Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальные группы, организации и институты



2015-12-13 2046 Обсуждений (0)
Социальные группы, организации и институты 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель занятия:изучить социальные группы, организации и институты.

Ключевые слова: социальные группы, организация, социальные институты, толпа, классификация социальных групп, социальная динамика, социальная интеракция, стигматизация, идентификация, первичная и вторичная социальная группа, формальная и неформальная социальная группа, референтная группа, объективные и субъективные группы, социальные институты.

 

План:

1.Социальные группы.

2.Социальные институты.

 

Возникновение социальных институтов.

Понятие "социальный институт" ввел Герберт Спенсер, который, однако, использовал термин "социальное учреждение". Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с органами биоорганизма.

Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.

Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.

Развитие социальных процессов.

Социальные процессы обозначают перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение — наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику.

Социальное развитие рассматривается как частный случай социальных изменений, имеющих либо направленность в сторону улучшения /усложнения/ совершенствования/ прогресса, либо в сторону регресса. Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.

Поскольку социальные процессы затрагивают все элементы общества, принято разделять их на 4 уровня:

  • социальный (глобальный) уровень — это изменения, затрагивающие все сферы общества (экономическое и техническое развитие, политические революции, кризисы, глобальные миграции, урбанизация)
  • уровень больших социальных групп — изменения в социальной структуре общества (социальное расслоение, социальная и профессиональная мобильность)
  • уровень институтов и организаций — изменения, происходящие в рамках отдельных социальных институтов (реформы и реорганизации отдельных сфер общественной жизни)
  • уровень межличностных отношений — изменения социальных связей между отдельными индивидами

Социальные процессы более высокого уровня обычно приводят изменениям нижестоящего уровня. Изменения низшего уровня обычно не приводят к изменениям на более высоком уровне, если только эти изменения не становятся массовыми и не носят кумулятивный характер.

Кроме этого, некоторые социологи выделяют различные виды социальных процессов.

Г.В. Осипов предлагает следующую классификацию изменений:

  • структурные — изменения структуры различных социальных преобразований
  • функциональные — изменения функций отдельных социальных институтов и организаций
  • процессуальные — происходят в сфере социального взаимодействия и взаимоотношений между различными общностями, институтами, организациями
  • мотивационные — перемены в сфере мотивации индивидуально-типовой деятельности

Все виды социальных процессов взаимосвязаны, провоцируют друг друга и, следовательно, приводят к постоянной социальной динамике общества.

Наибольший интерес социологов вызывают социальные процессы, которые определятся как социальное развитие. Все социологические школы пытаются определить какие изменения и в каких сферах общества определяют его прогресс и регресс.

Люди постоянно соединены в общности, являются членами групп – больших и малых, профессиональных и любительских, возрастных и половых, формальных и неформальных. Любое социальное действие индивида ориентировано на группу, на достижение целей, которые могут совпадать или не совпадать с групповыми целями. Мы причастны ко многим социальным группам, равно и как они – к каждому из нас.

Социальные группы рассматривались социологами как микромодели общества и притягивали их интерес. В этом заключался переход от макросоцилогической к микросоциологической парадигме.

В конце 19 века Г. Лебон изучал «толпу» как социальную группу, которая рассматривалась как разновидность большой и неустойчивой группы.

Ч. Кули впервые поставил вопрос об участии человека в нескольких социальных группах и классифицировал их «первичные» и «вторичные».

Л. Гумплович, характеризуя социологию как науку об изучении социальных групп, обращал внимание на их противоборство как естественное состояние общества.

В 1920-1930-х годах социальные группы рассматривались социологией и социальной психологией. Социологический подход к социальной группе заключался в выявлении объективных критериев для анализа многообразных социальных групп. Социальную психологию интересовало выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы.

Исследования 1930-1940-х годов имели прикладной характер. Э. Мэйо разработал понятие «производственного коллектива» как разновидности основной социальной группы на производстве. В социальной психологии появилось направление социометрии. Э. Богардус и Дж. Морено ввели понятия «социального расстояния» и «социальной дистанции», определяющие психологические отношения внутри группы и между группами.

К. Левин разработал теорию групповой динамики, объясняющей функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структуры, взаимоотношения групп с другими группами и социальными институтами. Два основных принципа теории групповой динамики заключались с том, что малые группы могут рассматриваться как целостное образование, а законы, характеризующие процессы в малых группах, могут экстраполироваться на общество в целом.

С. Стауффер проводил социологические исследования в армии США, и в 1949 году издал двухтомник «Американский солдат», в котором было дано определение «референтным группам», т.е. реальным или воображаемым группам, выступающим для индивида в качестве социального эталона, с которым он сравнивает себя, свое положение и поведение.

В 1950-1980-х годах в социологии внимание уделялось механизмам, связывающим социальную группу с социальной организацией (добровольным ассоциациям, харизматическим группам, бюрократии и др.). Изучение социальных групп перестает быть отдельным предметом изучения, а переплетается с изучением социальной организации.

Г.С. Антипина в книге «Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп» (1982) дает определение социальной группе как совокупности людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

С.С. Фролов в книге «Социология» (1996) рассматривал социальную группу как совокупности индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

М.С. Комаров в книге «Введение в социологию» (1994) пишет, что социальная группа – это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируется особое чувство сопричастности группе «мы» - «группа».

Г.Е. Зборовский в книге «Общая социология» (2004) выделяет три основных признака социальной группы:

1. Совокупность индивидов, имеющих общие интересы, групповые установки и ориентации.

2. Нормативная регламентация деятельности группы.

3. Совместная деятельность членов группы в рамках собственного пространственно-временного континуума.

Энтон Гидденс в книге «Социология» (1999) определяет социальную группу как некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Эта регулярность приводит к появлению дружеского отношения, солидарности и общих привычек. Агрегат (социальная совокупность) - это набор людей (например, очередь на автобус), не имеющих общего чувства единства. Социальная категория - это статистическая группировка, когда в рамках классификации людей объединяют вместе на основе конкретных общих для них характеристик.

Таким образом, социальная группа – это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки социальной группы являются наличие внутренней организации; общая (групповая) цель деятельности; групповые формы социального контроля; образцы (модели) групповой деятельности; и интенсивные групповые взаимодействия.

Определение социальной группы включает четыре основных момента:

• социальная интеракция - то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);

• стигматизация - «наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) - стиль жизни данной группы;

• идентификация - отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы - другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе-выходе», а также через механизм социального контроля;

• хабитуализация - то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Знаки, по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Выделяются большие, средние и малые социальные группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества, возрастные группы и другие. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов, как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы.

К средним социальным группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Любая организация состоит из множества разнообразных групп, которые можно классифицировать по различным основаниям:

• по принципу формальности: формальные и неформальные;

• по размеру: диада, триада, малая группа, большая группа;

• по длительности существования: временные и постоянные;

• по регулярности и частоте взаимодействия: первичные и вторичные;

• по степени сплоченности: группа и команда;

• по ведущей деятельности: учебные, спортивные, семейные, управленческие, производственные и другие;

• по факту существования: номинальные и реальные.

Большая группа отличается от малой наличием, как минимум, трех признаков: наличие большого количества членов, отсутствие обязательных личных контактов между членами группы, меньшая степень сплоченности и организованности внутри группы. Примеры больших групп – класс, нация, телевизионная, театральная аудитория и пр.

Большие группы имеют случайное и закономерное происхождение. Случайные группы – толпа, телевизионная и театральная аудитория. Закономерно появившиеся группы – социальный класс, национально-этническая группа, профессиональные, половозрастные группы.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Типичные малые группы – семья, школьный класс, студенческая группа и пр.

Ч. Кули ввел понятия «первичной» и «вторичной» группы. Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они являются первичными из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Первичная группа формирует моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь, и выступает средством поддержки людей. Примеры первичной группы – семья, друзья, соседская общность и др.

Вторичная группа – это разновидность больших и формальных групп. В них чаще всего отсутствуют непосредственное взаимодействие членов группы. Так, для студента его академическая группа является первичной, а коллектив университета – вторичной группой. Главное отличие вторичной группы от первичной в том, что для вторичная группа ориентирована на достижение цели, а первичная группа – на установление взаимосвязи между ее членами.

Э.Мэйо ввел понятие «формальной» и «неформальной» группы. Формальным группам присущи правила организации, действия, в них «работают» запреты и дозволения, санкционированные обществом. Примеры формальных групп – социальные организации (школьный учительский коллектив). Главной функцией формальной группы является обеспечение высокой упорядоченности и управляемости действий при достижении ставящейся цели. В формальной группе благодаря принятым нормам четко заданы и распределены все позиции и роли ее членов.

Неформальная группа не имеет жесткой нормативности, поведение ее членов не регламентировано, что, впрочем, не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен – от кружка друзей, любителей искусства до нации или иной этнической общности.

Г. Хейман ввел понятие о референтной группе, в основу которого были положены типы связей индивидов с группой. В его понимании, референтная группа – это реальная или воображаемая социальная группа, выступающая для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки. В случае, если референтная группа является воображаемой, она относится к номинальной социальной группе (это могут быть группы по возрасту, месту жительства, ценностным ориентациям и пр.).

Группы могут быть объективными и субъективными. Объективные группы характеризуются тем, что их позиция задана, определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (примеры, социальный класс). Субъективные группы возникают и существуют из-за того, что формируются сознательными действиями людей (примеры – политическая партия).

Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

– формальную и неформальную организацию;

– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

– обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический — институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т. д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов

Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, к концу 60-х годов Россия готовила специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете. В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.

В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

Динамика социальных институтов

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;

3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:

1. Зарождение организации.

2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.

3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).

4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.

Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т. д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т. п. Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих.

Вопросы для самоконтроля:

1.Социальные группы?

2.Социальные институты?

Основная литература:

1.Харчева В. Основы социологии М. «Логос», 2011 – 302 с.

2.Казымбетова Д.К. Введение в социологию: учебное пособие. - Алматы, 2014.-121с.

 

Лекция №8

Социализация личности

Цель занятия:раскрыть содержание понятий «личность» и основных концепций социализации личности.

Ключевые слова: личность, социализация, агенты социализации, индивид.

План:

1. Социология личности.

2. Социализация личности

 

Социология личности.

Проблема социологии личности - одна из актуальнейших тем современной науки, однако еще до сих пор недостаточно исследованных. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: `человек`, `индивид`, `индивидуальность`, `личность`. Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его первокирпичик (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (`надприродной`, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетические заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом: - с точки зрения ее структуры; - с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

2. Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциально



2015-12-13 2046 Обсуждений (0)
Социальные группы, организации и институты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальные группы, организации и институты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2046)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)