Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие методологии современной юридической науки



2015-12-13 2033 Обсуждений (0)
Понятие методологии современной юридической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтобы раскрыть понятие методологии современной юридической науки, необходимо прежде выяснить, что понимается под методологией вообще и методологией науки в частности.

Для начала обратимся к справочной литературе. Так, во Всемирной энциклопедии по философии методология определяется как учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека[75].

Большая Советская Энциклопедия определяет методологию как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, а методологию науки (научного познания) как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности[76].

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова методология определяется, во-первых, как учение о научном методе познания и, во-вторых, как совокупность методов, применяемых в отдельных науках[77].

Аналогичное понимание методологии науки встречается и в некоторых философских словарях. Например, в одном из них под методологией понимается, во-первых, совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке, а, во-вторых, учение о методе научного познания и преобразования мира[78].

Примерно такое же понимание методологии дает Философский энциклопедический словарь 1989 г. Методология в нем определяется, во-первых, как совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке, и, во-вторых, как область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности[79].

Теперь выясним, как обстоят дела с пониманием методологии в философской, науковедческой и юридической литературе.

В философской литературе методология чаще всего рассматривается в широком смысле – как методология вообще. При этом взгляды философов расходятся, поскольку одни исследователи под методологией понимают как систему определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности, так и учение об этой системе, другие же определяют методологию как учение о методах. Например, В. П. Кохановский считает, что методология – это и система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.), и учение о данной системе[80], а М. И. Вишневский исходит из того, что методология представляет собой учение о методах, систематизирующее их и устанавливающее их пригодность для решения тех или иных задач, а также выясняющее особенности знаний, получаемых на основе использования определенных методов[81].

Встречается в философской литературе и достаточно широкое понимание методологии, когда под методологией понимается учение об организации деятельности. При этом различается методология научной деятельности, методология практической деятельности, методология учебной деятельности, методология художественной деятельности и методология игровой деятельности[82].

В науковедческой литературе чаще всего говорят только о методологии науки, которая рассматривается отдельными исследователями в качестве методологии в узком смысле. При этом методология науки обычно трактуется как учение о методах научного познания, хотя встречается и двоякое понимание методологии науки: как учения о методах научного познания и как совокупности самих научных методов. Так, В. К. Лукашевич подчеркивает, что методология в узком смысле – это учение о методах научного познания[83]. Похожую позицию занимают А. Я. Баскаков и В. Н. Туленков. Они исходят из того, что методология научного познания, или методология науки, занимается изучением средств, приемов и методов научного исследования[84]. «… Анализ показывает, что главной целью методологии науки, – пишут они, – является, прежде всего, изучение тех средств, методов и приемов научного исследования, с помощью которых субъект научного познания приобретает новые знания о реальной действительности. А поскольку эти методы и средства исследования применяются в процессе научного познания, то следует говорить не о методологии вообще, а о методологии научного исследования, или познания»[85]. Близкую, но немного отличающуюся позицию, занимает Л. А. Микешина, по мнению которой методология научного познания может быть определена как философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания[86].

Двоякое понимание методологии вообще и методологии науки предлагает П. Я. Папковская. Говоря о том, что в литературных источниках встречаются различные толкования понятия «методология», и отметив эти толкования, она подытоживает: «Следовательно, методология научного познания изучает методы научного исследования. С философской точки зрения, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности; применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике. Для конкретных наук методология познания (исследования) является совокупностью методов и средств, направленных на решение поставленных проблем»[87].

Встречается и такая трактовка методологии науки, когда под ней понимается только система организующих принципов, способов и приемов научного исследования[88].

Интересной представляется трактовка методологии науки, предложенная М. С. Бургиным и В. И. Кузнецовым. Они исходят из того, что методология науки – это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях[89]. Определяя предмет методологии науки, М. С. Бургин и В. И. Кузнецов пишут: «Методология науки изучает научное знание, его свойства, взаимоотношения между разными системами знания, а также процессы и закономерности их формирования, развития и применения»[90]. Перечень вопросов, на которые отвечает методология науки, по их мнению, весьма обширен. Он включает, в частности, вопросы, касающиеся строения и формы научного знания; специфики этапов научного познания; закономерностей развития научного знания; классификации и взаимосвязи различных систем знания; соотношения обыденного и научного знания; методов научного познания; различных тенденций развития знания, выступающих под именами формализации, математизации, компьютеризации и т. д.[91].

Что касается юридической литературы, то в ней тоже отсутствует единство мнений относительно понимания как методологии вообще, так и методологии юридической науки. Как отмечает Н. Н. Тарасов, «в процессе соответствующих обсуждений разногласия возникали по самым разным аспектам проблемы. В основном, дискутировались соотношения методологии и метода правоведения, теории права и методологии, философских и специальных методов юриспруденции»[92].

Не касаясь различных аспектов проблемы методологии юридической науки, отметим лишь наиболее распространенные взгляды на ее понятие. В частности, одни исследователи под методологией юридической науки понимают учение о методах познания[93]; другие – учение о методах, способах познания закономерностей права и их использования в практической деятельности[94]; третьи – совокупность методов познания[95]; четвертые – совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов (способов) исследования государственно-правовых явлений[96]; пятые – как учение о методах познания, так и сами методы познания[97].

Анализ суждений, высказанных в справочной, учебной и научной литературе относительно понимания методологии вообще и методологии науки в частности показывает:

1) ни в справочной, ни в философской, ни в науковедческой, ни в юридической литературе нет единообразного понимания и методологии вообще, и методологии науки, в том числе и юридической;

2) не всегда проводится различие между методологией вообще и методологией науки;

3) методология науки сводится либо к учению о методах научного познания, либо к методам научного познания, либо и к учению о методах научного познания, и к самим методам научного познания.

На наш взгляд, говоря о понятии методологии, во-первых, необходимо различать методологию вообще, т. е. методологию в широком смысле, и методологию науки, которую иногда называют методологией в узком смысле. Методология вообще касается самых различных видов человеческой деятельности: научного исследования, практической деятельности, художественной деятельности, учебной деятельности, игровой деятельности[98]. Методология науки касается только науки (научного исследования) и является разновидностью методологии вообще.

Во-вторых, под методологией науки не следует понимать методы науки, их совокупность. Методология науки – это учение о методах науки, хотя не только о них. Слово «методология» традиционно переводиться с греческого как учение о методе науки (methodos – метод, путь следования к чему-либо; logos – учение). Поэтому следует согласиться с В. М. Сырых в том, что «методология в точном значении этого слова представляет собой учение о методах, особую науку, ставящую своей непосредственной задачей разработку и совершенствование системы приемов, способов научного познания»[99]. То есть методология – это не сами методы, а учение о них.

В-третьих, методологию науки не следует сводить только к учению о методах науки. Учение о методах науки является лишь частью методологии науки. Методология науки – это учение не столько о методах, сколько о методе науки. Сам же метод науки – понятие более емкое, поскольку этим понятием охватываются не только методы науки, т. е. методы научного исследования, научные методы, но и философские основания науки, а также процесс научного познания и его результат.

Следует, однако, отметить, что в философской и науковедческой литературе отсутствует единообразное понимание как метода вообще, так и метода науки в частности. Одни, например, определяют метод как совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности[100]; другие – как совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности[101]; третьи – как совокупность правил и приемов практического или познавательного освоения действительности[102]; четвертые – как систему правил, принципов и приемов в изучении явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления или практической преобразующей деятельности человека[103]; пятые – как способ, путь познания и практического преобразования реальной действительности, систему приемов и принципов, регулирующую практическую и познавательную деятельность людей[104]. Встречаются и другие определения метода науки и практической деятельности.

Не вдаваясь в анализ этих и иных взглядов на понятие метода науки и практической деятельности, отметим, что метод науки – это путь исследования наукой своего предмета, который охватывает своим содержанием философские подходы к познанию явлений действительности, принципы, средства и методы их исследования, процесс научного познания и достигнутый в ходе этого процесса результат.

Метод науки является достаточно сложным многоуровневым образованием. В него включаются философские основания и гносеологические идеалы, принципы и нормы исследовательской деятельности, инструменты и способы (приемы) познания, организации и представления знания[105].

Исходя из этого, представляется целесообразным различать метод науки и методы науки, т. е. научные методы, методы исследования. Метод науки – это собирательное понятие, которое характеризует не только методы исследования предмета науки, но также философские подходы к его исследованию, процесс и результат его исследования, познания.

В. К. Лукашевич, подчеркнув, что методология в узком смысле – это учение о методах познания, вместе с тем отмечает: «Но поскольку метод связан с другими элементами познавательной деятельности, более адекватным является понимание методологии как философской дисциплины, предмет которой составляет структура научного знания и рационально обоснованные оптимальные пути его приращения»[106].

В-четвертых, методология науки как учение о методе науки может разрабатываться на разных уровнях: философском, общенаучном, конкретно-научном и даже на уровне методики и техники научного исследования[107].

Высший уровень образует философская методология, содержание которой составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. При этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Философский уровень методологии реально функционирует в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности, в состав которой входят как содержательные предпосылки (мировоззренческие основы научного мышления, философская «картина мира»), так и формальные, т. е. относящиеся к общим формам научного мышления, к его исторически определенному категориальному строю[108]. Говоря о данном уровне методологии М. И. Вишневский пишет: «Принято особо выделять общефилософскую методологию, характеризующую теоретико-мировоззренческие основания, на которых выстраивается конкретная научно-исследовательская деятельность»[109].

Что касается общенаучного уровня методологии, то его Э. Г. Юдин обозначает как уровень общенаучных принципов и форм исследования. Сюда входят как содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или, по крайней мере, на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно, хотя и не обязательно в одинаковой степени, так и формальные разработки и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач[110].

Конкретно-научный уровень методологии – это совокупность методов, приемов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине[111].

Наконец, последний уровень методологии образуют методика и техника научного исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он только и может включаться в массив наличного знания[112].

Каждый из названных уровней методологии выполняет, по мнению Э. Г. Юдина, свои особые, только ему свойственные функции в научном познании. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания. На этом уровне формируются познавательные установки исследователя, выявляются исторические границы каждой научной теории, каждого метода, осмысливаются переломные ситуации в развитии той или иной научной дисциплины. В рамках этого уровня методологии первостепенное значение имеет также мировоззренческая интерпретация результатов науки. Вместе с тем философско-методологические положения и принципы в современной науке преломляются и конкретизируются сначала на уровне общенаучных принципов и концепций, а затем на уровне специально-научной методологии[113].

Итак, методологию науки при всем разнообразии подходов к ее пониманию представляется возможным определять как учение о методе науки, которое разрабатывается на философском, общенаучном и конкретно-научном уровне. Вследствие этого методологию юридической науки можно определить как учение о методе юридической науки, которое опирается на философский и общенаучный уровни методологического учения, преломляя и конкретизируя их применительно к предмету юридической науки.

Определяя методологию юридической науки как учение о ее методе, прежде всего, рассмотрим такие его аспекты, как: 1) философские основания юридической науки; 2) методологические принципы научного познания государственно-правовых явлений и 3) методы научного познания государственно-правовых явлений.

 



2015-12-13 2033 Обсуждений (0)
Понятие методологии современной юридической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие методологии современной юридической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2033)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)