Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Милостивый утвердился (или вознесся) на Троне» (20: 5)



2015-12-07 514 Обсуждений (0)
Глава о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Милостивый утвердился (или вознесся) на Троне» (20: 5) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن سهل بن زياد الآدمي، عن الحسن بن محبوب، عن محمد بن مارد أن أبا عبد الله عليه السلام سئل عن قول الله عز وجل: (الرحمن على العرش استوى) فقال: استوى من كل شئ، فليس شئ هو أقرب إليه من شئ

 

1. (355) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Сахля ибн Зийада Адами от Хасана ибн Махбуба от Мухаммада ибн Марида, что он сказал:

Имама Садыка (А) спросили о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Милостивый утвердился (или вознесся) на Троне» (20: 5). Он сказал: «Он утвердился (или вознесся) над всеми вещами, и нет вещи, которая была бы ближе к Нему, нежели другая вещь».

 

 

2 - أبي رحمه الله، قال: حدثنا سعد بن عبد الله، عن محمد بن الحسين عن صفوان بن يحيى، عن عبد الرحمن بن الحجاج، قال: سألت أبا عبد الله عليه السلام عن قول الله عز وجل: (الرحمن على العرش استوى) فقال: استوى من كل شئ، فليس شئ أقرب إليه من شئ، لم يبعد منه بعيد، ولم يقرب منه قريب، استوى من كل شئ

 

2. (356) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдиллях от Мухаммада ибн Хусейна от Сафвана ибн Йахьи от Абдуррахмана ибн Хаджжаджа, что он сказал:

Я спросил Имама Садыка (А) о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Милостивый утвердился (или вознесся - истава) на Троне» (20: 5). Он сказал: «Он утвердился (или вознесся) над всеми вещами, и нет вещи, которая была бы ближе к Нему, нежели другая вещь. Не удаляется от Него далекое, и не приближается к Нему близкое. Он одинаков (истава) по отношению ко всем вещам[218]».

 

 

3 - حدثنا أبو الحسين محمد بن إبراهيم بن إسحاق الفارسي، قال: حدثنا أحمد بن محمد أبو سعيد النسوي، قال: حدثنا أبو نصر أحمد بن محمد بن عبد الله الصغدي بمرو قال: حدثنا محمد بن يعقوب بن الحكم العسكري وأخوه معاذ بن يعقوب، قالا: حدثنا محمد بن سنان الحنظلي، قال: حدثنا عبد الله بن عاصم، قال: حدثنا عبد الرحمن بن قيس، عن أبي هاشم الرماني، عن زاذان، عن سلمان الفارسي في حديث طويل يذكر فيه قدوم الجاثليق المدينة مع مائة من النصارى بعد قبض رسول الله صلى الله عليه وآله وسؤاله أبا بكر عن مسائل لم يجبه عنها، ثم أرشد إلى أمير المؤمنين علي بن أبي طالب عليه السلام فسأله عنها فأجابه، وكان فيما سأله أن قال له: أخبرني عن الرب أين هو وأين كان؟ فقال علي عليه السلام: لا يوصف الرب جل جلاله بمكان، هو كما كان، وكان كما هو، لم يكن في مكان، ولم يزل من مكان إلى مكان، ولا أحاط به مكان، بل كان لم يزل بلا حد ولا كيف، قال: صدقت، فأخبرني عن الرب أفي الدنيا هو أو في الآخرة؟ قال علي عليه السلام: لم يزل ربنا قبل الدنيا، ولا يزال أبدا، هو مدبر الدنيا، وعالم بالآخرة، فأما أن يحيط به الدنيا والآخرة فلا، ولكن يعلم ما في الدنيا، والآخرة، قال: صدقت يرحمك الله، ثم قال: أخبرني عن ربك أيحمل أو يحمل؟ فقال علي عليه السلام: إن ربنا جل جلاله يحمل ولا يحمل، قال النصراني: فكيف ذاك؟! ونحن نجد في الإنجيل (ويحمل عرش ربك فوقهم يومئذ ثمانية) فقال علي عليه السلام: إن الملائكة تحمل العرش، وليس العرش كما تظن كهيئة السرير، ولكنه شئ محدود مخلوق مدبر، وربك عز وجل مالكه، لا أنه عليه ككون الشئ على الشئ، وأمر الملائكة بحمله، فهم يحملون العرش بما أقدرهم عليه، قال النصراني: صدقت رحمك الله

 

3. (357) Передал нам Абу Хусейн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Исхак Фарси, что передал Ахмад ибн Мухаммад Абу Саид Насви, что передал Абу Наср Ахмад ибн Мухаммад ибн Абдиллях Сугди, что передали Мухаммад ибн Йакуб ибн Хакам Аскари и его брат Муаз ибн Йакуб, что передал Мухаммад ибн Синан Ханзили, что передал Абдуллах ибн Асим, что передал Абдуррахман ибн Кейс от Абу Хашима Румани от Зазана:

От Салмана Фарси в длинном хадисе, где он упоминает о приходе епископа в Медину с сотней христиан после смерти Посланника Аллаха (С) и о том, как он задал Абу Бакру вопросы, на которые тот не смог ответить, а потом был направлен к повелителю верующих Али ибн Аби Талибу (А) и спросил его, и тот отвечал ему. В числе вопросов, которые он задал ему, был такой: «Расскажи мне о своем Господе: где Он и откуда произошел?»

Али (А) ответил ему: «Господь – велик Он и свят! – не описывается через место. Он таков, каков Он есть, и есть таков, каков Он. Он не в каком-то месте и не переходит с места на место, и место не объемлет Его. Он всегда был без границы и без “как”».

Тот сказал: «Ты изрек истину. Поведай же мне о своем Господе: Он в ближнем мире или в будущем?»

Али (А) сказал: «Господь наш был прежде ближнего мира и будет вечно. Он - управляющий ближним миром и знающий о будущем мире. Что же о том, объемлет ли Его ближний или будущий мир, то нет. Но Он знает о том, что в ближнем мире и в будущем».

Епископ сказал: «Ты изрек истину, да помилует тебя Аллах! Поведай же мне о своем Господе: Он переносит что-то, или Его переносит что-то?»

Али (А) сказал: «Поистине, наш Господь переносит, но не бывает переносим». Тот сказал: «Как же это? Вот, мы находим в Евангелии: “В тот День восьмеро понесут на собой Трон твоего Господа”».

Али (А) сказал: «Поистине, ангелы несут Трон. Однако Трон не таков, как думают о нем, будто он похож на сидение или ложе, но он есть вещь ограниченная, сотворенная, управляемая (Господом), и Господь твой – его Владыка, а не так, чтобы Он был на нем, как вещь на другой вещи. И Он повелевает ангелам нести его, и они несут Трон в соответствии с тем, что Он сделал их способными к этому».

Христианин сказал: «Ты сказал истину, да помилует тебя Аллах».

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Этот хадис длинный, мы привели из него только то, что необходимо. Целиком мы изложили его в книге «Пророчество» (нубувват).

 

 

4 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله، قال: حدثنا محمد بن يحيى العطار، عن سهل بن زياد، عن الحسن بن موسى الخشاب، عن بعض رجاله رفعه، عن أبي عبد الله عليه السلام أنه سئل عن قول الله عز وجل: (الرحمن على العرش استوى) فقال: استوى من كل شئ، فليس شئ أقرب إليه من شئ

 

4. (358) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Йахья Аттар от Сахля ибн Зийада от Хасана ибн Мусы Хашшаба от некоторых других от Имама Садыка (А):

Имама Садыка (А) спросили о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Милостивый утвердился (или вознесся - истава) на Троне» (20: 5). Он сказал: «Он одинаков (истава) по отношению ко всем вещам, и нет вещи, которая была бы более близкой к Нему, нежели другая вещь»[219].

 

 

5 - حدثنا محمد بن الحسن بن أحمد بن الوليد رحمه الله قال: حدثنا الحسين بن الحسن بن أبان، عن الحسين بن سعيد، عن النضر بن سويد، عن عاصم بن حميد، عن أبي بصير، عن أبي عبد الله عليه السلام، قال: من زعم أن الله عز وجل من شئ أو في شئ أو على شئ فقد كفر، قلت: فسر لي، قال: أعني بالحواية من الشئ له، أو بإمساك له، أو من شئ سبقه

 

5. (359) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Хусейн ибн Хасан ибн Абан от Хусейна ибн Саида от Назра ибн Сувайда от Асима ибн Хумайда от Абу Басира от Имама Садыка (А), что он сказал:

«Тот, кто думает, будто Аллах – велик Он и свят! – (происходит) от какой-то вещи, или (находится) в какой-то вещи, или (располагается) над какой-то вещью, – стал неверным (кафир)».

Я сказал: «Объясни мне это».

Он сказал: «Я имел в виду (мнение), что нечто объемлет Его, или содержит Его в себе, или что нечто предшествовало Ему».

 

 

6 - وفي رواية أخرى قال: من زعم أن الله من شئ فقد جعله محدثا، ومن زعم أنه في شئ فقد جعله محصورا، ومن زعم أنه على شئ فقد جعله محمولا

 

6. (360) В другом риваяте, что он сказал:

 

Кто думает, будто Аллах (происходит) от чего-то, - сделал Его сотворенным; кто думает, будто Аллах (находится) в чем-то, - сделал Его ограниченым; кто думает, будто Аллах (располагается) над какой-то вещью, - сделал Его переносимым.

