Поиск литературы по теме и оформление библиографического списка.

3. Конкретизация темы курсовой/дипломной работы совместно с научным руководителем и формулировка научной проблемы.

4. Разработка плана теоретической части научной работы.

5. Анализ литературы по изучаемой проблеме согласно составленному плану.

6. Оформление научного текста.

7. Формулировка выводов по теоретической части курсовой и дипломной работы.

При написании теоретической части работы студентами должны быть освоены следующие основные умения [7, с. 13]:

- Самостоятельный поиск информации по заданной теме.

- Отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной.

- Анализ и синтез знаний и исследований по проблеме.

- Обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам.

- Логичное и последовательное раскрытие темы.

- Обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов на основе обзора литературы.

- Стилистически правильное оформление научной мысли.

- Грамотное оформление научного текста.

- Правильное оформление научной работы.

Обучение этим умениям осуществляется под руководством научного руководителя. На консультациях он оказывает студентам необходимую методическую и методологическую помощь. Поиск литературы по теме и отбор необходимого содержания осуществляется студентами самостоятельно.

Один из вопросов, как правило, вызывающих трудности у студентов является вопрос формулировки конкретной темы научного исследования. Сравним две формулировки: 1) «Ответственность личности», 2) «Личностные детерминанты профессиональной ответственности у психологов-консультантов». Первая формулировка является отражением общего направления научного исследования. Вторая – предполагает ориентацию исследователя на конкретную категорию испытуемых (психологи-консультанты), а также отдельные стороны изучаемого явления (в данном случае вид ответственности и его детерминанты). Для перехода от общей формулировки темы к более конкретной необходимо тщательное знакомство студента с имеющейся научной литературой по выбранному научному направлению.

 

 

3.2. Структура и содержание теоретической части курсовой и дипломной работы

В теоретической части работы необходимо полно и системно раскрыть тему научного исследования. Предметом анализа должны быть научные теоретические подходы, результаты эмпирических исследований, противоречия, полнота или недостаточность существующей в психологии информации относительно изучаемого явления.

Задачей студента является демонстрация его основательного знакомства с работами по теме, умения анализировать и систематизировать источники, критически их оценивать, выделять существенное, давать сравнительную характеристику различных авторских подходов к изучению научной проблемы [7].

В ходе анализа литературы по проблеме исследования студент определятся с ведущим подходом, который становится теоретическим основанием, базой для эмпирического исследования, что необходимо отразить в работе.

Пример: Теоретическим основанием нашего исследования стал подход к кризису возрастного развития классиков отечественной психологии Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

 

Существуют несколько способов выстраивания логики теоретической части курсовой/дипломной работы [7, с. 71-73]:

1) переход от анализа общих проблем к описанию конкретных вопросов;

2) хронологический принцип (описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными);

3) рассмотрение подходов к исследованию проблемы (делается акцент на различии исследовательских парадигм – подходов к изучаемому явлению в разных научных школах);

Пример: «При рассмотрении проблемы мотивации в бихевиоризме внимание обращалось, прежде всего, на…»; «В психоанализе главный акцент в изучении мотивации был сделан на…»; «Представители когнитивной психологии анализировали…»

4) изучение логических аспектов динамики психических явлений (выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению психического явления);

Пример: При изучении самооценки анализируются предпосылки ее формирования, факторы, оказывающие влияние на нее, следствия неадекватной самооценки, поведение человека с разными типами самооценки.

5) исследование отдельных сторон проблемы (анализ значимых для глубокого понимания изучаемого явления аспектов)

Пример: При изучении агрессии необходим анализ: 1) понятии агрессии, 2) видов агрессии, 3) причин ее формирования, 4) взаимосвязи склонности к агрессии с другими личностными чертами.

Рассмотренные типы построения теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, его видения изложения анализа научной информации, а также в целом логики научного исследования.

