Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологический опрос как основной метод получения социологической информации



2015-12-13 1032 Обсуждений (0)
Социологический опрос как основной метод получения социологической информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.

Опросы прошли трехсотлетний путь развития, если считать с того момента, как они получили форму научного метода изучения общественного мнения. Еще в середине XVII в. усилиями французского математика Б. Паскаля и позже итальянского ученого И. Бернулли был сформулирован закон больших чисел и вероятностных расчетов, на которые опирается теория выборки в массовых опросах.

В 1660 г. сотрудничество двух англичан Дис. Граунта и У. Петти завершилось созданием новой области исследований, названной ими “политическая арифметика”, а позднее получившей название “статистика” и “социография”.

В настоящее время этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной информации, то есть информации “из первых рук”. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Дело в том, что полученная этим методом от респондентов информация, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она “преломилась” в их сознании. Поэтому не всегда можно ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения, о событиях и явлениях. Отсюда следует, что всегда важно учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

Варианты опроса (по формам контакта):

1.Личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, телефонный, прессовый).

2.Индивидуальный или групповой.

3.Свободный или формализованный, фокусированный (направленный).

4.Устный или письменный.

5.Сплошной или выборочный.

6.По месту жительства или работы, временные целевые аудитории.

Классификация вопросов

По содер- жанию по форме по структуре по функциям
о событиях прямые открытые основные
о фактах косвенные закрытые контактные
о мотивах   полузакрытые контрольные
об оценках     фильтрующие
о мнениях     “ловушки”

Можно задать контрольный вопрос (задача: проверить правильность ответов на основные вопросы, между контрольными вопросами должно стоять 3-4 промежуточных): В какой мере Вы довольны своей работой? Хотели бы Вы перейти на другую работу? (контрольный)

Существует и такая разновидность: вопрос-ловушка (задача: проверить искренность, правдивость ответов респондентов): Понравилась ли Вам книга Ф. Коста “Гибель цивилизаций”? (автор, название вымышлены).

Вопросы, сформулированные в программе исследования, заносятся в специальный документ, распространение которого позволяет получить первичную социологическую информацию, анкету.

Композиция анкеты

Анкета (от франц. enquete - расследование) - это своего рода сценарий беседы с респондентом, независимо от того, очная эта беседа (интервью) или заочная (анкетирование).

Анкета имеет три раздела: вводная часть, основная (содержательная часть), социально-демографическая.

В вводной обычно содержится краткое обращение к респондентам: “Просим вас принять участие в социологическом опросе. Вам необходимо прочитать вопрос и обвести кружком порядковый номер ответа, совпадающий с Вашим мнением или дописать свой ответ на свободных строчках. Результаты будут обработаны на компьютере, поэтому фамилию в анкете указывать не надо. Просим не оставлять ни одного вопроса без ответа. Благодарим за участие”.

В вводной части располагаются также вопросы-“воронки”, которые начинают беседу, втягивают в нее собеседника-респондента. Их задача - заинтересовать респондента, ввести в курс обсуждаемых проблем.

Более сложные, требующие анализа, размышлений, активизации памяти, размещают в середине анкеты (в основной части). Здесь необходимо тщательно проанализировать качество каждого вопроса: а) о чем спросить; б) почему именно об этом; в) в какой форме.

Необходимо учитывать по каждому вопросу: “работает” ли вопрос на тему исследования? Будет ли понятен вопрос опрашиваемым в том смысле, который вкладывается в него исследователем? Не является ли вопрос “лобовым”? Соблюдается ли равновесие положительных и отрицательных позиций? Не вызывает ли отрицательных эмоций у опрашиваемого (задевает самолюбие, вторгается в интимную среду, вызывает всякого рода опасения соображения престижа и т. п.)?

Обращается также внимание на соблюдение принципа расположения вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные). Нет ли скопления однотипных вопросов, вызывающих чувство монотонности? Объем анкеты должен быть такой, чтобы респондент мог высказаться и не утомиться, практика показывает, что оптимальный срок работы 10-15 минут.

Третья часть анкеты - социально-демографическая (“паспортичка”). Это блок вопросов об объективном положении и статусе опрашиваемого. Здесь задаются вопросы: 11.Ваш пол

11.1 Мужской 11.2 Женский

12. Ваш возраст: 12.1 до 18 лет 12.2 до 21 года и т.д.

13. Ваше образование: 13.1 Среднее 13.2 Высшее

13.3 Неполное высшее

14.Ваше занятие: (назвать по такой же схеме предполагаемый род занятий респондентов).

Взаключение принято еще раз благодарить за участие в работе (анкетировании).

Анкетирование - один из наиболее распространенных социологических методов, это - вид письменного опроса. В социологической практике существует также вид устного опроса - интервью.

Интервью в социологическом исследовании

Интервью (англ. interview - беседа) - это метод получения информации путем непосредственного диалога с респондентом, целью которого является получение ответов на вопросы, предусмотренные программой социологического исследования.

1.Неформализованное интервью - это свободный диалог по определенной теме, куда вопросы (открытые) формулируются в контексте общения и формы фиксации ответов нестандартизированы. Чаще всего - это беседа без строгой детализации вопросов по общей программе. Такие беседы длительны (до 3-х часов), используются в качестве зондажных, проверочных.

2.Полуформализованное интервью - в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные. В этом виде интервью можно более глубоко проникнуть в структуру изучаемой реальности, выявить более тонкие различия в характеристиках изучаемых групп.

3.Формализованное интервью - вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек “закрытых” вопросов (анкета-интервью), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов.

По процедуре проведения интервью делятся на:

а) панельное - многократное интервьюирование одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени. Цель - изучить динамику развития проблемы; б) групповое; в)ненаправленное.

По способу общения между исследователем и респондентом интервью делятся на явные -“лицом к лицу” и скрытые - телефонные (10-15 минут).

Правила формулировки вопросов, последовательности простых и сложных, основных и контрольных вопросов в интервью практически те же, что в анкетном опросе, но помимо того, интервью активно использует развитие основного вопроса с учетом ситуации, допускает провоцирующие вопросы (например, сомнение в искренности ответа или его полноте), позволяет уточнять формулировки опрашиваемого; интервьюер переспрашивает, добиваясь ясности ответа (например: “Почему Вы думаете именно так? Как Вы пришли к этому выводу?” и т. п.). В ходе интервью в случае необходимости можно воссоздать обстановку прошлого, освежать память респондента, гибко варьировать прямые и косвенные вопросы.

Проведение интервью требует определенной подготовки. Недопустимы, например, внушающие интонации, слишком медленный или ускоренный темп речи, проявление равнодушия или, напротив, подчеркнутой заинтересованности в характере ответов.

Специалисты отмечают различия между интервью и анкетированием, которые заключаются в глубине получаемых сведений. С помощью анкеты социолог прежде всего получает только поверхностный слой мнений, в то время как интервью дает возможность исследовать глубинные мотивы и мнения. При анкетном опросе существует возможность использовать большой объем выборки, и анкетный опрос обладает значительной простотой технической стороны дела (нет необходимости лично встречаться с каждым корреспондентом).

Интервью же имеет следующие специфические особенности.

1.Возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента.

2.Личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника.

3.Личный контакт обеспечивает более серьезное отношение к опросу. Однако имеются трудности, которые заключаются:

а) в поиске психологического контакта с каждым респондентом;

б) в значительных материальных и временных затратах;

в) в трудоемкости подготовки интервьюеров;

г) в решении проблемы анонимности.

В целом, интервью дают более глубокую и развернутую панораму субъективного мира опрашиваемых, анкетные опросы - массовую представительную картину. И, как показывает практика, целесообразнее в одном социологическом исследовании комбинировать анкетный опрос и интервью. Для интервью отбирают 5-6% из тех, кто подвергается анкетному опросу. Такое интервьюирование дает возможность: 1)проверить обоснованность и надежность анкетных сведений и 2)углубить интерпретацию данных в целом. Сочетание же опроса и наблюдения повышает достоверность информации, а использование свидетельств документальных (с помощью контент-анализа) в этом исследовании делает его более убедительными.

Собранная таким образом первичная социологическая информация анализируется, обобщается и научно интерпретируется. Все собранные ответы респондентов (анкеты или бланки интервью) вначале проверяются (на все ли вопросы получены ответы), подвергаются математической обработке (подсчитывается число полученных вариантов ответов на тот или иной вопрос в процентном отношении к общему числу анкетируемых), группируются по нужному в данном исследовании типу.

Результаты обобщения называют социологической информацией. Социологическая информация может быть сгруппирована по: номинальному признаку (род занятий, возраст, национальность и т. п.); признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: физический, умственный труд); количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например, группировка по возрастным интервалам: 18-20 лет, 20-25 лет, 25-30 лет и т. д.).

Работа со сгруппированными анкетами ведется с помощью математической статистики. Общая логика исследования состоит в превращении статистических данных (процент, среднее арифметическое и т. п.) в социологические данные (путем интерпретации, что достигается научной эрудицией социолога). В первой части отчета обычно идет обоснование выбранной для исследования проблемы, дается характеристика выборки, методов сбора информации, количество участников исследования.

Во второй части отчета характеризуется объект исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Следующие части отчета посвящены поиску ответов на выдвинутые в программе гипотезы. К отчету дают приложение, которое содержит программу, план, анкету или бланк интервью, компьютерные таблицы, графики и т. п.

Таким образом, организация проведения социологического исследования представляет собой научно-обоснованный комплекс мероприятий, которые осуществляются для достижения цели исследования - получения нового знания относительно данного предмета исследования.

Литература

1Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1995.

2..Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. - М., 1989.

3.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. – М., 2001.

4.Методы социологических исследований. – М., 1989. Вып. 1-5.

5.Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.2. –М., 1990.

6.Методология и методы социологических исследований (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992-1996 годы). – М., 1996.

7.Рабочая книга социолога. - М., 1996.

8.Современная западная социология. Словарь. – М., 1990.

 



2015-12-13 1032 Обсуждений (0)
Социологический опрос как основной метод получения социологической информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологический опрос как основной метод получения социологической информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1032)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)