Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Потери общественного благосостояния в условиях рынка с внешними эффектами




Эффективное распределение ресурсов осуществляется тогда, когда цены товаров равны предельным затратам (Р=МС). Однако, рынок не учитывает предельные внешние затраты, поскольку производители не оплачивают ряд потребляемых ими ресурсов. Так химический комбинат, сбрасывающий отходы в озеро, фактически бесплатно использует воду, ухудшая положение отдыхающих, рыбоводческих фирм и т.д.

Таким образом, при существовании отрицательных внешних эффектов предельные частные издержки оказываются ниже социальных издержек. Иными словами, производители принимают решения об объемах выпуска, основываясь на заниженных затратах (график 2-1):

График 2-1. Внешние издержки и потери общественного благосостояния

 

Общественно-эффективный выпуск (q*) соответствует точке пересечения кривых предельной социальной выгоды (MSB) и предельных социальных затрат (MSC). При этом равновесная цена должна быть Р*. Но поскольку предельные внешние затраты не оплачиваются и не учитываются рынком, фактическое производство определяется точкой пересечения кривых предельной частной выгоды (МРВ) и предельных частных затрат (MPC). Значит, фактический выпуск (q’) будет больше эффективного, а цена – ниже (Р’). Иными словами, отрасль использует слишком много производственных ресурсов в сравнении с их оптимумом. Площадь треугольника E*FE’ составляет общественные потери мертвого груза, возникающие из-за неоплаты предельных внешних затрат.

Эффективное распределение ресурсов не достигается и при положительных внешних эффектах. В данном случае рынок не учитывает предельные внешние выгоды. Например, если рядом с пасекой имеется поле гречихи, прибыль пчеловода возрастает, но на доходах производителей гречихи этот факт никак не отражается. Следовательно, предельные частные выгоды от производства товаров, приносящих положительные внешние эффекты, оказываются ниже социальных выгод (график 2-2):

График 2-2. Внешние выгоды и потери общественного благосостояния

Здесь, как и в предыдущем случае, общественно-эффективный выпуск соответствует точке пересечения кривых MSC и MSB и составляет q* при цене Р*. Фактическое же производство (q’) оказывается ниже, т.к. определяется точкой пересечения кривых МРС и МРВ. Последнее означает, что отрасль недоиспользует ресурсы, производя слишком мало продукции. Площадь треугольника E*FE’ составляет общественные потери мертвого груза, возникающие из-за неоплаты рынком предельных внешних выгод.

 

Способы решения проблемы внешних эффектов. Модель интернализации внешнего эффекта путем интеграции предприятий в единую форму. Налог Пигу. Принудительное ограничение производства. Теорема Коуза. Торговля правами на внешний эффект.

Сущность проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном размещении ресурсов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и социальной выгоды. В результате в одних отраслях производится слишком много, а в других – слишком мало продукции в сравнении с общественно-эффективным выпуском.

Решение данной проблемы состоит в интернализации внешних эффектов, т.е. в их трансформации во внутренние. Это означает заставить производителей негативных эффектов оплатить возникающие по их вине внешние издержки и тем самым возместить третьим лицам получаемый ими ущерб. Это означает также оплату внешних выгод - выплату компенсаций производителям положительных эффектов за счет их получателей.

Как решить проблему внешних эффектов на практике? В ряде случаев это можно сделать на основе сугубо рыночных отношений без государственного вмешательства. Известны следующие способы:

1. Внешние эффекты возникают из-за отсутствия прав собственности на ресурс. В результате использование такого ресурса не находит отношения в рыночных сделках. Можно, следовательно, интернализировать внешние эффекты путем установления прав частной собственности на ресурсы и разрешения свободно торговать этими правами. Это и утверждает знаменитая теорема Коуза. Она гласит: «Когда права собственности четко определены, а трансакционные издержки близки к нулю, частные и социальные издержки будут одинаковы независимо от распределения прав собственности между экономическими агентами.» Если эти права вполне определены и могут обращаться на рынке, рыночный механизм может привести стороны к эффективному соглашению. Если фирма имеет легальное право загрязнять окружающую среду, те, кто несет ущерб от загрязнения, могут купить у фирмы право на минимум загрязнений. Если жители окрестных районов имеют право на чистую окружающую среду, фирма может купить у них разрешение на ее загрязнение.

Предположим, на стыке двух дачных участков расположен симпатичный пруд. Вы предпочитаете использовать его для купания, а сосед – для разведения уток. Пусть пруд принадлежит Вам. Тогда Вы разрешите соседу использовать его только если он компенсирует нанесенный Вам ущерб. В конечном счете воду будет использовать тот, для кого она представляет наибольшую ценность: или сосед, как фермер, или Вы, как отдыхающий. Это означает, что вода используется оптимально. С точки зрения общественно-эффективного использования воды ничего не изменится, если пруд изначально принадлежит соседу. Тогда уже Вам придется предлагать ему компенсацию за право купания в чистой воде. Если Вы цените воду как ресурс для отдыха выше, чем сосед ценит ее как ресурс для фермерства, то она - Ваша. И наоборот.

Однако на практике такой идеал не всегда достижим. Очень часто установить права частной собственности невозможно (как определить, например, кому принадлежат чистый воздух или Волга?). Бывает и так, что право собственности определимо, но воспользоваться им трудно. Допустим, Вы - собственник большого водоема, на берегу которого любят отдыхать окрестные жители, получающие, тем самым, положительный внешний эффект. Вполне вероятно, они не отказались бы заплатить за это, но с кем конкретно Вам следует вести переговоры, как обеспечить защиту от «безбилетников»? Теоретически такие вопросы решаемы, но на деле связанные с этим затраты могут превысить выгоды. Устранить внешний эффект поэтому невозможно.

2. Другой способ устранения внешних эффектов состоит в объединении производителей и получателей внешних эффектов в одно целое. В этом случае внешние затраты (выгоды) автоматически становятся внутренними. Представим, что жители прибрежного поселка сами организуют животноводческую ферму. Они, следовательно, получают выгоду в качестве продавцов мяса, но несут убытки из-за того, что привлекательность водоема для отдыха понижается. Однако в данном случае, как рачительные хозяева, жители поселка ограничат производство мяса уровнем, при котором положительная разница между соответствующими выгодами и убытками будет максимальной. Это и означает общественно-эффективное использование ресурсов.

3. Очень часто проблема внешних эффектов решается на основе общественных обычаев - моральных норм, традиций и др. Воспитанный человек, например, просто не позволит себе выгуливать собаку на детской площадке или бросать окурки с балкона и т.п.

Когда внешние эффекты устойчиво существуют в экономике, к решению этой проблемы необходимо привлечь государство. Существуют следующие способы государственного воздействия на внешние эффекты:

1. Введение корректирующих налогов и субсидий. Корректирующий налог (налог Пигу) – это налог, увеличивающий предельные частные издержки до уровня предельных социальных издержек.

Важно уяснить, что налог Пигу не устраняет полностью вредные выбросы но уменьшает их и заставляет компенсировать ущерб.

Отличие налога Пигу от обычного налога в том, что последний сокращает выпуск в сравнении с общественно-эффективным и ведет к потерям мертвого груза. Налог Пигу, напротив, устраняет эти потери.

Корректирующая субсидия – платеж производителям или потребителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект.

Признано, например, что учащиеся приносят пользу не только себе, но и окружающим – создают для них положительный внешний эффект. Поэтому государство выплачивает студентам стипендии из общественных фондов.

2. Государство корректирует внешние эффекты также посредством административного регулирования. Оно осуществляется, например, в установлении предельно допустимых норм вредных выбросов в окружающую среду. Здесь важно оценить общественно-эффективный уровень сокращения выбросов.

3. Еще одно средство государственного регулирования внешних эффектов, применяемое в западных странах, состоит в создании рынков прав на загрязнение. Рассчитывается оптимальный уровень сокращения вредных выбросов и выпускается соответствующее количество лицензий на загрязнение. Затем эти лицензии продаются с аукциона. Фирмы, для которых цена лицензий оказывается слишком высокой, ставят очистные сооружения или сокращают производство. «Зеленые» также могут участвовать в аукционах, выкупая лицензии и уничтожая их.

Данный способ регулирования считается наиболее эффективным. Но все опять же упирается в проблему определения общественно-оптимального уровня загрязнения окружающей среды.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Как отличить положительные внешние эффекты от отрицательных?
  2. Как можно разделить внешние эффекты по критерию направленности действия?
  3. Какая существует зависимость между отрицательными внешними эффектами и предельными частными издержками?
  4. Когда выполняется условие эффективного распределения ресурсов?
  5. В чем заключается сущность проблемы внешних эффектов?
  6. Как можно решить проблему внешних эффектов на практике?
  7. Что следует понимать под экономической категорией «налог Пигу»?

Список литературы

а) основная литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер. 2012. С.308-311

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов — 2-е изд., изм. — М., 2008. С. 178-182.

3. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2011. С. 226-301

б) дополнительная литература:

1. Апалькова Т.Г., Микроэкономика: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с.83.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.1,2. Спб.: Экономическая школа, 2007.

3. Гребнев Л.С. Экономика. учеб. — М.: ИГ «Логос», 2011, с.408.

4. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. –М.: Инфра-М, 2006.

5. Фомина В.П., Попова Е.Н., Ватутина Л.А. Основы микроэкономики: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство МГОУ, 2009, с. 211.

Лекция № 21




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)