Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение и виды внешних эффектов экономической деятельности



2015-12-13 1315 Обсуждений (0)
Определение и виды внешних эффектов экономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Внешними эффекты (англ, externalities) – это прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого.

Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц. Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими.

Внешние эффекты могут быть разделены на 2 типа:

1. Отрицательные внешние эффекты:воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности. Примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

2. Положительные внешние эффекты: воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности. Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы:

1) Производственная экстерналия "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) Экстерналия потребления "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

По характеру воздействия на субъекта используется классификация, согласно которой внешние эффекты подразделяются на технологические и денежные (пекуниарные). Технологические экстерналии – это последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами. Для того, чтобы подчеркнуть нерыночный характер этих эффектов используется их другое название – эффект соседства. Если выпуск одного предприятия сокращается при увеличении выпуска другого, речь идет о негативной технологической экстерналии.

В отличие от технологических денежные эффекты (косвенные) не приводят к осязаемой материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономии (снижение цен у поставщиков, рост цен спроса потребителей на продукцию). Кроме того, они могут приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения. Таким образом, денежные внешние эффекты являются результатом взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.

По степени воздействия внешнего эффекта на воспринимающего субъекта: предельные и интрамаржинальные. Предельными называют внешние эффекты, которые при малом изменении в деятельности, создающего эффект экономического субъекта, приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта. Интрамаржинальными называют внешние эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

По характеру последствий внешние эффекты также предлагают разделить на «Парето-непротиворечивые» и «Парето-противоречивые». Первые – это внешние эффекты, ведущие к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других. Сущность вторых (Парето-противоречивых) заключается в реальных изменениях (т.е. не выраженных в денежной форме) функциях полезности или производственной функции экономического субъекта, обусловленных решениями других лиц.

 



2015-12-13 1315 Обсуждений (0)
Определение и виды внешних эффектов экономической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение и виды внешних эффектов экономической деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)