 

7 - حدثنا محمد بن موسى بن المتوكل رحمه الله قال: حدثنا عبد الله بن جعفر، عن أحمد بن محمد، عن الحسن بن محبوب، قال: حدثني مقاتل بن سليمان، قال:

سألت جعفر بن محمد عليهما السلام، عن قول الله عز وجل: (الرحمن على العرش استوى) فقال:

استوى من كل شئ، فليس شئ أقرب إليه من شئ

 

 

7. (361) Передал нам Мухаммад ибн Муса ибн Мутаваккиль, что передал Абдуллах ибн Джафар от Ахмада ибн Мухаммада от Хасана ибн Махбуба, что передал Мукатиль ибн Сулейман, что он сказал:

 

Я спросил Имама Садыка (А) о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Милостивый утвердился (или вознесся - истава) на Троне» (20: 5). Он сказал: «Он одинаков (истава) по отношению ко всем вещам, и нет вещи, которая была бы более близкой к Нему, нежели другая вещь»[220].

 

 

8 - وبهذا الإسناد، عن الحسن بن محبوب، عن حماد، قال: قال أبو عبد الله عليه السلام: كذب من زعم أن الله عز وجل من شئ أو في شئ أو على شئ

 

8. (362) По тому же иснаду от Хасана ибн Махбуба от Хаммада, что он сказал:

Имам Садык (А) сказал: «Солгал тот, кто предположил, будто Аллах – велик Он и свят! - (происходит) от какой-то вещи, или (находится) в какой-то вещи, или (располагается) над какой-то вещью».

 

 

9 - حدثنا محمد بن علي ماجيلويه رحمه الله، عن عمه محمد بن أبي القاسم، عن أحمد ابن أبي عبد الله، عن أبيه، عن محمد بن سنان، عن المفضل بن عمر، عن أبي عبد الله عليه السلام، قال: من زعم أن الله عز وجل من شئ أو في شئ أو على شئ فقد أشرك، ثم قال:

من زعم أن الله من شئ فقد جعله محدثا، ومن زعم أنه في شئ فقد زعم أنه محصور، ومن زعم أنه على شئ فقد جعله محمولا.

 

9. (363) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей от его дяди Мухаммада ибн Аби Касима от Ахмада ибн Аби Абдилляха от его отца от Мухаммада ибн Синана от Муфаззаля ибн Умара от Имама Садыка (А), что он сказал:

 

«Тот, кто думает, будто Аллах – велик Он и свят! - (происходит) от какой-то вещи, или (находится) в какой-то вещи, или (располагается) над какой-то вещью, - стал многобожником (мушрик)». А потом сказал: «Кто думает, будто Аллах (происходит) от чего-то, - сделал Его сотворенным; кто думает, будто Аллах (находится) в чем-то, - сделал Его ограниченым; кто думает, будто Аллах (располагается) над какой-то вещью, - сделал Его переносимым».

 

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Уподобляющие (Аллаха творению) ухватились за этот аят: «Поистине, Господь ваш - Аллах, Который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне. Он закрывает ночью день, который непрестанно движется за нею» (7: 54). Однако в этом аяте нет довода для уподобления Аллаха творению, потому что Он – велик Он и свят! – словами «потом утвердился на Троне» имел в виду, что Он потом вознес Трон над небесами. Он господствует на Троном и является его Владыкой. И его слово «потом» использовано лишь для (обозначения) вознесения Трона на его местопребывание, на котором он суть. И нельзя говорить, будто Его слово «утвердился» имеет значение «овладел», ибо Он всегда был Владыкой всех вещей, владеющим всеми ими. И Он – велик Он и свят! – упомянул «утверждение» после слова «после», и этим самым подразумевал вознесение (Трона) в иносказательном смысле, и это - как слова Его, велик Он и свят: «Мы испытываем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых» (47: 31). И Он сказал «узнать» после «чтобы», имея этим в виду: «чтобы усердствующие усердствовали, и Мы узнали это», ибо «чтобы» применяется лишь к совершающемуся действию. Однако же знание Аллаха – велик Он и свят! – по отношению к вещам не бывает совершающимся, (дабы Он узнавал что-то новое). И таково же Его слово «утвердился на Троне» после слова «потом». Этим Он имел в виду: «Потом вознес Трон для владения им», а не то, что Он воссел на нем и разместил на нем Свое тело, ибо у Аллаха нет тела или туловища: превыше Он этого великим вознесением![221]

 

 



2015-12-07 514 Обсуждений (0)
Глава о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Милостивый утвердился (или вознесся) на Троне» (20: 5) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Милостивый утвердился (или вознесся) на Троне» (20: 5)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)