Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объект и предмет исследования



2015-12-08 2150 Обсуждений (0)
Объект и предмет исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Объект и предмет исследования являются одними из основных категорий, отражающими методологию процесса научного познания.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения [9, с. 14].

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения (там же). Предмет исследования рассматривается как сторона объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы [8, с. 26].

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет вычленяется из объекта как его часть, которая становится наиболее важной в процессе исследования.

Очень важно обратить внимание на соответствие темы, объекта, предмета и цели исследования. Именно предмет исследования определяет тему и цель курсовой и дипломной работы.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики явления и т.д. [11, с. 11].

Примеры формулировок объекта и предмета психологического исследования:

Пример 1:

Объект исследования – личность старшеклассника

Предмет исследования – самоотношение как фактор копинг-стратегий личности в ситуации профессионального самоопределения

Пример 2:

Объект исследования – организация

Предмет исследования – корпоративная культура как фактор мотивации труда сотрудников организации.

Пример3:

Объект исследования – межличностные отношения в подростковой группе

Предмет исследования – самооценка и тревожность как факторы социометрического статуса подростка в группе.

 

Цель, задачи и гипотезы исследования

 

Цель психологического исследования – желаемый конечный результат, благодаря достижению которого разрешается научная проблема, имеющая теоретико-познавательный или прикладной характер.

Обычно в рамках курсовых и дипломных работ формулируются следующие виды целей [11]:

Выявление взаимосвязи или взаимовляиния психических явлений.

Важно обратить внимание, что при постановке подобной цели недостаточно установления только факта наличия взаимосвязи. Необходимо конкретизировать данную цель в задачах: определение ее тесноты, направленности устойчивости; выявление целостной структуры взаимосвязей и места той связи, которая находится в центре внимания исследователя.

Пример 1: Выявить взаимосвязь мотивации труда сотрудников с типом корпоративной культуры организации.

Пример 2: Изучить влияние имиджа руководителя на групповую сплоченность и социально-психологический климат в организации.

Создание классификации, типологии

Разработка классификации предполагает, прежде всего, определение критериев (оснований) классификации, которые формулируются на основании анализа психологической литературы. Выделенные типы (группы) должны отражать существование значимых различий в проявлении изучаемого явления.

Пример 1: Определить типы представлений об успешном и удачливом человеке.

Пример 2: Построить типологию сотрудников в зависимости от уровня приверженности организации.

Определение характеристик явления

Основанием для постановки такой цели могут быть: 1) обнаруженная исследователем или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент; 2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

Пример: Изучить социальные представления об успешном и удачливом человеке.

Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут предметом его рассмотрения, отмечает противоречивость, недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, понятия, связанные с изучаемым явлением.

Пример: Определить личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы.

Изучение динамики явления

Чаще всего в психологических исследованиях студентов изучается возрастная динамика определенного явления. Важно помнить, что данного рода исследования сочетают в себе использование двух типов организационных методов: 1) метода «поперечных срезов», позволяющего изучить возрастные особенности определенного явления; 2) метода «продольных срезов» (лонгитюда), направленного на изучение динамики явления в ходе развития личности.

Пример: Изучить динамику ответственности в младшем школьном возрасте

Кроме выше перечисленных в качестве целей психологического исследования более высокого уровня (исследования в кандидатской диссертации) могут быть выбраны:

ü Описание нового феномена, эффекта.

ü Выделение общих закономерностей функционирования явления.

ü Адаптация психодиагностической методики.

ü Создание психодиагностической методики.

 

Задачи исследования

 

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи делят цель исследования на подцели (цели второго порядка). Последовательность задач отражает логику и характер эмпирического исследования курсовой (дипломной) работы.

Важно обратить внимание на то, что формулировки параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, являются идентичными формулировкам отдельных задач исследования. Количество параграфов эмпирической части, посвященных представлению результатов, как правило, соответствует количеству выдвинутых задач.

Обычно формулировки задач исследования начинаются с глаголов: «выявить», «определить», «изучить» и т.п.

Пример 1

Формулировка задач исследования:

1. Определить преобладающий вид трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучить доминирующий тип корпоративной культуры, а также соотношение имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры в организации.

3. Изучить влияние имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации на различные виды трудовой мотивации сотрудников (внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной).

Формулировка параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, соответствующих задачам исследования:

1. Исследование трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучение корпоративной культуры организации.

3. Изучение влияния корпоративной культуры на трудовую мотивацию сотрудников организации.

Пример 2

Формулировка задач исследования:

1. Изучить уровень тревожности супругов.

2. Исследовать степень удовлетворенности браком супругов.

3. Определить взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Формулировка параграфов эмпирической части

1. Изучение уровня тревожности супругов.

2. Исследование удовлетворенности браком супругов.

3. Изучение взаимосвязи уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Таким образом, названия параграфов эмпирической части в оглавлении курсовой или дипломной работы указывают на поставленные автором задачи и последовательность их решения (см. Приложение 2).

 

Гипотезы исследования

 

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией [11].

В курсовых и дипломных работах студентов, как правило, выдвигаются теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.

Теоретическая гипотеза – научное теоретическое предположение, отражающее определенные закономерности функционирования психических явлений. Это положение может касаться взаимосвязи, взаимовлияния, структуры явлений и т.п. Теоретическая гипотеза формулируется на основании глубокого анализа объекта и предмета исследования, с использованием имеющихся психологических знаний. В теоретической гипотезе отражен недостаточно теоретически доказанный психологический факт, закономерность, что является основанием для формулировки эмпирических гипотез.

Пример 1: Тип корпоративной культуры является фактором формирования трудовой мотивации сотрудников организации.

Пример 2: Представления о профессиональной успешности детерминируют реальную профессиональную успешность личности.

Эмпирическая гипотеза – это научное предположение, проверяемое опытным (эмпирическим) путем. С помощью комплекса эмпирических гипотез осуществляется пошаговая проверка обоснованности выдвинутой теоретической гипотезы. Формулируются эмпирические гипотезы на основании задач исследования: желательно, чтобы каждой задаче соответствовала как минимум одна (может быть и более) эмпирическая гипотеза.

Эмпирические гипотезы формулируются в вероятностном виде, должны быть краткими и лаконичными.

Пример формулировки эмпирических гипотез:

1. У сотрудников организации будет преобладать внешняя положительная трудовая мотивация.

2. Доминирующим типом корпоративной культуры организации будет иерархически–рыночный тип.

3. Будут выявлены значимые различия имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации.

4. Адхократический тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внутреннюю трудовую мотивацию сотрудников организации.

5. Рыночный тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внешнюю положительную трудовую мотивацию сотрудников организации.

6. Клановый и иерархический типы корпоративной культуры будут оказывать значимое влияние на внешнюю отрицательную трудовую мотивацию сотрудников организации.

С информацией о статистических гипотезах можно ознакомиться в параграфе, посвященном представлению результатов эмпирического исследования.

 



2015-12-08 2150 Обсуждений (0)
Объект и предмет исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объект и предмет исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)