Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Эластичность предложения по цене




Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:

• эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;

• неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;

• абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;

• абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

Эластичность предложения по цене – показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:

ESP = (∆ S / S) / ( ∆P / P )

Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна,ибо кривая предложения имеет «восходящий» характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.

Основным фактором эластичности предложения является время,поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

Выделяют тривременных периода:

• текущий период– период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;

• короткий период– период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;

• долгий период– период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

Различают следующие формы эластичности предложения:

• эластичное предложение– величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es> 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;

• неэластичное предложение– величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es< 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;

• абсолютно (совершенно) эластичное предложениеимеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ∞ ). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;

• абсолютно неэластичное предложениеимеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

Понятие «эластичное предложение» применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага.

Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна,ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

• возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;

• специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;

• фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на наем дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск) или сокращение части работников, произведение расчетов с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение мало эластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

• цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

• степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды эластичности вы знаете?

2. В микроэкономическом анализе используются различные формы эластичности, какие из них вам известны?

3. Какие факторы влияют на эластичность спроса по цене?

4. Какие формы может принимать на координатной плоскости эластичность спроса по цене? Приведите примеры.

5. Какие основные формы может принимать эластичность спроса по доходу?

6. Какие факторы влияют на эластичность спроса по доходу?

7. Какие основные формы может принимать перекрестная эластичность?

8. Какой должна быть величина перекрестной эластичности для комплементарных благ?

9. Если перекрестная эластичность равна нулю, то какой вывод можно сделать?

10. Какая существует связь между эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца?

11. Какую величину примет эластичность, если цена блага будет снижаться, объем продаж увеличиваться, а общая выручка будет носить постоянный характер?

12. Как называется показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара?

13. Какой фактор является ключевым при анализе эластичности предложения по цене?

 

Список литературы

а) основная литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2012. С.112 –126.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов — 2-е изд., изм. — М., 2008. С. 113-116.

3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2011. С.118-125

б) дополнительная литература:

1. Апалькова Т.Г., Микроэкономика: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с.83.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1,2. Спб.: Экономическая школа, 2007.

3. Гребнев Л.С. Экономика. учеб. — М.: ИГ «Логос», 2011, с.408.

4. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. –М.: Инфра-М, 2006. т. 1, гл. 4., т. 2,гл.2,3

5. Фомина В.П., Попова Е.Н., Ватутина Л.А. Основы микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с. 211.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (520)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)