Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон равновесной цены



2015-12-13 1477 Обсуждений (0)
Закон равновесной цены 0.00 из 5.00 0 оценок




Если на один график наложить графики цены и предложения, то получится общий график, называемый «крест Маршала» см. рис. 11.10


Рис. 11.10 – Совместные графики цены и предложения

Анализ рис. 11.10 показывает, что графики спроса и предложения имеют противоположную направленность и имеют точку пересечения.

Следует ответить на следующие вопросы:

Если на рынке сложилась цена Р1, то

- сколько готовы купить покупатели?

- сколько готовы продать продавцы?

- каковы последствия?

Анализ графика показывает, что будет избыток товара и продавцы должны снижать цену.

Если на рынке сложилась цена Р2, то

- сколько готовы купить покупатели?

- сколько готовы продать продавцы?

- каковы последствия?

Анализ графика 10 показывает, что будет дефицит товаров и продавцы могут повышать цену.

Имеется только одно значение цены, при которой объем спроса и предложения будут равны между собой. Это значение называется равновесной ценой см. рис. 11.11.

Равновесная цена – это такая цена, при которой объем спроса и предложения равны между собой.

Рис. 11.11 – График получения равновесной цены

Анализ рис. 11.11 показывает, что в точке равновесной цена величина спроса и предложения равны между собой.

Значение равновесной цены обладает следующими свойствами:

- равновесный объем предложения и спроса;

- отсутствует избыток и дефицит товаров;

- нет стимула ни к росту, ни к снижению цены.

Закон равновесной цены[6]

Закон равновесной цены утверждает, что при равновесной цене Р* объем спроса QD равен объему предложения QS

 

Рассмотрим изменение равновесной цены под воздействием неценовых факторов, влияющих на предложение см. рис. 11.12.

 

 

Рис. 11.12 – Изменение функции предложения и изменение равновесной цены

На рис. 11.13 показан процесс установления новой равновесной цены.

 

Рис. 11.13 – График установления новой равновесной цены[7]

 

Проведем анализ секторов графиков спроса и предложения[8].

Для анализа связи спроса и предложения от цены наложим график кривой спроса на график кривой предложения.

Каждая такая кривая разделяет все рыночное пространство на две противоположные по своему значению части см. рис. 11.14:

все цены, изображаемые на графике точками выше кривой спроса D, недоступны потребителям,

а цены, показываемые точками ниже кривой предложения S, разорительны для производителей.

Рис. 11.14 – Секторы спроса и предложения

 

Все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора.

Рассмотрим эти секторы по порядку.

В секторе I сосредоточены цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. Поэтому данный сектор является ≪мертвой зоной≫ данного рынка.

В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна.

В секторе III обратная картина: в столь низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок, но продажи на таких условиях невозможны.

Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.

Только сектор IV представляет собой зону совпадения интересов, как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, исовершение сделок весьма реально.

Практически любая точка данного сектора символизирует условия возможной сделки.

Например, лежащая на кривой спроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля-продажа количества данного товара QA по цене РА.

Аналогично точка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажи объема QБ по цене РБ

Подобное состояние рынка возможно только в одном случае — когда его конъюнктура характеризуется на нашем графике точкой Е, лежащей на пересечении кривых спроса и предложения.

Тогда при данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса Р*, совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения РS), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной ценыР*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количествотовара Q*.

Важно отметить, что при этом ни у той, ни у другой стороны не будет желания изменить данную ситуацию:

- падение цены ниже равновесной станет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как сократит количество предлагаемого товара,

- а рост цены выше равновесного уровня не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара.

Получается, что при указанных отклонениях цены от равновесного значения в самой данной рыночной системе возникнут силы, возвращающие ее в первоначальное состояние.

Точно так же поведет себя данный рынок при отклонениях количества обращающегося на нем товара от равновесного Q*:

- его превышение обернется снижением цены и станет невыгодно для самих продавцов,

- а недобор приведет к росту цены, невыгодному для самих покупателей[9].

 

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к информации;

6) главной чертой совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доли каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией.

Редакции: 15 10 3014, 15 02 2015. 8 04 2015, 30 04 2015. 5 07 2015

 

.


Тема 12. Эластичность
12.1 Определение эластичности
Коэффициент эластичности равен частному от деления темпа прироста следствия (У) на темп прироста причины (Х). Е = ∆У(%)/∆Х(%) Е –показывает на сколько процентов изменится следствие при изменении причины на один процент
Валентинов В.А. 2014
12.2 Свойства коэффициента эластичности
Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент.
1. Коэффициент эластичности — это безмерная величина, 2. Если E >0, то имеется прямая зависимость, когда рост фактора вызывает рост зависимой переменной. Например, эластичность спроса на товары по потребительскому доходу; 3. Если E <0, то имеется обратная зависимость, когда рост фактора вызывает убывание зависимой переменной. Например, эластичность спроса по ценам; 4. В зависимости от абсолютного значения коэффициенты эластичности имеют следующие названия: |E| > 10 - абсолютно эластичный, Темп изменения зависимой переменной значительно больше темпа изменения другого фактора |E| > 1, - эластичный. Темп изменения зависимой переменной незначительно больше темпа изменения другого фактора |E| = 1, - единично эластичный, Темп изменения зависимой переменной равен темпу изменения другого фактора. 0 < |E| < 1, - неэластичный, Темп изменения зависимой переменной меньше темпа изменения другого фактора. E = 0, - абсолютная неэластичный. Темп изменения зависимой переменной равен нулю при любом темпе изменения другого фактора.  
Темп прироста какой-либо величины равен отношению приращения этой величины к первоначальному ее значению, умноженное на 100 (%): ΔQ( %)= ΔQ/Q • 100(%) = (Q1Qo)/ Qo 100(%)

 


 


Эластичность

Понятие эластичности

При проведении экономических расчетов и особенно при прогнозировании различных важных для производителей и потребителей процессов очень часто возникает необходимость выяснить, как сильно будет реагировать в каждом данном конкретном случае величина спроса или предложения на изменения соответствующих факторов.

Реакция спроса или предложения на изменение факторов называется чувствительностью.

Для анализа чувствительности можно использовать абсолютные и относительные изменения переменных.

Абсолютным изменением ΔQ величины Q называется разность между конечным Q1 и начальным значением Qo величины Q

ΔQ =Q1Q0

Абсолютные изменения обладают следующими свойствами:

1. Абсолютная величина имеет размерность анализируемого показателя.

2. Абсолютные величины нельзя сравнивать, если они относятся к разным товарам с разной единицей измерения.

3. Абсолютная величина характеризует изменение переменной, что очень часто используется в экономическом анализе.

Относительные измененияпеременных.

Относительной величиной изменения переменной является темп прироста

Темп приростакакой-либо величины равно отношению приращения этой величины к первоначальному ее значению, умноженное на 100 (%):

ΔQ( %)= ΔQ/Q • 100(%) = (Q1Qo)/ Qo 100(%)= (Q1 /Qo -1)*100(%)

Q1 /Qo - коэффициент роста,

Q1 /Qo *100% – темп роста[10].

Темп прироста обладает следующими свойствами:

- единицей измерения являются проценты;

- темпы прироста для разных товаров можно сравнивать, так они имеют одинаковую размерность, проценты.

Итак, чувствительность одного фактора к поведению другого лучше всего определять исходя из относительных изменений их обоих.



2015-12-13 1477 Обсуждений (0)
Закон равновесной цены 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон равновесной цены

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)