Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Темперамент в системе личностных свойств




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуальная психика человека может быть охарактеризована по меньшей мере с двух сторон; по содержанию и динамике. Содержа­ние психики — ее качественная сторона, охватывающая смысловые конструкции, мотивы, цели, ценности, отношения и все остальные свойства и черты, которые формируются в результате взаимодействия человека с предметным миром, социальной средой.

Говоря о динамике психики, обычно имеют в виду скорость, легкость возникновения, интенсивность и направленность психических процессов в разных обстоятельствах: при длительной напряженной ра­боте, утомлении, возбуждении, стрессе и др.

Среди фундаментальных формально-динамических характерис­тик, по мнению большинства ученых, выделяются две: общая психи­ческая активность и эмоциональность. Основными показателями об­щей активности, включая двигательную и речевую, выступают темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и др.

Общая активность и эмоциональность обнаруживают себя в более высокоорганизованных психических структурах — интеллекте (общих способностях) и характере. Например, скорость или пластичность мо­гут рассматриваться как показатели и темперамента, и интеллекта в пла­не быстроты развертывания и перестройки обобщенных когнитивных структур при психической деятель­ности



В зарубежной психологии свойства темперамента часто отож­дествляются со свойствами лич­ности. Г. Айзенк рассматривает темперамент как один из основных факторов структуры личности, ге-иотипическое ядро каждого свой­ства.

Р. Кеттелл вводит отдельные свойства темперамента в черты личности. По­казатели экстраверсии, к примеру, отчетливо прослеживаются в фак­торах А (замкнутость — общительность), Н (робость — смелость), F (радостность — подавленность), Q, (конформизм). Одновременно в каждый фактор входят разные психодинамические свойства: фактор F, в частности, включает в себя экстраверсию — интроверсию, импуль­сивность, эмоциональную стабильность (Cattell et al., 1970).

Темперамент в данном случае предстает как некая собирательная и обобщенная качественная характеристика личности в целом, осу­ществляющая тотальную регуляцию поведения человека.

Наблюдается и противоположная тенденция — игнорировать роль темперамента в развитии и структуре личности. В гуманистических теориях К. Роджерса, А. Маслоу свойства темперамента выступают лишь как экспрессивные проявления свойств личности.

Отечественные психологии разделяют понятия «темперамент», «характер» и «личность». Темперамент наряду с характером исспособностями включают в качестве особых единиц в структуру личности( Русалов В.М.,1979), либо относят его к «надструктурным образованиям» относительно характера и способностей (Платонов, 1972). С. Л. Рубинштейн ( И )98) и В. Н. Мясищев (1995) относят свойства темперамента к свойствам точности, характеризующим ее динамическую сторону.

Наиболее полно взаимоотношение свойств личности и свойств тем­перамента исследовалось представителями пермской психологической школы под руководством В. С. Мерлина. По их мнению, темперамент не входит в структуру личности. Он тесно связан со стилевыми (инстру­ментальными) свойствами личности, отношениями, представляющими собой эмоционально-когнитивную и эмоционально-конативную (моти-вационно-волевую) стороны сознания, а также со свойствами самосо­знания (самооценкой). От одного и того же свойства темперамента — в частности, экстраверсии — интроверсии — зависит несколько различ­ных, иногда противоположных по содержанию, отношений личности к людям. В то же время одно и то же отношение (например, агрессив­ное) может зависеть от экстраверсии — интраверсии и экстрапунитивности, то есть от нескольких свойств темперамента.

По выражению В. С. Мерлина, связи между свойствами личности и свойствами темперамента имеют многозначный характер. Они могут наблюдаться у одних людей и не проявляться у других.

 

Многозначность связей между темпераментом и другими свойства­ми личности указывает на то, что темперамент образует чувствен­ную основу личности, однако не предопределяет ее жестко и одно­значно. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения. Одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от убеж­дений, волевых и интеллектуальных качеств человека. К примеру, на основе импульсивности могут сформироваться смелость, отвага и решительность спасателя, воина, пожарника или разнузданность, низкая терпимость, жестокость и агрессивность преступника.

В зависимости от жизненного пути человека, его общественно-мо­рального, интеллектуального и эстетического развития впечатлитель­ность как свойство темперамента может приводить к разным следстви­ям. В одном случае это будет уязвимость, болезненная ранимость, ро­бость и застенчивость; в другом - душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем - чувствительность в смысле сентиментальности.

С. Л. Рубинштейн (1998) считал темперамент динамической ха­рактеристикой личности во всех ее действенных проявлениях и чув­ственной основой характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содер­жание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Многозначность не означает, что систему свойств темперамента не­возможно изучить. При значительных расхождения во взглядах боль­шинство психологов согласны относительно критериев, по которым мож­но определить, имеет ли данное свойство отношение к темпераменту.

Свойства темперамента. По мнению В.М. Русалова (1979 г.) к темпераменту относятся психологические свой­ства, которые:

1) не зависят от содержания деятельности и поведения, т. е. отража­ют их формальный аспект и относительно независимы от смысла, мотива, цели и т. д.;

2) характеризуют меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, к другим людям, к самому себе, к де­ятельности;

3) универсальны, проявляются во всех сферах деятельности и жиз­недеятельности;

4) рано проявляются в детстве;

5) устойчивы в течение длительных периодов жизни человека;

6) высоко коррелируют со свойствами нервной системы и других био­логических подсистем (гуморальной, телесной и т. д.);

7) передаются по наследству.

Названия и количество свойств темперамента сильно варьируют в зависимости от понимания структуры темперамента и его места в структуре личности.

Г. Айзенк (Eysenk, 1990) выделил два главных свойства темпера­мента: характеризующее индивида со стороны активности, «открыто­сти» внешнему миру, и с точки зрения эмоциональной устойчивости. Показатель каждого из свойств располагается на полярной шкале экс­траверсия — интроверсия и эмоциональная стабильность — лабиль­ность (или нейротизм) (табл. 17.1).

Экстравертам он приписывал двигательную и речевую активность, общительность, жизнерадостность, раскованность поведения, стрем­ление к новым впечатлениям. Интровертам — наоборот, замкнутость, заторможенность движений и речи, преобладающее негативное настро­ение, слабую тягу к новым впечатлениям.

Индивиды с высоким уровнем нейротизма характеризуются резкой сменой настроения, обидчивостью, раздражительностью. На противо­положном полюсе находятся эмоционально устойчивые индивиды, от­личающиеся постоянством настроения, уверенностью в себе, высокой сопротивляемостью к негативным воздействиям. Типы темперамента Г. Айзенк соотносит с гиппократовскими:

экстраверсию и эмоциональную устойчивость — с сангвиником;

экстраверсию и эмоциональную лабильность — с холериком;

интроверсию и эмоциональную устойчивость — с флегматиком;

интроверсию и эмоциональную лабильность — с меланхоликом.

Я. Стреляу остановил свое внимание на других аспектах измерения темперамента: энергетическом и временном. Со стороны энергетическо­го уровня его характеризуют два свойства—реактивность и активность. Реактивность отражает величину ответных реакций человеческого орга­низма на воздействия, активность же описывает особенности интенсив­ности и длительности поведенческих актов, обеспечивающих оптималь­ный уровень активации. Эти свойства обратно пропорциональны.

Временной аспект темперамента описывают пять свойств:

• скорость реакции — время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, и скорость выполнения сложных последовательностей действий;

• подвижность — способность переключаться с одной деятель­ности на другую;

• последействие реакции — время продолжения реакции после то­го, как действие стимула прекратилось;

• темп — количество реакций в единицу времени и ритмичность, т. е. регулярность реакций.

Как энергетические, так и временны е характеристики темпера­мента могут проявляться в самых разных сферах. К примеру, реактив­ность — в силе и интенсивности эмоциональных реакций, активность — как социабельность и т. п. (Strelau, 1978).

В. Д. Небылицын (1976) обозначил три ведущие составные части темперамента:

• общую активность индивида;

• моторику;

• эмоциональность.

Каждая из них, в свою очередь, обладает сложным строением и разными формами психологических проявлений.

Общая психическая активность индивида — тенденция личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внеш­ней действительности. Степень общей активности каждого челове­ка находится где-то между двумя полюсами. Один из них — вялость, инертность и пассивное созерцатсльство. Другой полюс — мощная энергия, стремительность действий и постоянный подъем. При этом качественные характеристики активности, по мнению В. Д. Небы-лицына (1982), определяются особенностями интеллекта и свой­ствами личности.

Двигательный, или моторный, компонент темперамента — группа ка­честв, ведущую роль в которой играют связанные с функцией двига­тельного аппарата признаки. Это быстрота, сила, резкость, ритм, ам­плитуда и ряд других признаков мышечного движения. Особое внима­ние обращается на речевую моторику. Темп речи, ее тон, скорость и ряд других показателей легче других поддаются наблюдению и поэтому часто служат основой для суждения о темпераменте их носителя. Эмоциональность — наиболее сложный и обширный комплекс свойств и качеств, определяющих возникновение, протекание и пре­кращение разнообразных чувств, аффектов и настроений. Основны­ми показателями служат впечатлительность, импульсивность и эмо­циональная стабильность.

По мнению В. Д. Небылицына и В. М. Русалова, именно эти три основных компонента темперамента создают единство побуждения,действия и переживания, которое дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образовании личности — ее направленности, ха рактера, способностей и др. (Руса лов, 1982).

В. С. Мерлин и его последова тели (Щебетенко, 1994) экспери ментальным путем выделили сле­дующие показатели темперамента как психодинамического уровня интегральной индивидуальности человека:

Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение, восприятие) показывает, какова должна быть сила внешних воздействий, чтобы у человека возникла какая-либо психическая реакция, и как быст­ро она возникает. Так, одна и та же степень неудовлетворенности од­ним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страда­ние. По всей вероятности, сензитивность говорит о впечатлитель­ности и чувствительности человека.

Эмоциональная возбудимость обнаруживается в том, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения какой-либо эмо­циональной реакции и с какой скоростью она возникает.

Психодинамическая тревожность, в отличие от тревожности ожи­даний, или личностной тревожности, проявляется в склонности че­ловека переживать самые различные ситуации как угрожающие и испытывать неопределенный страх, беспокойство, не направленные на какой-либо предмет, человека или явление.

Темп реакций, или психический темп, — скорость протекания раз­личных психических реакций и процессов (речь, движение, скорость запоминания, находчивость и т. п.).

Активность волевой целенаправленной деятельности. Об этом свойстве судят по тому, с какой энергичностью человек воздейству­ет па внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении своих целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении целей, сосредоточенность внимания в длительной ра­боте и т. п., для чего нужна энергия воли.

Реактивность, или импульсивность, — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (резкий и неожиданный звук, критическое замечание, обидное сло­во, угроза и т. д.).

Соотношение активности и реактивности. Свойство показывает, от­чего в большей степени зависит деятельность, поведение и общение человека — от случайных внешних и внутренних обстоятельств (на­строение, желания) или от целей, намерений, стремлений, убеждений. Резистентность (от лат. rcsistentia — сопротивление, противодей­ствие) — степень сопротивления утомлению, неблагоприятным условиям, работоспособность. Функция этого свойства заключает­ся в сопротивлении всем внешним и внутренним условиям, ослаб­ляющим или тормозящим начатую деятельность.

Психодинамическая общительность, или гаррулитарность (ах лат. garrulatio — болтовня), в отличие от общительности как свойства личности, регулирует динамику коммуникативной активности че­ловека: частоту установления социальных контактов (интенсивность общения), широту круга общения (экстенсивность общения) и пр.

Интроверсия (отлат. intro — внутри и verso — направлять) как субъ-ективация и противоположное ей качество — экстраверсия (отлат. extra — вне, снаружи и verso — направлять) как объективация. Об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависят ре­акции, деятельность и поведение человека: от образов, представле­ний и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интравертированность), или от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность). Функция интроверсии как субъективации заключается в усилении степени опосредования деятельности субъ­ективными образами, представлениями и понятиями.

