ТЕМА №4. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Формы посижения бытия:мифологическая, религиозная, художественная, научная форма. Педагогика — это наука. Особенности науки как формы постижения бытия: ñ познание мира в его объективном существовании ñ опытная достоверность ñ логическая обоснованность ñ наличие предмета и объекта ñ всеобщность выводов ñ рационально-теоретический способ постижения бытия ñ наличие системы методов исследования ñ систематизированное знание ñ словесно-понятийная форма категорий, принципов, концепций, теорий Педагогика как наука последовательно воспринимала и аккумулировала все достижения мифологической, религиозной и художественной форм постижения бытия, обобщая опыт практики воспитания. Она развивается как теоретическая область, но одновременно представляет собой некоторую область педагогического искусства: знание, в полной мере отвечающее критериям научного, может быть получено лишь в результате живой практики воспитания и обучения, в общении с участниками педагогического процесса, в анализе продуктивной и творческой деятельности детей. Определение: педагогика – (греч. paidagogike от pais (paidos) – дитя , ago – веду) – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых. Источники развития педагогики:А. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; Б. философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды, В. текущая мировая и отечественная практика воспитания; Г. данные специально организованных педагогических исследований; Д. опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях. Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики– целенаправленный целостный педагогический процесс. ФУНКЦИИ педагогической науки – *Общетеоретическая – анализ закономерностей педагогического процесса. *Прогностическая. практическая, преобразовательная. *Прикладная – разработка новых методов, технологий… /// (вариант – описание педагогических явлений, их объяснение и, наконец, преобразование педагогической действительности). СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. Общие основы педагогики (предмет, методология педагогического исследования, цель и структура целостного процесса образования); теория обучения или дидактика (закономерности процесса обучения); частные дидактики (методики обучения тому или иному предмету); теория воспитания (закономерности процесса воспитания); управление образовательными системами (теоретические основы педагогического менеджмента), история педагогики (история образования) ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ. Возрастная педагогика: преддошкольная педагогика (до 3-х лет); дошкольная педагогика, педагогика школы, андрогогика - обучение и воспитание взрослых. * Специальная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия).* Другие отрасли: военная педагогика, инженерная педагогика, спортивная педагогика, театральная педагогика, музейная педагогика, производственная педагогика, педагогика исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей).
СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Связь с философией - философия образования. С психологией – педагогическая психология. С социологией - социология образования. С экономикой - экономика образования. С культурологией – педагогическая аксиология. С этикой — нравственное воспитание. С естественными науками естественнонаучная база педагогики и психологии. С физиологией - возрастная физиология. С гигиеной школьная гигиена. С медициной - коррекционная педагогика. С этнографией и фольклористикой – народная педагогика.
ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ. ОБРАЗОВАНИЕ. Образование – (калька с немецкого слова Bildung; Bild – образ) обретение совершенного образа, Божьего образа. В рус. яз.: Н.И.Новиков, журналист и просветитель, 2 пол. 18 века. Образование – в современных европейских и североамериканских психолого-педагогических науках – education. Термин, объединяющий понятия «педагогика», «образование», «воспитание». Смысл: самосовершенствование, самодвижение на пути к знанию. Образование – путь и результат обучения. (советская педагогика середины 20 века). Современная педагогическая теория рассматривает, по меньшей мере, четыре аспекта содержательной трактовки образования: образование как ценность, как система, как процесс и как результат. (Б.С.Гершунский). а. Образование как ценность: государственная ценность, общественная ценность, ценность личности. б. Образование как система: Закон об Образовании»: «Система образования в Российской федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов…; сети реализующих их образовательных учреждений…; органов управления образованием…» в. Образование как процесс: «Закон РФ об образовании»: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов)». Образование как процесс предполагает качественные изменения, движение от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. г. Образование как результат: фиксирует уровень присвоения личностью ценностей, которые реализует процесс образования. «Лестница» образовательных результатов: «Грамотность» - стартовый уровень образования. Грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. «Компетентность» - способность человека накапливать, интегрировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизненных ситуациях. «Образованность» - характеризует широкий кругозор личности в различных областях жизни, природы, общества, человека. /Голованова/. ВОСПИТАНИЕ – Воспитание может трактоваться в нескольких смыслах: ñ воспитание в широком социальном смысле — воздействие общества на человека в целом; фактически отождествление воспитания с социализацией; (совокупность воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.) ñ воспитание в широком педагогическом смысле — целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; ñ воспитание в узком педагогическом смысле — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, отношений; ñ воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного качества и т.д.)
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие – развитие их индивидуальности, самореализация личности /Маленкова/. Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей /Смирнов С.А./. Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов /Н.И.Болдырев/. Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем /Л.Н.Толстой/. Воспитание есть усвоение общезначимого социального опыта /Ю.К.Бабанский/. Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности /Х.Й.Лийметс/. Воспитание – процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций /пед. словарь 1988г./. Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Воспитание во всех проявлениях служит формированию нравственности. Суть воспитания – формирование отношений к окружающему миру (Маленкова). ОБУЧЕНИЕ – специфический процесс познания, управляемый педагогом. /В.А.Сластенин/. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – - особый вид социальной деятельности, целью которой является передача от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта,создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. /Сластенин В.А./ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – - специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/. Из других наук: РАЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека... ФОРМИРОВАНИЕ – процесс становления личности человека... СОЦИАЛИЗАЦИЯ – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
ТЕМА №6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Педагогический процесс – специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с использованием средств воспитания и обучения, направленное на решение развивающих и образовательных задач. /Сластенин/. Движущие силы педагогического процесса – противоречия. Основное противоречие – несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества, школы, учителей. /Сластенин/. Целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостность педагогического процесса раскрывается: В единстве его обучающих, развивающих и воспитательных функций; В единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования; В сбалансированном воздействии на все сферы личности: сознание, чувства и волю; В единстве цели, содержания, методов воспитания и обучения; В единстве различных видов познания; В сочетании массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; В единстве управления и самоуправления /Смирнов В.И./. Атрибуты (компоненты) педагогического процесса. Педагогический процесс как система объединяет в себе (три разных подхода): а. процесс воспитания, процесс обучения, процесс формирования, процесс развития, сотрудничество учителей и учеников, а также систему условий протекания процесса и систему форм и методов реализации. /Подласый/. б. педагогов, воспитанников, содержание образования, средства образования /Сластенин/. в. целевой, содержательный, мотивационный, организационно-деятельностный, результативный, а также ресурсный компоненты. /Смирнов В.И./. Этапы педагогического процесса: подготовительный (целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, планирование), основной (этап осуществления) и заключительный (анализ достигнутых результатов) (Подласый). Способы (механизмы) осуществления педагогического процесса – обучение и воспитание. Основная единица педагогического процесса – педагогическая задача – материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Для решения педагогической задачи на каждом конкретном этапе педагогического процесса организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие как преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях, составляет сущностную характеристику педагогического процесса. /Сластенин/.
ТЕМА №7.ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.
5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". Эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Решение этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала. Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
НАПРАВЛЕНИЯ Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы. Поощрение талантливых молодых людей. Вознаграждение за классное руководство. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования. Создание новых федеральных университетов. Открытие новых бизнес-школ. Интернетизация российского образования. Поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Поставка автобусов для сельской местности. Модернизация региональных систем образования
С 2009 приоритетный национальный проект «Образование» трансформируется в государственную программу Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |