Вопрос 2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован федеральными законами от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» и международными договорами и соглашениями. Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в страну, имеют свои особенности по времени (оформление документов, пребывания в стране и выезд или изменение гражданства). Административная дееспособность зависит от того, какие права и обязанности они реализуют своими действиями на общих основаниях, а какие на основании положений, указанных в международных договорах и соглашениях. На основании ст. 62 Конституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной провосубъектности, чем граждане России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспечения государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законодательства о воинской обязанности и воинской службе. Нахождение этой категории лиц также различается в зависимости от цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию России транзитом. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кроме того, к ним могут быть применены меры административной ответственности за проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении срока пребывания, несоблюдения правил транзитного проезда через территорию России. В соответствии с ст. 3.10 КоАП РФ эти лица могут быть выдворены за пределы РФ. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного наказания устанавливается и назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими уполномоченными должностными лицами. Иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом или в соответствии с международными договорами, не подпадают под действие административной юрисдикции, а признанные в законном порядке беженцами или вынужденными переселенцами имеют особый административный статус. Выезд из России и въезд в РФ (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ и указанным выше федеральным законом. В случае, если международным договором РФ установленные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, действуют правила международного договора. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию и выезде из РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Россией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ либо органами внутренних дел или Министерством иностранных дел РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Основанием для оформления въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ. В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в РФ по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством РФ. Основанием для оформления въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства является также надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке. Въезд в РФ иностранным гражданам или яйцам без гражданства не разрешается в случаях, если • это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; • в период своего предыдущего пребывания в РФ они были осуждены в соответствии с законодательством РФ за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, — в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке; • они не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством России, — до их представления; • они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции, — до представления такого сертификата. Выезд из России иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они • в соответствии с законодательством России задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда; • осуждены за совершение преступления на территории России, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; • уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; • не выполнили предусмотренные законодательством России обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств. Транзитный проезд через территорию России без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если он • совершает беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию России; • следует на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеет надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; • проживает на территории государства, с которым Россия имеет соответствующий международный договор. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств: • стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; • необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия; • болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья; • непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки. Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из РФ и (или) въезд в РФ, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством России.
Заключение В заключение следует обратить внимание на административную правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Административная дееспособность зависит от того, какие права и обязанности они реализуют своими действиями на общих основаниях, а какие на основании положений, указанных в международных договорах и соглашениях. На основании ст. 62 Конституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной провосубъектности, чем граждане России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспечения государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законодательства о воинской обязанности и воинской службе.
Список литературы Нормативные акты: Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 2006. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5712; 2004. № 25. Ст. 2478. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.; 2004. № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ч. I. Ст. 12. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Утв. Указом 11рсзидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314; // СЗ РФ. 2004. №42. ст. 4109. Положение о Федеральной регистрационной службе. Утв. Указом I резидента РФ от 13 октября 2004 г. № 1315; //СЗ РФ. 2004. № 42. ст. 4110. Положение о Федеральной службе судебных приставов. Утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316;//СЗРФ. 2004. № 42. ст. 4111. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Vтн. Указом Президента РФ от 9 мая 2004 г. № 314; // СЗ РФ. 2004. № 11. ст. <>45. В ред. от 20 мая 2004 г. № 649; // СЗ РФ. 2004. № 21. ст.2034; № 31. ст. 1234; // РГ РФ. 2004. 16 сентября. Основная: Дмитриев Ю.А., Евтеева А.В., Петров СМ. Административное право: Учебник. -М.: Изд-во ЭКСМО. 2006. Административное право: Учеб. пос. / Под ред. В. С. Четверикова. М.: ППФРА-М. 2005. С. 16-36. Административное право РФ. Учебно-методический комплекс. / Под |«гд. д.ю.н., профессора Н. М. Конина. М.: НОРМА. 2005. С. 104-127. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Химннева. М., 2004.Административное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.А. Юсупова, В. М. Симухина. М., 2003. Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука.М., 2003. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. Бребан Г. Французское административное право. М: Прогресс, 1998. Конин Н. М. Российское административное право. Особенная часть: Курс лекций. Саратов, 2003. Административное право зарубежных стран. М.:СПАРК, 1996. Исполнительная власть в Российской Федерации / Под ред. А.Ф. Ноздрачева, Ю.А.Тихомирова. М.: БЕК, 1996. Дополнительная: Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // ГП. 1993. №2. С. 37-46. Бахрах Д.Н. Административное право как вид государственной власти //ГП. 1992. №3. С. 13-20. Бахрах Д.Н., Савицкий П.И., Бребан Г. Французское административное право // Правоведение. 1990. № 2. С. 109. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права. // Государство и право. 1993. № 2. С. 37-46. Бахрах Д.Н. О предмете административного права в России. // Государство и правою 2003. № 10. С. 31-39. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право: Альбом схем. М 2002. Юсупов В. А. Научная организация исполнительной власти. Волгоград, 2003.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (726)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |