Характеристики рыночной экономики
Экономика Лекции по экономике (для неэкономических специальностей), направление 27 03 02 Управление качеством, ФГОС, 2013. Модуль 2. Микроэкономика. Разработчик: Валентинов Вячеслав Аркадьевич Версии: 25 09 2014, 27 09 2014 29 09 2014, 26 10 2014, 17 11 2014 20 11 2014 15 02 2015, 23 02 2015, 9 04 2015, 10 05 2015, 5 07 2015 Содержание Тематический план курса экономика для неэкономических специальностей
.
Рынок Определение рынка Рынок- одна из основных категорий в экономической теории. Вместе с тем существуют многообразные и зачастую противоречивые трактовки этого понятия, как в теории, так и на практике. Эти расхождения чаще всего связаны с применением термина ―рынок к различным явлениям и сферам экономики. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Сегодня характерно понимание термина «рынок» как - форма обмена, осуществляемого на основе свободной купли - продажи товаров и услуг. В конце 80-х - начале 90-х годов в России термином “рынок” стали обозначать экономическую систему, основанную на преобладании негосударственных форм собственности, координация хозяйственных связей в которой осуществляется на основе рыночного механизма.
Рынок - это организованный обмен товарами, целостная экономическая система, представляющая собой единство сфер: производства, распределения и потребления, определяемое рыночным обменом. Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Рынки различаются по следующим классификационным признакам: ● по территориальному признаку – местный, региональный, национальный, мировой; ● по объектам обмена – рынки факторов производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок; ● по ассортиментному признаку – замкнутый, насыщенный, смешанный; ● по степени соблюдения законности – легальный (официальный), нелегальный (теневой); ● по степени насыщенности – равновесный, дефицитный, избыточный; ● по степени развитости экономической свободы – свободный, регулируемый. Имеющейся в описании информации достаточно, чтобы определить данный рынок как национальный, легальный, рынок факторов производства. [ИТ 2013] Примером объекта легального рынка товаров и услуг в РФ могут служить … Укажите один вариант ответа гранатометы и пулеметы сырье и материалы обувь и одежда * магазины и покупатели Решение Субъектами рынка (рыночных отношений) выступают продавец, покупатель, посредник. К объектам относят рабочую силу, потребительские товары и услуги, средства производства, финансовый капитал, интеллектуальную собственность. Объектом официального (легального) рынка товаров и услуг из предложенных вариантов являются обувь и одежда. Магазины и покупатели – субъекты рыночных отношений, сырье и материалы – объекты рынка факторов производства, гранатометы и пулеметы – объекты нелегального для РФ рынка товаров и услуг.[ИТ 2013] Ситуация, когда рыночная координация процессов экономического выбора не обеспечивает эффективное использование ресурсов, называется фиаско рынка.ее причинами являются внешние эффекты, общественные блага, асимметрия информации, риск и неопределенность/ Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Фиаско или провал государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов. По сути, к сферам фиаско государства можно отнести все те сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство. С точки зрения экономической науки свободный рынок наиболее точно отвечает на три основных вопроса: во-первых, какие товары должны производиться в существующей экономической ситуации, т.е. какие из них в данных условиях будут востребованы рынком? во-вторых, как производить пользующиеся спросом товары, т. е. какие технологии и ресурсы необходимо использовать, чтобы обеспечить производство пользующихся спросом товаров с наименьшими издержками; в-третьих, для кого производить товары. В условиях рынка потребители, исходя из своих финансовых возможностей, как правило, приобретают именно те товары, которые имеют для них наивысшую ценность. Таким образом, вопрос о фиаско государства фактически сводится к вопросу о том, какие задачи могут быть эффективно решены рыночной экономикой без государственного вмешательства или при условии минимального государственного вмешательства, когда функции государства ограничиваются установлением правовых рамок и контролем за соблюдением законов[1]. Причинами «фиаско государства» являются давление электората, лоббирование интересов, поиск политической ренты, бюрократизм. [ИТ 2013]. Посредством рыночного механизма производятся блага, обладающие конкурентностью и (или) исключаемостью в потреблении. Общественные блага не обладают этими признаками, поэтому не производятся в чисто рыночной системе и, соответственно, не существует рынка таких благ. [ИТ 2013] Функции рынка К функциям рынка относятся: (1) информационная– рынок предоставляет его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте, качестве и цене; (2) посредническая– рынок выступает посредником между производителем и потребителем; (3) ценообразующая – цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции; (4) регулирующая – рынок приводит в равновесие спрос и предложение; (5) стимулирующая– рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Цель предприятия получить максимальную прибыль при условии продажи качественного товара.[ИТ 2013] Характеристики рыночной экономики Можно выделить следующие характеристики рыночной экономики: - преобладание частной собственности, - рыночный механизм координации хозяйственных связей, - свобода предпринимательства, - суверенитет (независимость) потребителя от производителя, - много конкурирующих предпринимателей, - доминирование личного интереса при вступлении в экономические отношения - формирование цен на основе взаимодействия спроса и предложения, - формирование доходов на рынках ресурсов, - ограниченную роль правительства. Такого рода условия функционирования рыночной экономики считаются общепринятыми.
Литература. 1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 313–315. 2. http://axd.semestr.ru/econ/economy-lectures.php Основные понятия рынка.
.
Рыночный механизм Рыночный механизм Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов (параметров) рынка: - спроса, - предложения, - цены, - конкуренции - и основных экономических законов рынка. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: - закон величины спроса, - закон величины предложения, - закон равновесной цены, - конкуренции, - стоимости (ценности), - полезности, - прибыли и т.д. Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.
Действие рыночного механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики. [2]
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (898)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |