Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания к самостоятельной работе студентов



2015-12-13 380 Обсуждений (0)
Задания к самостоятельной работе студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Изучение первоисточника. Проанализируйте содержание первого философического письма П.Я. Чаадаева (Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М.: Наука, 1991.

2. Проанализируйте основополагающие идеи представителей предсоциологического этапа развития российской социальной мысли (Ф. Прокопович (1681-1736), В. Татищев (1686-1750), Д.С. Аничков (1733-1788), Я.П. Козельский (1728-1794), С.Е. Десницкий (1740-1789), А.Н. Радищев (1749-1802)).

3. Заполните таблицу.

ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО КАК ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ В РОССИИ

 

Западники Славянофилы Значение идей западников и славянофилов для развития социологической науки в России
       

 

Прокомментируйте, какую роль в формировании идейных предпосылок становления социологии в России сыграли западники и славянофилы?

 

5. Заполните таблицу.

 

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

 

№ п/п Годы (временной интервал) Доминирующее направление в развитии российской социологии   Представители
1.      
2.      
3.      

 

Прокомментируйте содержание каждого периода. Какие направления, наряду с доминировавшим в данный период, также получали свое развитие?

 

5. Подготовьте сообщение на тему «Начальные шаги в области социологического образования».

Литература

Труды изучаемых авторов (первоисточники)

Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. М.: Наука, 1991.

Основная литература

Антология социально-экономической мысли в России: Дореволюционный период / Под ред. А.И. Кравченко. СПб.: РХГИ, 2000.

Буланова М.Б. В.М. Хвостов и социологическое образование в 1-м Московском университете // Социс. 2009. № 11.

Буланова М.Б. От социологического просвещения к социологическому образованию // Свободная мысль. 2008. № 5.

Буланова М.Б. Первая кафедра социологии в Ярославском госуниверситете // Социс. 2006. № 11.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX- ХХ вв. М.: Онега, 1995.

Гутнов Д. Русская высшая школа общественных наук в Париже. 1901-1906 гг. М.: РОССПЭН, 2004.

Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. М.: Гардарики, 2004. Глава 14,15,16,17,18.

Кравченко Е.И. Христианство и социологии – «Два града» отца Сергия (С.Н. Булгакова) // Социс. 2012. № 5.

Кукушкина Е.И. Русская социология XIX- начала ХХ века. М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.

Кукушкина Е.И. Русская социология и западная наука (ХIХ – начало ХХ вв.) // Социс. 2006. № 3.

Кукушкина Е.И. Социологическое образование в России XIX- начала ХХ в. М.: Изд-во Московского ун-та, 1994.

Кукушкина Е.И. Социология и публицистика (к вопросу об истоках отечественной социологии ее предпосылках в трудах ученых Московского университета) // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2005. №1.

Кукушкина Е.И., Буланова М.Б. Возращение наследия русской социологической школы: опыт Санкт-Петербурга // Социс. 2013. № 5.

Новикова С.С. История развития социологии в России. М.: Институт практической социологии; Воронеж, НПО «Модэк», 1996.

Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социс. 2002. № 10.

Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2000.

Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века) / Под ред. Е.И. Кукушкиной. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004.

Социология в России. М.: Институт социологии РАН, 1998.

Социология в России XIX – начала ХХ веков: История социологии; Социологическое образование: Учебное пособие. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.

Социология в России XIX – начала ХХ веков: Социология как наука: Учебное пособие для вузов. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.

Социология в России XIX – начала ХХ веков: Общество. Законы истории. Прогресс. Цели и нормы жизни. М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001.

Дополнительная литература

Здравомыслов А.Г. Социология: история, теория, практика. М.: Наука, 2008.

Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. – С. 389-450.

Матвеева Н.Ю. Анализ ценностного содержания социальных идей в творчестве С.Н. Булгакова // Социс. 2014. № 9.

Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993.

Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск: Экономпресс, 2000.

Никифоров А.Я. Особенности социологических идей Н.Г. Чернышевского // Социс. 2014. № 3.

Прошанов С.Л. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала XX века // Социс. 2007. № 12.

Чаадаев П.Я. PRO ET CONTRA. Личность и творчество Петра Чаадаева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: РХГИ, 1998.

 

Тема 20. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Первое занятие

20.1. Натуралистические теории (Н.Д. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников).

20.2. Субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.М. Михайловский).

Второе занятие

20.3. Российское неокантианство (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов).

20.4. Неопозитивизм в российской социологии (П.А Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая). Методологическая программа неопозитивизма.

Третье занятие

20.5. Российский период творчества П.А. Сорокина.

20.6. Марксистская социология в России. Деятельность Н.И. Зибера, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А. Богданова, Н.И. Бухарина.

Ключевые понятия и имена: позитивизм, натурализм, органицизм, географический детерминизм, субъективная школа, субъективный метод, теории личности, теория прогресса, неопозитивизм, социальное поведение, бихевиоризм, неокантианство, психологизм, ортодоксальный марксизм, легальный марксизм, христианская социология; Н.Д. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов, Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, М.И. Туган-Барановский, В.И. Ульянов (Ленин), А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключались причины популярности позитивистской социологии в российском обществе второй половины XIX века?

2. Почему в России в рамках натурализма получили развитие органицизм и географическое направление, а не социал-дарвинизм и расово-антропологическое направление?

3. Что характеризует концепцию географического детерминизма Л.И. Мечникова?

4. В чем суть субъективного метода и в чем заключаются его сильные и слабые стороны?

5. Как представлена теория личности в трудах Н.К. Михайловского?

6. Почему теория прогресса стала одной из центральных для представителей субъективной школы?

7. Почему в российской социологии появилось неокантианство?

8. Какие особенности имело неокантианское направление в российской социологии?

9. Когда в российской социологии появляется неопозитивизм и каковы его особенности?

10. Каковы основные особенности развития марксистской социологии в России?

11. Что понимается под христианской социологией? Какие имена ее представляют?



2015-12-13 380 Обсуждений (0)
Задания к самостоятельной работе студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания к самостоятельной работе студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)