Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы личностно-ориентированного ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА



2015-12-13 1522 Обсуждений (0)
Способы личностно-ориентированного ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Уважение к личности ребенка отражает целостное отно-
шение взрослого к ребенку и проявляется в конкретных
действиях, обращениях и поступках педагога. Взрослые при-
знают за ребенком право на собственные желания, предпо-
чтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов дея-
тельности, партнеров по игре и избегая принуждения.
В повседневном общении они обращаются к каждому малы-
шу по имени, ласково, вежливо и доброжелательно отвечают
на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их наст-
роению, успехам, неудачам; поддерживают стремление де-
тей к самостоятельности в играх, занятиях, при выполнении
режимных процедур; не прибегают к физическому наказа-
нию или другим дисциплинарным методам, которые обижа-
ют, путают или унижают детей.

Установление доверительных отношений, эмоциональ-
ная поддержка. Важнейшей потребностью человека являет-
ся потребность во внимании и доброжелательности. Она воз-
никает одной из нервых и базируется на любовном отноше-
нии к ребенку близких, составляет основу человеческих
взаимоотношений. Потребность в доброжелательном внима-
нии побуждает малышей к эмоциональным контактам со
взрослыми. Они предпочитают вступать в такие контакты
преимущественно с близкими взрослыми, часто опасаются
посторонних людей, поэтому установление доверительных от-
ношений является специальной задачей педагогов, работаю-
щих с детьми раннего возраста.

Взрослые должны стремиться к установлению эмоцио-
нальных контактов с каждым ребенком. Поглаживания,
объятия или похлопывание по плечу могут стать частью ри-
туала в ясельной группе при приеме детей, а также в течение
дня. Маленькие дети по-разному выражают потребность в ла-
ске взрослого. Один выражает эту потребность сам, подойдя
и прижавшись к взрослому, другой стесняется обратиться за
лаской, но охотно принимает ее, когда взрослый обнимает
его или берет на руки. При установлении эмоциональных
контактов необходимо учитывать индивидуальные особенно-
сти малышей. Некоторые дети избегают физического кон-

такта даже с близкими. В этом случае следует найти другой
способ установления доверительных отношений.

Взрослые всегда должны откликаться на инициативу ре-
бенка, его стремление получить поддержку, ласку. Особенно
часто ребенок прибегает к этому, когда испытывает диском-
форт. Причины детских огорчений могут лежать в самых
разных областях: физическое недомогание, конфликт в се-
мье, ссора со сверстниками, неумение что-то сделать. Задача
взрослого — постараться понять чувства ребенка, помочь ему
самому понять их и облегчить.

Взрослый должен быть открыт и доступен ребенку. Как бы
сильно ни выражалось чувство, оно должно быть воспринято
с пониманием. Если дитя плачет или кричит и не моясет вы-
разить свое переживание словами, взрослый должен поста-
раться понять, чем оно вызвано, и сразу же откликнуться на
переживание малыша.

Ни одно его чувство не должно быть отвергнуто и обесцене-
но. Пренебрежение к его переживанию может обидеть, заро-
дить в нем сомнение, что его любят и хотят помочь. Не следу-
ет загонять чувства ребенка внутрь. Они должны быть отреа-
гированы. Это относится как к отрицательным, так и к поло-
жительным переживаниям. Поддержка нужна малышу
и тогда, когда он радуется или удивляется чему-либо.

Сотрудничество. Несмотря на то, что эмоциональные
контакты имеют большое значение в жизни детей, взаимо-
действие между ними и взрослыми не ограничивается прояв-
лениями внимания и ласки. Взрослые принимают участие в
играх и занятиях детей как равноправные партнеры. Это оз-
начает, что воспитатель не занимает позицию «над ребен-
ком», диктуя, что он должен делать, а выбирает позицию
«глаза на одном уровне», например, садится на маленький
стульчик или на ковер рядом с ним, и вместе они собирают
пирамидку, рисуют, играют. Голос взрослого не должен до-
минировать, подавляя естественный шум в группе. Дети мо-
гут свободно выражать свои мнения, желания, чувства.

Воспитатель не навязывает им тот или иной вид деятель-
ности, а старается заинтересовать ею каждого. Предлагая
образцы действий он не требует от детей точного их воспроиз-
ведения, а поощряет и поддерживает стремление им следо-
вать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изо-
бретательность и фантазию ребенка.

