Раздел I. «Азбука» культуры
Тема 1. Введение Культурная антропология как область научного и публицистического исследования. Факторы, предмет и объект исследования. Понятие «культура». Место культурной антропологии в системе наук о человеке и публицистике.
Тема 2. Динамика культуры Динамика культуры как цепь понятий: обучение, сигнальное и исследовательское поведение, теория игр и ролей. Игра как основа публицистического влияния в электронных СМИ.
Раздел II. Культурные феномены Тема 3. Культурные феномены: порождение и функционирование Концепции и теории как основы анализа социального взаимодействия: концепция потребностей, социального действия, социальной системы; культурного института. Функции журналистики как культурного института: особенности реализации. Роль журналистики в формировании и поддержании социально-функциональной структуры общества. Модель журналистики как части социальной организации общества, предназначенной для трансляции знаний и традиционных элементов культуры. Стандартизация моделей СМИ: преемственность и функциональность.
Раздел III. Символы в культуре Тема 4.Символическая организация культуры Понятие «символа», «концепта», «представления». Знак и символ: соотношение понятий. Семиотический подход в журналистике. Текст СМИ как особая форма символической организации культурного пространства журналистики. Символические объекты в журналистике: механизмы формирования и функционирования. Язык культуры в журналистике. Моделирование культуры в журналистике.
Раздел IV. Коммуникация и культура Тема 5. Коммуникативное поле культуры в журналистике Теория коммуникации: основные положения и понятия. Виды и типы коммуникации. Информационный подход к коммуникации в журналистике. Структура коммуникационного процесса в журналистике как культурном институте. Модели журналистской коммуникации. Коммуникация в журналистике как основа социально-культурного взаимодействия.
Тема 6. Дискурс в системе журналистской коммуникации Понятие «дискурса». Механизмы порождения дискурса в СМИ: структура, формы, нормы, каналы, цель, содержание.
Тема 7. Типы и виды коммуникации в журналистике Вербальная коммуникация как типическая форма журналистского взаимодействия. Речевые модели журналистской коммуникации. Система порождения речи, стилевые характеристики речи. Невербальная коммуникация. Обусловленность культурными аспектами: социокультурными и контекстуальными. Стили невербального поведения. Модели стилей невербального поведения в журналистике.
Раздел V. Личность журналиста в культуре Тема 8. Культура и личность журналиста Социализация и инкультурация как основа формирования личности журналиста. Структура культуры и ее элементы в процессе социализации личности. Этапы социализации журналиста: общее и частное. Культурная активность журналиста: антропологический подход.
Тема 9. Ролевое поведение журналиста Ролевое поведение журналиста в условиях трансляции культуры. Журналист как носитель культуры творчества: многоаспектность характеристик. Методы и способы овладения культурой творчества в журналистике.
Раздел VI. Современные концепции развития Культуры и журналистика Тема 10. Культурная эволюция Суть и слагаемые концепции культурной эволюции. Понятие «культурной единицы», «культурной черты». Этнос и эволюционная универсалия.
Тема 11. Концепция постмодернизма и ее влияние на журналистскую практику Принципы организации жизненного мира человека: плюральность, многослойность, символичность, неоднородность, децентрированность. Внутрииндивидуальные и межиндивидуальные процессы, порождающие культурные объекты. Механизмы восстановления тканей культуры в СМИ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. – Казань: Казанский государственный университет, 2006. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. – М.: Академический проект, 2004. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. Соколов А.В. Социальные коммуникации. – М.: ИПО Профиздат, 2001. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Айтуганова М.Л., Даутова Р.В., Дорощук Е.С. и др. /Под научной редакцией Дорощук Е.С. Мастерские: Мастер-класс в современном медиапространстве. – Казань: Центр инновационных технологий, 2002. Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984. Карпухин О. И., Макаревич Э.Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. – Калининград: ФГУИПП Янтарный сказ, 2001. Коган В.З.Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973. Современное коммуникативное пространство журналистской науки, практики и образования. Выпуски I и II. – Казань: Изд-во «Казанский государственный университет», 2002, 2006.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Понятие «культура»: антропологический подход. 2.Место культурной антропологии в системе наук о человеке и публицистике. 3.Характеристика сигнального и исследовательского поведения. 4.Теория игр и ее применение в журналистике. 5.Концепция потребностей и социального действия как основа анализа социального взаимодействия. 6.Анализ социального взаимодействия – основа культурной антропологии. 7.Концепция социальной системы в культурной антропологии. 8.Концепция культурного института и особенности ее проявления в культурной антропологии. 9.Функции СМИ как культурного института. 10.Журналистика и задачи формирования и поддержания социально-функциональной структуры общества. 11.Стандартизация моделей СМИ в культурном пространстве. 12.Знак и символ: соотношение понятий. 13.Символические объекты в журналистике. 14.Текст СМИ в культурной антропологии. 15.Язык культуры в журналистике. 16.Информационный подход к коммуникации в журналистике. 17.Модели журналистской коммуникации. 18.Вербальная коммуникация в журналистике. 19.Процесс порождения речи в СМИ. 20.Невербальная коммуникация в журналистике. Стили невербального поведения. 21.Дискурс в журналистике. 22.Социализация и инкультурация: общая характеристика. 23.Этапы социализации журналиста. 24.Культурная активность журналиста. 25.Ролевое поведение журналиста. 26.Культурная эволюция: суть и слагаемые. 27.Постмодернизм и современные СМИ. 28.Принципы организации жизненного мира человека в свете постмодернизма. 29.Порождение культурных объектов. 30.Механизмы восстановления тканей культуры в СМИ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |