Ощущение как психический процесс
Психический процесс — это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение. Ощущение — это первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.). Физиологическим аппаратом ощущения является анализатор,состоящий из трех частей: • рецептор — часть анализатора, преобразующая энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; • нервный путь, по которому нервные сигналы передаются в мозг; • корковая часть полушарий головного мозга, где нервные сигналы осознаются. • Внешние ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела. • Внутренние ощущения - голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма. Типы ощущений: • Двигательные (кинестезические) ощущения — это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках. Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения.За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога — уже не возникает, так как раздражитель слишком силен. Все ощущения имеют общие законы: • Закон сенсибилизации — состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить свою чувствительность. • Закон адаптации (приспособления) — состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется. • Закон контрастности — состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном - светлее. 6. Восприятие, его виды и свойства Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией. Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Восприятия подразделяют также и на другие виды. • В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия. • В зависимости от степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия. • В зависимости от формы отражения: — восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся; — восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений; — восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Свойства восприятия:[у* Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес. • Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени. • Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека. • Осмысленность восприятия — показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. • Константность восприятия — относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.). • Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются. Нарушения восприятия: • Гиперстезия — повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям. • Гипостезия — явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность. • Агнозия — нарушение узнавания предметов при ясном сознании и сохранении или незначительном снижении чувствительности. • Галлюцинации — восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений. Процессы памяти Память — это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы представлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами прошлого опыта. Компоненты памяти: ^ Запоминание. ^ Сохранение. ^ Воспроизведение. ^ Забывание. Виды памяти: • Наглядно-образная — это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы. • Словесно-логическая — выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. • Двигательная (моторная) — выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений. • Эмоциональная память — это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побу- дительные силы к совершению или отказу от совершения того или иного поступка. Памяти присущи следующие характеристики:объем, быстрота, точность и длительность. Возможные расстройства памяти: • Гиперфункция памяти — когда воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гиперфункция памяти принимает форму навязчивых воспоминаний. • Амнезия — утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2786)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |