Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Игровые занятия как основная форма организации экологического воспитания



2015-12-07 1675 Обсуждений (0)
Игровые занятия как основная форма организации экологического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач [47]:

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;

- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы обращают особое внимание на следующие основные направления:

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ [46]:

- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

- повышение экологической грамотности педагогов;

- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (посещение памятных мест, связанных с И.В. Мичуриным, знакомство с природным ландшафтом села); внедрение методик экологии здоровья и здоровьсберегающих технологий обучения и воспитания;

- экологическое просвещение родителей.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем – все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно должны обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, необходимо использовать анкетирование по вопросам экологического воспитания детей, На основании анализа анкет может планироваться дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо необходимо обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводить выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекать родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.) [43].

Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому нужно использовать активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

Система работы с детьми в каждой возрастной группе [39]:

- посезонное планирование занятий;

- создание эколого - развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);

- организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);

- чтение художественной литературы;

- совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Здравствуй дерево», «Каменный калейдоскоп», кружок «Природа и фантазия», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);

- выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);

- игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;

- экология здоровья (фито-бар, аэрофитомодули, ароматерапия, музыкотерапия, свето- и цветотерапия, стопотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);

- создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия [31].

Итак, дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

 

 

 

Вывод по главе I

 

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но они не обходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей то труд, но еще и потому, что затраченные материалы, взятые из природы.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

 



2015-12-07 1675 Обсуждений (0)
Игровые занятия как основная форма организации экологического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Игровые занятия как основная форма организации экологического воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1675)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)