Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалы текущего и промежуточного контроля



2015-12-13 765 Обсуждений (0)
Материалы текущего и промежуточного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Текущий контроль:

1. В таблице слева даны понятия, для которых необходимо сформулировать четкое определение и записать его в правый столбец. Определение не должно быть чрезмерно большим.

Понятие Определение
Социальные науки  
Гипотеза  
Прогресс  

 

2. Согласны Вы с этими суждениями или нет? Обоснуйте свою позицию.

а) Социально однородное общество – общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению.

б) В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала.

в) Многие семьи имеют только начало (заключение брака) и не имеют конца.

г) Принадлежность к определенному классу – самое яркое проявление социального статуса.

3. Приведите в соответствие названия наук об обществе и сферы общественной жизни, которые они изучают:

1) экономическая сфера а) социология

2) социальная сфера б) политология

3) политическая сфера в) правоведение

4) духовная сфера г) экономика

д) этика

е) культурология

ж) антропология

4. Согласны ли вы с этими суждениями? Свою позицию обоснуйте.

§ Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и пособия, но они не попрошайничают.

§ Бытует мнение, что ранний брак – это узаконенный секс.

§ К нищим правильнее относить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

§ Ранний брак – это всегда неудачный брак.

§ У бедных худшие стартовые условия в жизни, и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

5. Ниже приведены критерии социального объединения людей:

o Оно не является частью какой-либо крупной системы.

o Браки заключаются между представителями данного объединения.

o Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

o Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

o У него собственное название и собственная история.

o Оно обладает собственной системой управления.

o Объединение существует больше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

o Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Подумайте и скажите, кому они могут принадлежать. Ниже дан список возможных кандидатур:

§ Современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан.

§ Древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона.

§ Деревня или село.

§ Промышленное предприятие.

§ Автономная область в составе Российской Федерации.

6. Составьте «пирамиду» социальной структуры современного российского общества.

7. Составьте схематическое изображение коллектива, в котором Вы учитесь (работаете), с указанием его структуры.

8. Охарактеризуйте современные проблемы молодежи, выделите их основные группы по различным основаниям (причины возникновения, условия протекания, психологические особенности возраста и др.). Распределите выделенные проблемы иерархически по степени важности и необходимости разрешения в настоящее время. Согласно построенной иерархии наметьте порядок осуществления целенаправленных социальных изменений.

9. Немецкому социологу Р. Дарендорфу принадлежит следующее выражение: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность – получает ритм себе в сопротивление». Объясните и прокомментируйте данное высказывание.

10. Социальная система состоит из совокупности подсистем: экономической системы, политической системы, системы социетальной общности и системы социализации. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.

Промежуточный контроль:

1. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

Наука Определение
1. Психология а) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни
2. Социология б) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношения
3. Экономика в) происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека
4. Демография г) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
5. Этнография д) поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т.д.
6. Антропология е) отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления
7. История ж) взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества
8. Политология з) производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений

 

2. Подготовьте вопросы закрытого типа к тесту по истории развития социологической мысли (развитие зарубежной и отечественной социологии в XIX-XXI вв., становление социологии на Алтае).

3. Разработайте программу конкретного социологического исследования, которое можно провести в нашем вузе.

4. При помощи метода контент-анализа проанализируйте не менее пяти источников (газеты, журналы, Интернет и другие на Ваш выбор) по конкретным социальным проблемам российского общества.

5. Представьте модель реального и идеального состояния российского общества (мирового сообщества) как социальной структуры.

6. Придумайте загадки, шарады, ребусы или кроссворды, выявляющие владение основными понятиями темы "Социология семейных отношений".

7. Раскройте содержание известных вам теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий. Заполните таблицу.

 

Теории девиантного поведения Представители Основные положения
Социобиологическая    
Социально-психологические    
Аномии    
Стигматизации    
Инкультурации    

 

8. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните, почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Приведите примеры.

9. Сравните, как протекает процесс социализации у мальчиков и девочек. Есть ли отличия? Рассмотрите с помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы поведения у представителей мужского и женского пола. К каким социальным последствиям это приводит?

