Цели и принципы психологическогопрофессиоведения. Профессиограмма и психограмма
Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. О.Г. Носкова считает такое определение неточным, так как «проблема состоит не только в описании профессионального поведения или его результатов, но и в анализе своеобразия психики человека – субъекта труда» [18, С.36]. Итоговое описание профессии называется профессиограммой. Психологическое профессиоведение (психология профессий) — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации. Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека (разработка и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности, которые называются профессионально важными качествами – ПВК). Профессиография – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. В самом общем виде профессиограмма должна содержать следующую информацию: 1. Название работы (и её синонимы); отрасль хозяйства, где встречается данная профессия. 2. Краткое описание работы в целом(резюме), включающее 4 пункта: а) Что делает работник? (Какие результаты должен получить? С помощью каких действий? Каковы требования к продукту, или результату его действий и процессу их осуществления?), б) Как выполняется работа? (Какие используются технологии и орудия труда, в каких условиях протекает работа?), в) Почему делает? (Как связана данная работа с другими видами работ, с другими продуктами?В чем назначение, смысл, миссия работника?), г) Какие требования предъявляет работа к субъекту труда? Основные цели псих-огопрофессиоведения: профподбор (профотбор, профконсультация и профориентация), рационализация труда, диагностика и снижение профутомления, совершенствование профессиональной подготовки, изучение причин и профилактика производственных травм и аварий. К.К. Платонов считал, что большое значение для профессиографирования имеют следующие принципы: 1. Принцип целенаправленности – психологическое изучение профессии должно проводиться для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессии, предмет исследования, методы. 2. Принцип личного подхода – следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. 3. Принцип допусков – в случае профотбора, необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказания, но и количественные границы минимума и максимума при их изменении. 4. Принцип надежности – нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, характеризовать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. 5. Принцип дифференциации и типизации – следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группу сходные по каким-либо параметрам профессии. 6. Принцип перспективности и реальности – рекомендуется учитывать тенденции развития профессий, рассматривать их в культурно-исторической перспективе. О.Г. Носкова к этим принципам добавляет следующие [18]: 1. Этический принцип – важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий. 2. Принцип системной детерминации – следует учитывать зависимость профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой работает данный человек. 3. Принцип конкретности – важно выяснить степень значимости задач, выполняемых работником, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность, а это возможно при изучении конкретных трудовых постов в организациях. 4. Принцип целостности (неаддитивности) – профессиональная деятельность не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий. 5. Принцип деятельностногоопосредования – своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания субъекта труда. 6. Поэтапность. Этапы профессиографирования: - информационный – собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда; - аналитический – осознание информационных данных, их дифференциация и структурирование; - синтетический – строиться гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и осуществляется выделение субъектно-объектных взаимосвязей; - экспериментальный – планирование эксперимента на основе данных, полученных на трех предыдущих этапах; - результирующий – анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента, построение прогноза преобразования конкретной ситуации. Методы профессиографирования: - анализ документации; - метод опроса; - наблюдение; - самонаблюдение и самоотчет; - экспериментальный метод – используется для проверки готовой психограммы или для составления новой. - личностные методы – Айзенк, Кэттел, метод независимых характеристик Платонова. - алгоритмический метод; - трудовой метод; - коллективная дискуссия; - личностный; - структурный метод – деятельность человека представляется на уровнях: 1) оперативном – структурная взаимосвязь решаемых задач 2) решения одной задачи – в виде отражения взаимосвязанных алгоритмов 3) алгоритма – отражение взаимосвязанных блоков операций 4) блока операций 5) операций – в виде отражения взаимосвязей ее компонентов. - системный анализ
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |