Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел I. «Азбука» культуры



2015-12-07 442 Обсуждений (0)
Раздел I. «Азбука» культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тема 1. Введение

Культурная антропология как область научного и публицистического исследования. Факторы, предмет и объект исследования. Понятие «культура». Место культурной антропологии в системе наук о человеке и публицистике.

 

Тема 2. Динамика культуры

Динамика культуры как цепь понятий: обучение, сигнальное и исследовательское поведение, теория игр и ролей. Игра как основа публицистического влияния в электронных СМИ.

 

Раздел II. Культурные феномены

Тема 3. Культурные феномены: порождение и функционирование

Концепции и теории как основы анализа социального взаимодействия: концепция потребностей, социального действия, социальной системы; культурного института. Функции журналистики как культурного института: особенности реализации. Роль журналистики в формировании и поддержании социально-функциональной структуры общества.

Модель журналистики как части социальной организации общества, предназначенной для трансляции знаний и традиционных элементов культуры. Стандартизация моделей СМИ: преемственность и функциональность.

 

Раздел III. Символы в культуре

Тема 4.Символическая организация культуры

Понятие «символа», «концепта», «представления». Знак и символ: соотношение понятий. Семиотический подход в журналистике. Текст СМИ как особая форма символической организации культурного пространства журналистики. Символические объекты в журналистике: механизмы формирования и функционирования.

Язык культуры в журналистике. Моделирование культуры в журналистике.

 

Раздел IV. Коммуникация и культура

Тема 5. Коммуникативное поле культуры в журналистике

Теория коммуникации: основные положения и понятия. Виды и типы коммуникации. Информационный подход к коммуникации в журналистике. Структура коммуникационного процесса в журналистике как культурном институте. Модели журналистской коммуникации. Коммуникация в журналистике как основа социально-культурного взаимодействия.

 

Тема 6. Дискурс в системе журналистской коммуникации

Понятие «дискурса». Механизмы порождения дискурса в СМИ: структура, формы, нормы, каналы, цель, содержание.

 

Тема 7. Типы и виды коммуникации в журналистике

Вербальная коммуникация как типическая форма журналистского взаимодействия. Речевые модели журналистской коммуникации. Система порождения речи, стилевые характеристики речи.

Невербальная коммуникация. Обусловленность культурными аспектами: социокультурными и контекстуальными. Стили невербального поведения. Модели стилей невербального поведения в журналистике.

 

Раздел V. Личность журналиста в культуре

Тема 8. Культура и личность журналиста

Социализация и инкультурация как основа формирования личности журналиста. Структура культуры и ее элементы в процессе социализации личности. Этапы социализации журналиста: общее и частное. Культурная активность журналиста: антропологический подход.

 

Тема 9. Ролевое поведение журналиста

Ролевое поведение журналиста в условиях трансляции культуры. Журналист как носитель культуры творчества: многоаспектность характеристик. Методы и способы овладения культурой творчества в журналистике.

 

Раздел VI. Современные концепции развития

Культуры и журналистика

Тема 10. Культурная эволюция

Суть и слагаемые концепции культурной эволюции. Понятие «культурной единицы», «культурной черты». Этнос и эволюционная универсалия.

 

Тема 11. Концепция постмодернизма и ее влияние на журналистскую практику

Принципы организации жизненного мира человека: плюральность, многослойность, символичность, неоднородность, децентрированность. Внутрииндивидуальные и межиндивидуальные процессы, порождающие культурные объекты. Механизмы восстановления тканей культуры в СМИ.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. – Казань: Казанский государственный университет, 2006.

Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М.: Академический проект, 2004.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.

Соколов А.В. Социальные коммуникации. – М.: ИПО Профиздат, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Айтуганова М.Л., Даутова Р.В., Дорощук Е.С. и др. /Под научной редакцией Дорощук Е.С. Мастерские: Мастер-класс в современном медиапространстве. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984.

Карпухин О. И., Макаревич Э.Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград: ФГУИПП Янтарный сказ, 2001.

Коган В.З.Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992.

Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973.

Современное коммуникативное пространство журналистской науки, практики и образования. Выпуски I и II. – Казань: Изд-во «Казанский государственный университет», 2002, 2006.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.Понятие «культура»: антропологический подход.

2.Место культурной антропологии в системе наук о человеке и публицистике.

3.Характеристика сигнального и исследовательского поведения.

4.Теория игр и ее применение в журналистике.

5.Концепция потребностей и социального действия как основа анализа социального взаимодействия.

6.Анализ социального взаимодействия – основа культурной антропологии.

7.Концепция социальной системы в культурной антропологии.

8.Концепция культурного института и особенности ее проявления в культурной антропологии.

9.Функции СМИ как культурного института.

10.Журналистика и задачи формирования и поддержания социально-функциональной структуры общества.

11.Стандартизация моделей СМИ в культурном пространстве.

12.Знак и символ: соотношение понятий.

13.Символические объекты в журналистике.

14.Текст СМИ в культурной антропологии.

15.Язык культуры в журналистике.

16.Информационный подход к коммуникации в журналистике.

17.Модели журналистской коммуникации.

18.Вербальная коммуникация в журналистике.

19.Процесс порождения речи в СМИ.

20.Невербальная коммуникация в журналистике. Стили невербального поведения.

21.Дискурс в журналистике.

22.Социализация и инкультурация: общая характеристика.

23.Этапы социализации журналиста.

24.Культурная активность журналиста.

25.Ролевое поведение журналиста.

26.Культурная эволюция: суть и слагаемые.

27.Постмодернизм и современные СМИ.

28.Принципы организации жизненного мира человека в свете постмодернизма.

29.Порождение культурных объектов.

30.Механизмы восстановления тканей культуры в СМИ.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

№ п/п Название темы Количество часов
Лекции Семинар Сам. работа
Введение.  
Динамика культуры.  
Культурные феномены: порождение и функционирование.
Символическая организация культуры.
Коммуникативное поле культуры в журналистике.
Типы и виды коммуникации в журналистике.
Дискурс в системе журналистской коммуникации.  
Культура и личность журналиста.
Ролевое поведение журналиста.
10. Культурная эволюция.  
11. Концепция постмодернизма и ее влияние на журналистскую практику.  
  Итого часов:

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1



2015-12-07 442 Обсуждений (0)
Раздел I. «Азбука» культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел I. «Азбука» культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)