10. Значительный интерес для социологии личности представляет концепция «пассионарности», разработанная Л.Н. Гумилевым. В своей концепции ученый классифицирует людей в зависимости от «способности поглощать биохимическую энергию живых существ» (см. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. – М., 1993). Первый тип располагает достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения, такой человек работает, чтобы жить. Второй тип располагает избытком энергии. Ее значительно больше, чем требуется для нормальной жизни, и человек в таком случае работает ради более высоких, идеальных целей. Этот тип человека называется «пассионарием». Третий тип человека не стремится к активной жизнедеятельности, живя за счет других, и располагает недостаточной энергией. Таких людей Гумилев называет «субпассионариями».

Основываясь на данной типологии, приведите известные вам примеры «пассионариев» и «субпассионариев» из мировой и российской истории.

Вопросы для самостоятельной работы студентов

 

1. Разработать и провести учебное микросоциологическое исследование или программу исследования.

2. Самостоятельно изучить вопросы: "Социально-территориальные общности», "Социально-демографическая структура общества" по публикациям журнала «Социологические исследования».

3. Подготовить домашнее задание на тему "Ранжирование престижа профессий студентами учебной группы”.

4. Провести реферирование статей журналов "Социологические исследования", "Социально-политический журнал".

5. Напишите эссе, касающееся судьбы российской молодежи, опираясь на современный контекст.

6. Представьте и проранжируйте десять основных преобразований, которые, на Ваш взгляд, следовало бы произвести в российской социально-политической сфере общественного бытия (с обоснованием).

7. В самостоятельно созданном литературном произведении (рассказе, стихотворении, сказке) представьте прогноз будущего развития российского общества.

8. Разработайте проблемные задания по курсу "Социология" для студентов педагогических вузов.

Список дитературы

Основная литература:

1. Аитов Н.А. Биекенов К.У. Социология. А. Казак унив., 2002.

2.Аженов М.С. Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в Республике Казахстан. Алматы. Б!л!м. 1997.

3.Аженов М.С. Биекенов К.У., Пузиков М.Ф. Экономическая социология. Уч. пос. А., Казак универ. 2002.

4.Аитов Н.А. Социология Образования. А., Минобраз., 2000.

5.Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

6. Бергер П. Приглашение в социологию. М., Аспект-Пресс., 1996.

7.Биекенов К.У. Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. Алматы., 2001.

8. Большой толковый словарь. Дэвид Джерри, Джулия Джерри. Т. 1,2.М.,1999.

9.Габдуллина К.Г. и др. Социология. Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений. Изд. Санат, Алматы, 1997.

10. Габдуллина К.Г. и др. Социология. Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений. Тараз., 1999.

11. Жаназарова З.Ж. Социология семьи. Алматы, 2001.

12.Экономическая социология Курс лекций. Рук. Авт. Коллектива Гуревич Л.Я. Алматы., 2002.

Дополнительная литература:

1.Аженов М.С., Утешов С.К., Жаназарова З.Ж. Общая социология. Альбомы схем. Алматы., 2001.

2. Американская социология. Проблемы. Перспективы, методы. М., 1972.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Витаньи И. Общество культура, социология. М.,1984.

5. Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. Алматы., 2002.

6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Схема оценки знаний

  Вид контроля ВСК 1 ВСК 2   Тест-экз Итого
Недели        
   
Посещение 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 1,75 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 1,75    
Рубежный контроль                              
Практические занятия 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74    
СРС 0,46 0,46 0,46 0,46 0,47 0,47 0,47 3,25 0,46 0,46 0,46 0,46 0,47 0,47 3,25    
СРСп 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74 0,71 0,71 0,71 0,71 0,71 0,74    
  ИТОГО             100% (30 баллов)             100% (30 баллов)   100% (40 бал.) 100% (60 бал.)
                                       

 



2015-12-13 765 Обсуждений (0)
Материалы текущего и промежуточного контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалы текущего и промежуточного контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)