Ригидность (от лат. rigidus — твердый) и противоположное ей ка­чество — пластичность, или флексибильность (отлат. flexio — сги­бание). Определяет, насколько инертно поведение человека, его суж­дения, привычки (ригидность) или, наоборот, насколько легко и гиб­ко он приспосабливается к внешним воздействиям, изменяющимся условиям жизни.

С. Л. Рубинштейн (1998) считал, что центральными звеньями в многообразных проявлениях свойств темперамента являются те, кото­рые выражают динамические особенности деятельности во всем мно­гообразии ее психического содержания. В таком случае на первый план выходят впечатлительность человека и его импульсивность.

Впечатлительность характеризуется стой и устойчивостью того воз­действия, которое впечатлен ис оказы вает па человека. Одни легко ра­нимы и чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчув­ственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних сильное или слабое воздействие впечатления распространя­ется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у людей разного темперамента различна и устойчивость впечатления: у одних оказывается очень нестойким, другие не могут долго от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная аффективная чувствительность. Она связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Импульсивность характеризуется силой побуждений, скоростью, с ко­торой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, и устойчивостью, с которой сохраня­ют действенную силу. Импульсив­ность включает обусловливающие ее впечатлительность и эмоцио­нальную возбудимость. Импуль­сивность — та сторона темперамен­та, которой он связан со стремлени­ем, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побужде­ний к деятельности, с быстротой пе­рехода побуждений в действие.

Исходя из соотношения впечатлительности и импульсивности как основных свойств темперамента каждый из классических его типов мо­жет быть определен следующим образом:

• холерический темперамент характеризуется сильной впечатли­тельностью и большой импульсивностью;

• сангвинический — слабой впечатлительностью и большой им­пульсивностью;

• меланхолический — сильной впечатлительностью и малой им­пульсивностью;

• флегматический — слабой впечатлительностью и малой им­пульсивностью.

Включаясь в развитие характера, проявления темперамента пре­терпевают изменения. Поэтому одни и те же исходные свойства могут привести к различным чертам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующих услови­ях у человека с нервной системой слабого типа может сформиро­ваться сильный характер, а черты слабохарактерности могут раз­виться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темпера­мент опосредствован и обусловлен реальными условиями и кон­кретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие вы­держки и самообладания не обязательно говорит о холерическом темпераменте, а может быть недостатком воспитания. Непосред­ственно темперамент проявляется в том, что у одного человека лег­че, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции по­ведения, для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.

Среди подростковых и детских практических психологов и педагогов распространена классификация свойств темперамента американских исследователей А. Томаса и С. Чесе. Они понимают темперамент как стиль по­ведения и относят к его свойствам любые стилевые характеристики, не связанные с мотивацией деятель­ности и успешностью ее выполне­ния. У детей первых лет жизни на­блюдаются следующие девять неза­висимых факторов темперамента:

1) уровень активности — моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания и т. д., соотношение пассивного и ак­тивного поведения в течение дня и т. д.;

2) ритмичность — степень предсказуемости времени появления по­веденческих реакций (например, проявлений голода) и продолжи­тельность функций во времени (длительность сна);

3) приближение или удаление — особенности эмоциональных и мо­торных реакций на новые стимулы;

4) адаптивность — реакция на новую или меняющуюся ситуацию;

5) интенсивность, или энергетический уровень, реакции независимо от ее качества и направленности;

6) порог реактивности — уровень стимуляции, необходимый для по­явления реакции независимо от ее качества и сенсорной модаль­ности;

7) настроение — соотношение состояний радости и неудовлетворен­ности, а также реакции, квалифицируемые как расположение к окружающим;

8) отвлекаемостъ — эффективность действия новых стимулов для изменения поведения;

9) длительность внимания и настойчивость — продолжительность некоторой деятельности и способность продолжать деятельность, несмотря на трудности ее осуществления (Chess, Thomas, 1972).

Несмотря на то, что А. Томас и С. Чесе описывают лишь поведен­ческие проявления, совершенно очевидна их связь с психодинамиче­скими характеристиками личности. Поэтому предложенные парамет­ры вполне могут быть сопоставлены с другими приведенными переч­нями свойств темперамента.

Перечисленные показатели образуют специфические соотношения, ха­рактеризующие тот или иной тип темперамента.

 




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (739)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7