Принимая участие в совместной деятельности с детьми в
качестве равноправного партнера, взрослый выступает как
доброжелательный ценитель успехов и достижений детей.
Он хвалит их за старание и настойчивость тогда, когда они с
гордостью демонстрируют результат своей работы или совер-
шают хороший поступок.

Взрослые должны быть внимательными к ребенку не толь-
ко тогда, когда тот обращается за поддержкой, но и тогда,
когда, на первый взгляд, она ему не нужна. Например, если
он занят каким-то делом (играет, рисует, пытается надеть бо-
тинок), взрослый, проходя мимо, дает понять, что заметил
его старания, одобряет его действия. В ответ на похвалу ребе-
нок может и промолчать, но можно быть уверенным, что она
небесполезна. Часто после одобрения малыш с удвоенной
энергией продолжает начатое дело или игру.

Вместе с тем похвала должна быть уместной. Ребенок,
привыкший к неумеренной похвале, либо перестает замечать
ее, либо начинает все делать только ради нее, не в меру стара-
ясь «быть хорошим». На самом деле он всегда должен быть
уверен в том, что он хороший, что его любят. Иногда бывает
лучше просто одобрить поступок или действие ребенка в ходе
их выполнения. Например, сказать не «умница», а «хоро-
шо», или «вот так», или «правильно». Такие замечания по-
могают ему понять, что воспитатель оценивает его усилия не-
зависимо от того, успешны они или нет.

Поддержка взрослого должна выражаться не только в том,
что он сопереживает ребенку, ласкает, хвалит. Она необходи-
ма и тогда, когда требуется коррекция его действий и поступ-
ков. Замечания взрослого должны быть деликатными, отно-
ситься к действиям, а не к личности ребенка, включать
позитивное содержание. Например: «Я вижу, ты стараешься,
но твоя башня все время падает. Попробуй поставить самый
большой кубик вниз». По ходу исправления действия можно
сказать: «так гораздо лучше» или «вот как хорошо выходит».

Способы вовлечения детей в разные виды деятельности.
Воспитатели часто сталкиваются с проблемой отказа ребенка
от какого-либо вида деятельности (изобразительной, музы-
кальной, совместной игры и пр.) Например, он не хочет зани-
маться чем-либо с другими, предпочитает играть в одиночку
с любимой игрушкой. В подобных ситуациях возможны раз-
ные варианты поведения взрослого.

Например, педагог настаивает на том, чтобы ребенок пре-
кратил играть игрушкой и переключился на другое занятие,
делал то же, что другие дети. При этом взрослый как будто
преследует благие цели, хочет, чтобы малыш приобрел новые
знания, умения и навыки. Однако, настаивая на своем требова-
нии, он подавляет инициативу ребенка. Деятельность, в кото-
рой малыш участвует по указанию взрослого, часто оказывает-
ся не интересной для него, он участвует в ней формально.

В результате может сформироваться пассивная личностная по-
зиция, которую можно выразить следующим образом: «Взрос-
лый всегда лучше знает, что мне делать.

Рассмотрим другой вариант. Педагог всегда разрешает ре-
бенку заниматься тем, что ему больше нравится, и никогда
не побуждает его участвовать в других занятиях.
На первый
взгляд, такое отношение выглядит как проявление индиви-
дуального подхода в воспитании. Однако подлинно индиви-
дуальный подход подразумевает создание таких условий, ко-
торые обеспечивают максимально эффективное развитие
каждого. Ситуация, когда педагог «оставляет ребенка в по-
кое», может быть использована как временная мера. Эффек-
тивность индивидуального подхода к воспитанию ребенка
можно проанализировать на следующем примере.

Оля изо дня в день играет только с одной игрушкой
мишкой. При этом она воспроизводит одно и то же действие
(катает его в коляске), не хочет заниматься ничем другим,
избегает общения со сверстниками.
В этом случае педагог
должен постараться расширить крут интересов ребенка, по-
будить его к новым видам деятельности, к совместной игре с
другими детьми.

Например, взрослый может предложить Оле построить для
мишки домик, слепить из пластилина пирожки, нарисовать
картинку. Чтобы вовлечь девочку в совместную игру со сверст-
никами, можно предложить ей устроить день рождения мишки
и пригласить в гости детей. На «празднике» они будут водить
хоровод, танцевать, петь, играть в подвижные игры и пр
.

Так, с помощью игровых приемов, воспитатель сможет во-
влечь ребенка в разные виды деятельности, в процессе которых
он будет обучаться элементарным приемам лепки, рисования,
конструирования, приобретет опыт общения со сверстникями.

Обсуждение как способ разрешения конфликтных ситуа-
ций. Необходимость в коррекции действий и поступков детей

часто возникает в различных конфликтных ситуациях, ког-
да одних замечаний бывает недостаточно, но разрешение их
не должно приводить к новому конфликту; не следует деру-
щихся из-за игрушки детей с силой растаскивать в стороны,
сопровождая свои действия порицаниями и угрозами. Наси-
лие и агрессия порождают ответные насилие и агрессию.
Эффективным способом в данном случае будет обсуждение с
детьми проблемы, которая может возникнуть как между са-
мими детьми, так и между ребенком и взрослым. Взрослый
помогает выявить проблему, подсказать наиболее предпочти-
тельное ее решение, оценить результат, похвалить детей за
удачный выход из положения.

Обсуждение возможно лишь в том случае, если дети откли-
каются на призыв взрослого. Если конфликт слитком затя-
нулся и они ничего не видят и не слышат вокруг себя, воспи-
татель может спокойно забрать у них игрушку и объяснить,
что отдаст ее тогда, когда они помирятся и договорятся друг с
другом. Если начинается драка, ее следует прекратить. Мож-
но протянуть между' ними руку и сказать: «Я не позволю вам
драться, а вы лучше поговорите о том, что происходит*. Обу-
чение детей решать конфликты через обсуждение помогает
им ладить друг с другом, а награда играть вместе постепенно
становится сильнее желания обладать игрушкой.

Обсуждение используется с детьми, которые могут хотя
бы в нескольких словах выразить свое желание, мнение, по-
могает формированию самооценки ребенка, дает ему чувство
уверенности в себе, способствует налаживанию взаимоотно-
шений с другими.

Если конфликт возник между самыми маленькими, годо-
валыми детьми, которые еще не способны договориться друг
с другом, взрослому' следует предложить одному из них та-
кую же игрушку, как и у сверстника, или отвлечь внимание
малыша на что-то более интересное, успокоив его, взяв на ру-
ки, если он плачет. В этом возрасте дети быстро переключа-
ются и легко забывают огорчение.

Введение ограничений. В описанных способах взаимодей-
ствия взрослых с детьми акцент делается на правах ребенка:
свободно выражать свои чувства, иметь и отстаивать свои же-
лания, право быть выслушанным, право на поддержку.
Однако личностно-ориентированное взаимодействие предус-
матривает и введение необходимых ограничений. Признание взрослыми прав ребенка не означает вседозволенности, лаже
самый маленький должен знать и понимать, чего он не имеет
права делать, за что придется отвечать, ведь он живет среди
людей, значит надо учитывать их интересы, выполнять опре-
деленные нормы.

Действия, опасные для жизни и здоровья ребенка и окру-
жающих, обижающие и оскорбляющие других, следует пре-
секать категорически. Ребенок должен знать слово «нельзя»
(забираться на подоконник открытого окна, брать в рот песок,
камни, ветки, причинять боль другим людям и животным
и т.п.). При этом необходимо объяснять ему причину запрета.

Вводя ограничения, взрослым надо сначала установить
границы, а затем требовать их соблюдения. Это не ознячает,
что воспитатель должен ознакомить ребенка со всевозмож-
ными нежелательными поступками. Дети познают правила
поведения в повседневном опыте. Если ребенок впервые со-
вершил нежелательный поступок, надо достаточно спокойно
сказать, что этого делать нельзя, и объяснить, почему'. Но ес-
ли он продолжает вести себя плохо, и его не удается остано-
вить мирным путем, он может быть наказан, при этом нака-
зание не должно путать или обижать его.

Например, малыш расшумелся, кричит, толкает детей.
В этом случае ему следует объяснить, что он всем мешает и
обижает детей, предложить более спокойную игру. Если он не
слушает воспитателя и продолжает поступать по-своему,
взрослый может взять его за руку, посадить на стульчик по-
дальше от детей, и объяснить, что он будет сидеть до тех пор,
пока не успокоится. При этом взрослый сам не должен вести
себя агрессивно, грубо тащить ребенка за руку. Наказание не
должно быть длительным. Ребенок всегда тяжело переживает
его, чувствует себя виноватым. Наказание — это крайняя ме-
ра, оно должно использоваться только тогда, когда исчерпаны
все возможности мирного урегулирования конфликта. Когда
конфликт исчерпан, обязательно следует утешить малыша.
Воспитатель может обнять его, сказать, что ему было неприят-
но его наказывать, еще раз объяснить, почему он наказан и
как в следующий раз следует поступать. В этот момент очень
важно дать ребенку образец правильного поведения.

Если он демонстриругет явное неповиновение и идет на от-
крытый конфликт, воспитатель должен вести себя уверенно
и решительно. Дети иногда неосознанно пытаются нащупать

слабое место у взрослых, проверить, до какого предела свое-
волия можно дойти. Чаще всего такое поведение проявляет-
ся в период кризиса — в 2,5—3 года. Так же, как дети позна-
ют окружающий их предметный мир, они на опыте изучают
правила человеческих взаимоотношений. Взрослые в таких
случаях выступают в качестве регуляторов этих взаимоотно-
шений, объясняя и показывая примером, как можно посту-
пать, а как нельзя.

Педагоги должны отличать своеволие детей от непредна-
меренности их поступков. Бели ребенок забыл выполнить
просьбу взрослого или сделал что-то неловко, не следует ру-
гать его. Нельзя предъявлять требования к малышу, кото-
рый только начинает осваиваться в окружающем его мире.
Взрослые должны быть терпеливы и уверены в том, что ребе-
нок может исполнить то, что от него требуется. Например,
нельзя ругать его за то, что он намочил постель или поломал
игрушку. В первом случае он еще не способен произвольно
регулировать физиологические отправления, во втором - им
может двигать естественная любознательность, а не желание
поломать предмет.

Целью ограничений должно быть стремление научить ре-
бенка понимать, что некоторые формы его поведения непри-
емлемы для других, и он должен отвечать за свои поступки.
Смысл ограничений можно выразить словами: «Твое поведе-
ние нежелательно, и я верю, что ты изменишь его*. Оцени-
вать можно только плохой поступок ребенка, а не его лич-
ность. Фразы типа: «ты плохой мальчик*, «ты грязнуля, и я
тебя не люблю* несправедливы и вредны. Они обижают
ребенка, провоцируют агрессивное поведение. Сохранение
положительной самооценки — необходимое условие благопо-
лучного развития детей.

 

Итоги

В практике воспитания детей выделяются два типа взаимо-
действия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной
и личностно-ориентированной педагогики. В рамках автори-
тарной педагогики маленький ребенок рассматривается кяк
объект ухода и педагогических воздействий, направленных на
формирование знаний, умений и навыков. При этом ребенок
выступает в качестве воспитанника, действующего по опреде-

ленным правилам и соответствующего конкретным нормам.
Для личностно-ориентированной педагогики характерны реа-
лизация индивидуального подхода, отношение к ребенку как к
личности. Целью воспитательных воздействий является обес-
печение ребенку чувства психологической запущенности, раз-
витие гуманного отношения к окружающему миру, поддержка
его инициативности и творческих проявлений.

Для работы с детьми раннего возраста необходимы такие
личностные и профессиональные качества педагога, как по-
зитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональ-
ность, искренность, знание закономерностей развития ребен-
ка, умение общаться и играть с маленькими детьми.

Личностно-ориентированная педагогика предполагает
особые способы взаимодействия взрослых с детьми: установ-
ление доверительных отношений, эмоциональная поддерж-
ка, организация сотрудничества, позитивные способы разре-
шения конфликтных ситуаций.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте способы взаимодействия с детьми в
разных моделях воспитания.

2. Формированию каких личностных качеств ребенка
способствуют авторитарная и личностно-ориентиро-
ванная модели воспитания?

3. Какими личностными и профессиональными качест-
вами должен обладать педагог, работающий с детьми
раннего возраста?

4. Проанализируйте различные способы вовлечения детей
в предметную деятельность с позиций авторитарной и
личностно-ориентированной моделей воспитания.

 

 



2015-12-13 1522 Обсуждений (0)
Способы личностно-ориентированного ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы личностно-ориентированного ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)