Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Органы исполнительной власти



2015-12-08 878 Обсуждений (0)
Органы исполнительной власти 0.00 из 5.00 0 оценок




5. Органы судебной власти.

По своей сущности Афинское государство являлось политической ор­ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собойдемок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;

Основными органами Афинского государства являлись:

§ Народное собрание;

§ Совет пятисот;

§ гелиэя;

§ коллегия стратегов;

§ коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти былоНародное собрание - экклесия.

Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но

ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

3. Рабочим органом Народного собрания былСовет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действо-вал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из

своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания.

По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

 

4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциямиколлегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятель­ных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенцииколлегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избирае­мых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кро­ме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называ­емую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом былагелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

 

РЕФОРМЫ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: СОЛОНА, КЛИСФЕНА,

ЭФИАЛЬТА, ПЕРИКЛА

Афинский аристократ Солон своими реформами

запретил долговое рабство для граждан и вернул

очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах

могли стать только пленные.

Политическая реформа Солонаустанавливала

имущественный ценз и была направлена на уничто-

жение наследственных привилегий знати, замену

привилегий происхождения привилегиями богат-

ства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин

могли участвовать в управлении государством.

Солон закрепил деление граждан на четыре

разрядапо имущественному признаку. Самые бо-

гатые были причислены к первому разряду. Просто

богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан

получали право замещения всех важнейших постов

в государственном аппарате, но архонтами и каз-

начеями могли становиться лишь представители

первого разряда. Третий разряд составили гражда-

не среднего достатка. Все прочие - феты - были

зачислены в один четвертый и последний разряд.

По предложению Солона высшим органом власти

было афинское Народное собрание. Оно было

самым высоким органом власти и получало самые

широкие полномочия: принимало законы, решало

законы о войне и мире, заключало или расторгало

договоры с другими полисами, избирало должност-

ных лиц и проверяло их работу. В Собрании каж-

дый имел право высказаться и каждый вопрос тща-

тельно обсуждался. Были созданы два новых органа:

совет четырехсот и так называемая гелиэя -суд

присяжных.

Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние

на Народное собрание и прямо ограничивал власть

ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным

органом одновременно. В народном собрании участ-

вовали все разряды свободного населения.

В 509г. дон. э. аристократ Клисфениниции-

рует реформы, которыми были ликвидированы

старые племена.Взамен родоплеменному делению

граждан было введено их территориальное разделе-

ние. Аттика была разделена на 10 территориальных

фил,каждая их которых включала три находящиеся

в разных местах территории (тритии) - городскую,

прибрежную и земледельческую.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма

(изгнание из государства как мера превентивного

наказания к лицам, которых считали опасными

в политическом плане).

В новых филах граждане были перемешаны таким

образом, что преобладание сосредоточилось в ру-

ках горожан-ремесленников, купцов. Землевладель-

ческая «равнина» была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наимень-

шие районы - емы. Их было около ста.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него

стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от

каждой новой филы.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Афинах возникла политическая традиция, преду-

сматривающая разработанную процедуру принятия

законов Народным собранием, что было заложено

реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э.

Основным источником афинского правав пе-

риод расцвета демократии был религиозный обы-

чай. Его строгое соблюдение признавалось непре-

менным элементом демократии.

Древнейшей систематизацией афинского права счи-

таются законы Драконта,относящиеся к VIIв. до

н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие ово-

щи и плоды несли то же наказание, что и отцеубий-

цы, - смертную казнь.

При Солоне законы Драконта были отменены, за

исключением нескольких постановлений об убийстве.

С тех пор афинское право становилось весьма аморф-

ным образованием. Значительная часть его была, как

и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Ге-

лиэя могла создавать каждый раз новую норму, руко-

водствуясь убеждением. То есть оставалось место для

прецедента. После тсго как Греция была завоевана

Филиппом Македонским, Афины и многие другие по-

лисы потеряли свою независимость. Но каждый город

имел собственное право. Судебные споры должны

были решаться на основе правовых актов.

Право, регламентирующее имущественные отно-

шения,достигло в Древних Афинах высокой степени

развития. Собственник имущества имел ничем не стес-

ненное право распоряжения землей, скотом, рабами

и прочим своим добром. Широкое распространение

денежных отношений, особенно ростовщичества, по-

зволяло накапливать большие состояния. >У сическое рабство.

12.Рабовладельческое государство в Спарте

1. Возникновение государства.

2. 0бщественный строй.

З. Государственный строй.

1. Спарта, илиЛакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин- - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие, соци-альные группы:

• спартиаты;

• гипомейены;

• периэки;

• илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

3. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание-апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами. Собраниене обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались. Все решения Народного собрания находились под контро­лем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумяцарями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем кол­легией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся На­родным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в . их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследо­ванный от родоплеменной организации.

Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба царя. Первоначально герусия рас­сматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

 

 

13.Царский период Древнего Рима

Периодизация.



2015-12-08 878 Обсуждений (0)
Органы исполнительной власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Органы исполнительной власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (878)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)