 

Теоретическая часть работы состоит из глав и параграфов. Глава – это раздел курсовой или дипломной работы, отмечаемый нумерацией и тематическим заголовком. Глава состоит из параграфов и, иногда, подпараграфов.

Параграф – это часть текста внутри главы, имеющий самостоятельное значение и нумерацию. Теоретическая часть работы может содержать одну или несколько глав в зависимости от сложности объекта исследования, а также от степени изученности проблемы в психологии. Нежелательно, чтобы глав было больше 2-3, не допустимо, чтобы в главе отсутствовали параграфы. Объем параграфа должен быть не менее 3 страниц. Если в теме заявлено изучение многих переменных, то каждой из них может быть посвящен отдельный параграф, но не глава. Один из возможных вариантов структурирования информации по главам – от общих категорий темы к ее частным аспектам, от целого к части или от объекта к предмету. Например, 1 глава может раскрывать объект исследования, а 2 глава – его предмет. Представленная таким образом информация была бы более понятной. Важно, чтобы тема, каждый ее компонент были полностью раскрыты, а все параграфы были соединены друг с другом последовательностью текста, без логических разрывов. В каждом параграфе необходимо полно раскрыть то, что обозначено в его названии. Условно в каждом параграфе можно выделить: введение (введение в тему параграфа, представление структуры, логики параграфа, его задач и т.д.); основную часть (представление различных научных взглядов, их анализ, сравнение, выделение общего и различного, выражение собственного отношения к излагаемому материалу, собственных взглядов по рассматриваемым вопросам); заключение (обобщение информации, выделение наиболее важной, значимой для данной работы, переход к теме следующего параграфа, подчеркивание их логической связи).

 

Наиболее типичные, распространенные ошибки студентов при структурировании теоретической части:

1. Не раскрывается важный аспект проблемы, обозначенный в названии работы. В результате работа выглядит не полной, не до конца проработанной.

2. Отсутствует логика в построении глав, параграфов.

3. В виде отдельных разделов теоретической части выделяются незначительные, «узкие» аспекты темы, которые не вписываются в структуру теоретической части, либо вопросы, не имеющие прямого отношения к теме исследования.

4. Объем параграфа менее 3 страниц. Не нужно выделять его в качестве отдельного параграфа.

Для того, чтобы избежать подобного рода ошибок, важно до и после работы с информационными источниками, составить предполагаемую структуру работы с названием глав и параграфов и обсудить ее с научным руководителем.

 

Основные требования к содержанию теоретической части:

- Название глав и параграфов теоретической части должны соответствовать названию темы работы и эмпирическому исследованию, т.е. они должны раскрывать заявленную тему.

- В работе должно быть проанализировано достаточное количество библиографических источников (не менее 15-25 для курсовых работ в зависимости от курса обучения, и 30-35 - для дипломных работ). Анализ библиографических источников позволяет осуществить и продемонстрировать разные научные подходы, точки зрения, реализовать разносторонний взгляд на проблему исследования, в том числе с позиций различных наук: психологии, философии, культурологии и др. В работе необходимо использовать первоисточники, и новейшую литературу по теме исследования.

- Текст теоретической части работы должен включать в себя описание, представление информации, различных научных подходов и точек зрения, их анализ, сравнение, обобщение, выражение собственной точки зрения.

- При использовании информации из других наук необходимо перевести ее на язык психологии, т.е. соотнести данные понятия, явления с психологическими явлениями, подчеркнуть их взаимосвязь.

 

Выводы по теоретической части исследования должны отражать основное содержание, наиболее важные идеи, положения по теоретической части и подводить к формированию гипотезы исследования. Они должны быть четко и кратко сформулированы. Положения в них не должны повторяться, а число выводов следует ограничить. Количество выводов может соответствовать количеству параграфов теоретической главы. Выводы должны быть сформулированы по каждому параграфу каждой из теоретических глав работы.

 



2015-12-08 1386 Обсуждений (0)
Общая характеристика теоретической части курсовой и дипломной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика теоретической части курсовой и дипломной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1386)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)