Психология профессиональной работоспособности. Кривая работоспособности и ее динамика
Работоспособность - способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов, надежности и параметров эффективности. Некоторые исследователи предлагают выделять два уровня работоспособности: а) актуализированную — реально существующую в данный момент; б) резервную. Последняя также состоит из двух частей: меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, а большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе. Методы оценки работоспособности человека, основанные на анализе результатов труда, принято называть прямыми методами. В качестве прямых показателей эффективности работы применяется определение точности и скорости выполнения человеком отдельных, наиболее важных элементов или операций, составляющих структуру рабочей деятельности. Прямые методики принято подразделять на элементарные, операционные и интегральные методики. Р.формируется в обучении, зависит от уровня владения знаниями и умения подчинять свое поведение соц целям, нормам. Виды работоспособности по Медведеву, Парачеву: 1. общая работоспособность – отражает способность человека выполнять любой вид деятельности. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. 2. профессиональная – характеристика тех систем и ф- й человека, которые необходимы для выполнения проф задач. Человек потерял слух, но это не мешает ему в работе корректировщика текстов в типографии. 3. оптимальная - 4. экстремальная - характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек в экстремальной ситуации при полной мобилизации сил. 5. пониженная 6. потенциальная – или выносливость. Характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности. Выносливость человека к определенной нагрузке. Или - характеристика максимально возможного объема работы, который способен выполнить человек. 7. актуальная – это состояние субъекта деят, кото определяет уровень его эффективности в данный промежуток времени. Понятие актуальной работоспособности соответствует понятию функциональное состояние. ФС – наличный уровень активности функциональных систем организма, характеризующегося степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека. Функциональное состояние – комплекс свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности. ФС существует только в контексте деятельности, которую реализует человек. ФС – относительно устойчивая, актуализированная в данный момент стр-а рес-ов, необходимых для решения задачи. На работоспособность негативно воздействуют: утомление, пересыщение, монотония. Стадии, периоды работоспособности: 1) предстартовое состояние – период до начала работы. -состояние боевой готовности – ориентация на высокие показатели, уверенность, высокая мотивация -состояние стартовой лихорадки – тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения, , суетливость, нетерпение. -состояние стартовой апатии – нет смысла, вялость, сонливость 2) врабатывание – начальный период, нарастание продуктивности. -первичная ориентировочная реакция - снижение всех показателей -гиперкомпенсация – привыкание к обстановке, условиям деятельности, поиск оптимального уровня напряжения, перестройка психики на рабочий ритм→ постепенный рост продуктивности деятельности. При этом возможны колебания производительности труда. 3) фаза компенсации, оптимальная работоспособность = высокая и устойчивая продуктивность. Длится 5 часов. Стабилизация показателей (производительность труда высокая и устойчивая). Отсутствие ошибок. Еще нет признаков утомления. Работа сопровождается положительными эмоциями. 4) фаза субкомпенсации (неполная компенсация) – появляются первые признаки утомления, которые еще преодолеваются организмом. Используются менее адекватные механизмы, привлекаются дополнительные ресурсы. Продуктивность деятельности все еще высока. 5) декомпенсация (неустойчивая компенсация) – истощение ресурсов, появляется мотивация прекращения работы, возникают вегетативные нарушения, снижается качество работы (появляются ошибки). Нужен особый контроль и внимание со стороны начальника. 6) стадия срыва – период прогрессивного снижения продуктивности, быстро нарастает утомление, резко падает работоспособность и продуктивность деятельности. На этой стадии количество ошибок максимально, появляются отказы от работы. Дальнейшая работа нецелесообразна, нужно прекратить деятельность, пока не наступило полное истощение организма.. 7) конечный прорыв (за 20-30 минут до окончания деятельности) – мобилизация дополнительных резервов. Возрастает продуктивность деятельности. Пример: человек уже устал на работе. Тут ему говорят, что до конца рабочего дня осталось уже 30 минут→ он радуется, что скоро можно будет идти домой. На фоне повышения настроения и желания побыстрее закончить работу он испытывает прилив сил. В условиях сдельной оплаты труда повышается. Уровень работоспособности зависит от: 1) индивидуальных особенностей – писх. особенности, состояние здоровья и др. 2) отношений в коллективе, наличия положительного отношения, поддержки со стороны сотрудников и начальства. 3) вида деятельности. 4) условий деятельности (оборудование рабочего места) 5) полноценности отдыха, режима питания и др.Пути оптимизации работоспособности – через воздействие на факторы, от которых зависит уровень работоспособности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |