Тема: Построение гипсометрического профиля
Профиль – изображение вертикального разреза местности по определенному направлению. Он может быть составлен как по данным полевых измерений, так и по карте, на которой изображены изолинии высот и глубин – изогипсы и изобаты. Изогипсы и изобаты ещё называют горизонталями, так как они отмечают уровни, параллельные горизонту. Студенты строят профиль вдоль меридиана, указанного преподавателем, от Северного полюса до экватора, пользуясь Физической картой мира масштаба 1: 20 000 000. Для выполнения работы необходимо иметь лист миллиметровой бумаги, на которой наносятся координатные оси: а) горизонтальная линия, или линия нуля, соответствующая уровню океана, она же ось абсцисс; б) вертикальная линия, или линия высот и глубин, она же ось ординат. · Вертикальная линия проводится с левой стороны листа и разбивается на деления, соответствующие градациям высот суши и глубин океана в масштабе 1: 100 000 (1 см – 1000 м). · Горизонтальная линия проводится вдоль листа в нижней его части на расстоянии 30 см от нижнего края. Вдоль нее последовательно откладываются в масштабе 1: 20 000 000 (1 см – 200 км) расстояния между точками пересечения линии меридиана с горизонталями. Начальной точкой измерения является точка Северного полюса. Определение высот и глубин производится соответственно цифровым обозначениям на горизонталях, а также по шкале, находящейся за рамкой карты. При составлении профиля по карте измеряются расстояния между точками пересечения линии профиля (в нашем случае – линии меридиана) с горизонталями. Эти расстояния в определенном масштабе последовательно откладываются по оси абсцисс, и в конце каждого отрезка восстанавливается (если это суша) или опускается (если это дно океана) перпендикуляр. На этих вертикальных линиях, в свою очередь, откладываются в определенном масштабе отрезки, длина которых соответствует высоте (или глубине) залегания той горизонтали, которая в данной точке пересекается с линией профиля. Полученный ряд точек, расположенных на различной высоте и глубине, соединяют плавной линией, которая и будет являться искомой линией рельефа. Она дает обобщенное изображение рельефа поверхности суши и океанического дна в вертикальном разрезе. На профиле должны быть выделены заметные точки (вершины гор, пересечения рек и др.). Они послужат дополнительными ориентирами при дальнейшей работе над профилем (нанесении остальных компонентов ландшафта – климатических характеристик и т.д.). Основным же ориентиром является широтное положение той или иной составной части географической оболочки, поэтому на чертеже в нижней части листа должны быть отмечены географические широты не реже, чем через 10º (в строгом соответствии с положением пересекаемых ими элементов рельефа). При построении линии рельефа часто возникает вопрос, как высоко поднимать или как низко опускать линию при соединении двух точек одинаковой высоты, учитывая, что градации высот на мелкомасштабных картах обычно довольно велики (от 200 до 2000 м). Здесь может прийти на помощь внимательное изучение самой карты: если непосредственно вблизи линии, по которой строится профиль, проходит следующая по величине горизонталь, то можно поднять линию рельефа до предела, допускаемого данной градацией высот. Рекомендуется также пользоваться для справок крупномасштабными и более подробными картами того или иного участка пересекаемой профилем местности. В остальных случаях следует принять среднее значение высоты (или глубины). Так, если требуется соединить две точки пересечения, имеющие отметку 2000 м, а между ними лежит участок карты, раскраска которого соответствует высотам от 2000 до 3000 м, то линия рельефа между этими двумя точками на чертеже должна быть поднята до 2500 м. Под гипсометрическим профилем необходимо показать тектонические структуры. Для этого непосредственно ниже нулевой линии профиля по всей его длине следует начертить шкалу шириной 1 см и, пользуясь тектонической картой, разделить её (с учётом масштаба) на участки, соответствующие на профиле областям различной складчатости и более дробным подразделениям этих областей. Тектоническая шкала закрашивается в соответствии с легендой тектонической карты.
Задание Постройте гипсометрический профиль по выбранному меридиану. Вертикальный масштаб: в 1 см — 20 м. Горизонтальный масштаб: в 1 см — 30 км.
Тема: Особенности физико- и экономико-географического положения. Задание 1.
Задание 2. Сравнение способов районирования (природного и экономического). Используя карты на стр.16-17, сравните два способа районирования: природное и экономическое: 1. Определите, совпадают ли границы природных и экономических объектов. Перечислите эти районы. Чем это объясняется? 2. Объясните, почему в азиатской части России больше природных, а европейской – больше экономических районов?
Задание 3. 1. На контурной карте России отметьте свой населенный пункт (областной или краевой центр). Отметьте стрелками направление от него на север, на юг, на запад, на восток. 2. В каком направлении от вашего населенного пункта расположены географические объекты.
Москва __________________________ Суэцкий канал ____________________ Владивосток _____________________ Берингов пролив _________________ Северный полюс __________________
Задание 4. На контурной карте России: - Красным цветом обозначьте государственную границу Российской Федерации; - Подпишите названия государств, имеющих с Россией сухопутные и морские границы; - Подпишите названия морей и океанов, омывающих берега России; - Зелёным цветом обозначьте границу между Европой и Азией; - Синим цветом обозначьте Северный Полярный круг, а оранжевым - 50о северной широты; - Жёлтым цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов СНГ; - Синим цветом заштрихуйте территорию соседних с Россией стран - членов НАТО; - Красными кружками обозначьте ”горячие точки” на территории СНГ и подпишите их названия. - Сделайте вывод об особенностях географического положения Российской Федерации. Какие особенности географического положения оказывают наибольшее влияние на развития страны? Задание 5. Используя физическую карту России (стр. 16-17) и карту Крыма, определите географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам, заполните таблицы:
Задание 6.Используя физическую карту России (стр. 16-17), определите в каком направлении и на каком расстоянии от Москвы находятся объекты, и заполните таблицу:
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |