Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темперамент и деятельность человека



2015-12-07 853 Обсуждений (0)
Темперамент и деятельность человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В отношении определения взаимосвязи темперамента и деятельности существуют два подхода.

Представители первого считают, что темперамент лишь проявля­ется в самых разных сферах деятельности и окрашивает самые различ­ные поведенческие акты, создавая тот или иной индивидуально-типо­логический стиль деятельности (В. С. Мерлин,1970).

Сторонники второго не согласны с тем, что свойства темперамен­та выступают лишь в роли общих предпосылок деятельности и оказы­вают влияние преимущественно на ее динамику и стиль. Они полага­ют, что темперамент не существует вне деятельности в широком смыс­ле этого слова, поскольку формируется в процессе самой деятельности, в результате генерализации ее динамических психологических харак­теристик (В. М. Русалов,1978). В таком случае он не может не влиять на нее или не быть связанным с конечными результатами деятельности.

Влияние темперамента на деятельность не всегда заметно, потому что маскируется мотивами, целями и другими содержательными ха­рактеристиками личности, которые могут подчинять себе проявления свойств темперамента. Стремясь построить карьеру, сохранить хоро­шие отношения с окружающими, одержать победу в соревновании и т. д., человек может усилием воли сдерживать эмоции, работать в не­свойственном для себя темпе, демонстрировать интерес к общению.

Более отчетливым и значимым влияние темперамента становит­ся в ситуациях совместной деятельности, когда люди должны согласо­вывать поведение между собой. По мнению В. М. Русалова (1982), в совместной деятельности складывается общий фонд информации, формируются новые, специфические механизмы регулирования. Ви­доизменяется динамика психических процессов и состояний, происхо­дит взаимная подстройка, коррекция и контроль за деятельностью.

Отсюда он делает вывод, что развитие темперамента происходит двумя путями:

1) вслед за биологическим возрастным развитием;

2) в результате сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе вос­питания и тренировки.

Заданный от природы индивидуальный уровень энергодинами­ческих возможностей (активность гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность неза­висимо от ее мотивов, целей и пр., неизбежно приводит к обобщению определенных психических характеристик. Последние выступают в ро­ли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Таким образом, характеристики темперамента не столь­ко окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают ор­ганизм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в пер­вом случае будет под угрозой за счет чрезмерной истощаемости, а во втором случае — за счет слабого, пассивного освоения предметного мира. Именно в этом и состоит, с точки зрения В. М. Русалова, приспо­собительная, адаптивная роль темперамента.

Психологами собран богатый экспериментальный материал, сви­детельствующий о значимости темперамента и отдельных его свойств в трудовой и учебной деятельности.

Было отмечено, что в начале обучения в вузе затрудне­ния испытывают необщительные студенты. Именно они в первую оче­редь отчисляются из-за прекращения занятий и неуспеваемости. Од­нако к концу обучения эти различия стираются.

Таким образом, регулирующая функция темперамента сказывает-
ся в различных областях предметной деятельности, причем как моде-
лируемой, так и реальной. Особенно явно она проявляется в совместной деятельности при разделении труда.

С. Л. Рубинштейн (1998) указывал, что темпы деятельности отли­чаются в разных обстоятельствах. Если она выполняется вынуж­денно, идет вразрез со склонностями, способностями и характером, неинтересна человеку, ее темпы вряд ли будут высокими. И наобо­рот, увлеченность деятельностью и благоприятные условия, скорее всего, ускорят темпы ее выполнения.

Очевидно, что при любом темпераменте можно развить все обще­ственно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы раз­вития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому со свойствами темперамента необходимо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к все­стороннему развитию умственных и физических способностей.

С социальной и тем более с правовой точки зрения темперамент не подлежит оценке, так как не определяет социальную ценность человека, поскольку не связан с его мировоззрением, убеждениями, сознанием. Поэтому, исходя из основных динамических свойств нервной системы, темперамента человека, прежде всего, необходимо видеть, к какой деятельности он более предрасположен.

В ходе различных следственных, судебных действий необходимо учитывать свойства темперамента свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подсудимых), чтобы наиболее продуктивно развивать с ними в нужном направлении диалог, лучше понимать причины психологического характера их поведения в процессе судопроизводства.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные типы темпераментов, дайте им краткую характеристику.

2. Каковы свойства темперамента?

3. Какова роль темперамента в формировании характера?

4. Как соотносятся темперамент, поведение и деятельность?

 

Основная литература:

1. Романов В.В. Юридическая психология: учебник /В.В. Романов. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – С. 16-34.

 

Дополнительная литература:

1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.,1986 г.

2. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.,1979.

3. Русалов В.М. О взаимоотношении темперамента и эффетивности индивидуальной и совместной деятельности//Психологический журнал.1982. № 6.

 

 

АЙЗЕНК (Eysenck) Ганс Юрген (1916-1997) — немецко-английский психолог. После окончания средней школы эмигрировал из нацистской Германии. После года, проведенного во Франции, переехал в Англию, где изучал психологию в Лондонском университете. В 1940 г. получил док­торскую степень. Во время Второй мировой войны работал психологом в психиатрическом госпитале. С 1946 г. преподавал психологию в Лон­донском университете и одновременно был директором Института пси­хиатрии при госпитале Мондсли в Лондоне. Он был также профессором-консультантом в различных университетах Соединенных Штатов. Осно­вал журнал Personality and Individual Differences (1979) и многое сделал для создания Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID). Основные труды: «Измерение личности» (1947), «На­учное изучение личности» (1952), «Структура человеческой личности» (1970), «Личность и индивидуальные различия» (1985), в соавторстве с сыном, Майклом Айзенком), «Проверьте ваш Щ» (1985).

 

 

КЕТТЕЛЛ (Cattell) Раймонд Бернард (1905-1998) — англо-американ­ский психолог, автор структурнойтеории черт личности. Окончил Ко­ролевский колледж Лондонского университета. В 1929 г. получил до­кторскую степень в Лондонском университете. Затем, вплоть до своего переезда в Соединенные Штаты, работал директором психологической клиники в Англии (1932-1937). До 1945 г. работал в трех различных университетах США, в том числе в Гарварде. В 1945 г. перешел в Универ­ситет Иллинойса, где и проработал в течение почти тридцати лет в долж­ности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 г. основал в Колорадо Институт по исследованию основ морали и само­реализации. С1977 г. — профессор-консультант при Гавайском универ­ситете и почетный профессор в Иллинойсе. Основные труды: «Описа­ние и измерениеличности» (1946), «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1950), «Научный анализ личности» (1965), «Наследование личности и способностей» (1982).

 

 



2015-12-07 853 Обсуждений (0)
Темперамент и деятельность человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темперамент и деятельность человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (853)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)