Инвентаризация нематериальных активов
Нематериальные активы в составе всего имущества организации подлежат обязательной инвентаризации с целью выявления их фактического наличия. Инвентаризация нематериальных активов производится ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчётности. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» от 25 июля 2001 года № 42-3 инвентаризацию нематериальных активов проводят обязательно: при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже; при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации; при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества; в случае возникновения непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Для проведения инвентаризации в сельскохохяйственных организациях создаётся специальный рабочий орган. Формируется он ежегодно и утверждается приказом руководителя организации. В состав комиссии входят работники финансовой, планово-экономической и патентных служб. Комиссия осуществляет проверку соответствия учётных данных с имеющимися в наличии нематериальными активами. Для проверки фактического состояния нематериальных активов комиссия устанавливает действительность документов, которые конкретизируются для каждого отдельного случая: · для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов: - оригинал охранного документа. При этом проверяется точное соответствие указания в охранном документе правообладателя и наименования организации, проводящей инвентаризацию; действительность охранного документа (сроки охраны, территория действия); - зарегистрированный в патентном органе лицензионный договор на передачу права на использование ОИС и иной договор, содержащий положение о передаче имущественных прав на ОИС; · для создаваемых на предприятиях компьютерных программ: - служебные компьютерные программы: · приказ, распоряжение, план работ, иные документы, предписывающие конкретному работнику или подразделению выполнение конкретной работы по созданию программы; · трудовой договор, контракт, служебная инструкция и другие документы, в которых отражены служебные обязанности по созданию программ; · акт приёма-сдачи, акт выполненных работ, акт ввода в эксплуатацию, отчёт о проделанной работе, утверждённый нанимателем, и иные документы, подтверждающие выполнение задания на создание компьютерной программы; - для компьютерных программ, права на которые предприятие получило по договору: · авторский договор; · договор заказа на создание компьютерной программы. Для подтверждения факта использования ОИС комиссия принимает во внимание следующий перечень документов и материалов, который конкретизируется отдельно для каждого объекта: оригинал охранного документа, экземпляр компьютерной программы на материальном носителе; · копия описания ОИС; · заключение патентной службы об использовании товарного ОИС и др. Оформление результатов инвентаризации проводится в соответствии со статьёй 12 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. При обнаружении неучтённого объекта ОИС оценивается его стоимость, учитывая технико-экономическое данные объекта, устанавливается его нормативный срок службы. Оценка стоимости выявленных при инвентаризации неучтённых ОИС может быть произведена как назначаемой приказом по предприятию инвентаризационной комиссией, так и комиссией, образуемой специально для этих целей. Оценка ОИС может быть также произведена в соответствии с договором, заключаемым между предприятием и независимым оценщиком, имеющим лицензию на такой вид деятельности, выданную патентным комитетом. Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях, которые заполняются членами инвентаризационной комиссии. Они отражаются в бухгалтерском учёте следующим образом. Оприходование неучтённых нематериальных активов отражается бухгалтерской записью: Дебет счёта 04 «Нематериальные активы» Кредит счёта 92 «Внереализационные доходы и расходы» Учёт недостачи объектов нематериальных активов, обнаруженной в ходе инвентаризации отражается бухгалтерской записью: Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счёта 04 «Нематериальные активы» На сумму исчисленного НДС по недостаче нематериальных активов составляется запись: Дебет счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам» При отнесении суммы недостачи на материально ответственное лицо составляется бухгалтерская запись: Дебет счёта 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям», субсчёт 2 «Расчёты по возмещению материального ущерба» Кредит счёта 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |