Метод пропорционального деления и долевого участия
Для кратных (деление) и кратно-адетивных (сложение) моделей используется метод пропорционального деления (долевого участия). Пример: влияние материальных затрат на с/с. ∆ССмз = ∆СС% * ∆МЗ/(∆МЗ + ∆ОТ + ∆СО + ∆ПЗ) где СС – себестоимость, МЗ – материальные затраты, ОТ – оплата труда, СО – социальные отчисления, ПЗ – прочие затраты. Себестоимость изменилась на 5%, МЗ увеличились на 20 тыс. руб., ОТ увеличилась на 5 тыс. руб., СО увеличилась на 300 руб., ПЗ уменьшились на 700 руб. ∆ССмз = 5% * 20 тыс / 24,6 тыс. = 4,06%
∆ССот = ∆СС% * ∆ОТ/(∆МЗ + ∆ОТ + ∆СО + ∆ПЗ) Этот методиспользуют для анализа аддитивных и кратно-аддитивных моделей. , где - общее изменение результирующего показателя, т. е. общее изменение разбиваем пропорционально доле прироста фактора в общем изменении. Аналогично и т. д. Метод кратного остатка (пропорционального деления) применяется, в частности, для анализа модели рентабельности капитала: , где – рентабельность капитала; – прибыль; – основной капитал; – оборотный капитал. Рассмотрим порядок проведения такого анализа на примере. Если анализируются показатели за разные периоды, то необходимо привестиих к сопоставимому виду: - по временному интервалу (или моменту); - методике расчета; - ценам; - структуре; - производственной программе. Если сразу нельзя привести показатели в сопоставимый вид, то можно выделить влияние фактора, не позволяющего обеспечить сопоставимость. Особенность рассмотренных методов факторного анализа состоит в том, что все влияние распределяется только на те факторы, которые исследователем включены в модель. Здесь возникает проблема учета влияния других факторов, которые в модель не включили. Для приведения в сопоставимость по объему (например, при анализе изменения затрат) необходимо плановые затраты пересчитать на фактический объем и уже после этого сравнивать с фактическими затратами. Абсолютное изменение затрат рассчитывают так: , где - абсолютное изменение затрат. Для определения относительного изменения затрат (которое выражается в виде коэффициента или в процентах) необходимо разделить затраты фактические на затраты плановые: . Аналогично можно определить изменение фонда заработной платы в результате изменения численности работников. В качестве примера приведения показателей в сопоставимый вид по ценам рассмотрим сравнение объемов выполненных работ. Поскольку цена – это качество, а объем – количество, то в формуле применяем базисные цены. Изменение объема реализации (выручки) за счет изменения цены рассчитывают по формуле . Для сопоставления объемов при неизменной структуре работ необходимо применять формулу: . Здесь и - общий объем произведенной продукции (фактический и плановый соответственно), а и - доля продукции i-го вида в общем объеме продукции. Изменение объема продукции рассчитывается при плановых значениях и ). Для приведения показателей в сопоставимый вид по методике расчета необходимо пересчитать данные за предыдущий период по новой методике. После этого фактические данные отчетного периода сравниваются со скорректированными данными прошлого периода. Балансовый метод используется в детерминированных жестких системах. Он состоит в том, что значение показателя на конечный момент равно сумме значения на начальный момент и изменения за период, т. е. . Например, балансовым методом рассчитывают наличие основных фондов на конец периода: .
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1059)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |