Методические советы к работе над рефератом
Кроме лекций и семинаров к активной форме самостоятельной работы относится и систематическая работа над учебником, учебным пособием или курсом лекций. Однако здесь в полной мере не раскрываются творческие способности и возможности студента. В значительной степени в силу естественной познавательной необходимости студенту приходится следовать логике «учебника-учителя». Кроме этого, идет необходимый процесс накопления знаний, познания нового, неизвестного, постоянное знакомство с новыми понятиями, определениями, категориями. Ареной подлинного творчества становится реферат на конкретную тему. Автору реферата как правило хочется выйти за рамки учебника при этом начинается знакомство не только с научно-популярной, но и с научной литературой. Открывается возможность проникнуть в «лабораторию» ученых: что они думают, о чем спорят, почему по-разному смотрят на одни и те же политические события, явления, процессы, кто же из них прав. В итоге встает проблема творческого выбора, определения своей позиции, возможно, возникнет желание высказать и свои мысли, суждения, соображения. Творческая работа над рефератом имеет несколько этапов. На Первом этапе происходит первоначальное ознакомление с литературой (возможно, с двумя-тремя статьями из научных и научно-популярных журналов). Это - этап вхождения в тему (проблему), накопления и осмысления знаний. Он завершается составлением плана и структуры реферата для его написания. Второй этап носит поисковый характер. Прибегая к новой, дополнительной литературе, автор реферата ищет ответы на вопросы своего плана. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, но они носят уже более осознанный характер, сопровождаются комментариями и своими суждениями. Здесь мы имеем дело с заготовкой материала для написания реферата. На этом этапе завершается работа над планом и его структурой. И, наконец, третий, самый ответственный этап - написание самого реферата по разработанному плану. Обычно его объем бывает один печатный лист (40 тысяч знаков, включая пробелы). Написанный текст подвергается авторской редакции. Здесь автор реферата приобретает очень ценное качество: писать грамотно, логично, «своими словами», то есть пытаться формировать свой стиль изложения материала, свою логику мышления. Написанный реферат правильно должен быть оформлен: к каждой цитате указывается источник по установленным правилам, работа разбивается на параграфы с соответствующими заголовками, в начале реферата дается его план, а в конце - библиография, то есть список использованной литературы. Собеседование с преподавателем считается своеобразным завершением работы над рефератом, его основные идеи (если имеется возможность) могут быть озвучены на семинаре.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ СРСП
ВОПРОСЫ: Каковы социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки? Почему О. Конта можно назвать родоначальником социологии? В чем его вклад в становление и развитие социологической мысли? Почему М. Вебера считают одним из крупнейших социологов всех времен и народов? Какие теории М. Вебера вам известны? Каково значение социологического творчества Э. Дюркгейма? Охарактеризуйте этапы становления социологической мысли в 19 – начале 20 веков. Почему проблема глобализации стала одной из самых актуальных в современном мире? Как это явление трактуется в социологии? Что такое социальная стратификация? Как соотносится социальная структура и социальная стратификация? Каковы тенденции изменения стратификационной картины в настоящее время? Что такое социальная мобильность? Какие типы социальной мобильности вы знаете? Что представляет собой структура социальной группы? Какие классификации социальных групп чаще всего встречаются в литературе? Расскажите о больших и малых первичных и вторичных формальных и неформальных группах. Что такое референтная группа? Охарактеризуйте понятие номинальной группы и покажите ее значение для социологии. Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений? Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии? Как развивались представление о социальном институте в истории и современной западной социологической мысли? В чем заключается предмет институциональной социологии? Охарактеризуйте основные признаки социального института. Что понимается под институционализацией общества? Какие социальные институты относятся к социальной сфере? Как институты социальной сферы взаимодействуют с экономическими, политическими институтами? В чем состоит специфика социологического изучения духовного производства? Раскройте некоторые современные представления о религии и покажите их сложность и противоречивость. Какие функции института религии вам известны? Как проблема личности раскрывается в философии и социологии? В чем суть соотношения понятий «человек», «индивид», «личность»? Дайте определение личности. Как вы считаете, что такое социальное свойство человека? Какое поведение называется отклоняющиймся? В чем проявляется позитивное и негативное направленность девиации? Как можно отличить девиантное поведение от нормативного? Что такое социальный контроль? Что такое социальное движение? Виды и методы социологического исследования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |