Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ



2015-12-13 657 Обсуждений (0)
III. ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ХИМИЯ

 

Контрольные задания для студентов-заочников

всех специальностей

 

Составители: Л.М. Васильченко

Г.Б. Сеницкая

А.В. Халикова

В.М. Яковлев

Н.В. Сотова

 

 

Самара

 

УДК 546

 

Химия : контрольные задания для студентов-заочников всех специальностей / составители : Л.М. Васильченко, Г.Б. Сеницкая, А.В. Халикова, В.М. Яковлев, Н.В. Сотова. – Самара : СамГУПС, 2008. - 100 с.

 

Утверждено на заседании кафедры ОИХ, протокол № 10 от 14.05.2008 г.

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

 

Методические указания содержат задания по 20-ти разделам курса общей химии и весь необходимый материал для выполнения двух контрольных работ студентами-заочниками транспортных специальностей.

 

Составители: Васильченко Лидия Михайловна

Сеницкая Галина Борисовна

Халикова Алла Викторовна

Сотова Наталья Васильевна

Яковлев Виктор Михайлович

 

 

Рецензенты: д.х.н., профессор зав. кафедрой «Общая и неорганическая химия»

Самарского государственного технического университета И.К. Гаркушин ;

к.т.н., доцент кафедры «Физика и экологическая теплофизика»

Самарского государственного университета путей сообщения Е.В.

Вилякина

 

 

Под редакцией Л.М. Васильченко

Компьютерная верстка Р.Р. Абрамян

 

 

Подписано в печать 22.07.2008. Формат 60х90 1/16.

Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л. 6,25.

Тираж 400экз. Заказ № 140.

 

ã Самарский государственный университет путей сообщения , 2008

 
 
 


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования для инженерных специальностей транспортных вузов и рабочими программами по специальностям основными целями обучения студентов – заочников по дисциплине «Химия» являются, прежде всего, приобретение навыков решения задач, относящихся к теоретическому курсу или лабораторно - практическим работам. Выполнение студентами контрольных работ является необходимым условием допуска к зачёту или экзамену.

В двух контрольных работах содержатся 20 заданий, каждое из которых отвечает указанному в заголовке отдельному разделу курса общей химии. Номер варианта контрольной работы соответствует двум последним цифра номера зачётной книжки, например, 6100 – вариант 00; 6102 – вариант 02.

Студенты, получившие допуск к собеседованию, должны устранить все указанные рецензентом недоработки, даже при наличии отдельных замечаний и указаний необходимости их устранить. Работы, выполненные неудовлетворительно, возвращаются на доработку. При этом преподаватель в рецензии отмечает те вопросы, которые нуждаются в доработке. До предэкзаменационного собеседования студент должен в конце своей работы письменно провести работу над ошибками с указанием номера задания. Собеседование по выполненным контрольным работам может проводиться как до, так и непосредственно в ходе предусмотренных расписанием консультацией, зачётом и / или экзаменом. После прохождения собеседования преподаватель на титульном листе (или обложке) контрольного задания проставляет отметку «зачтено после собеседования» с указанием своей подписи и даты.

 

II. ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Первым листом контрольной работы является титульный лист, на котором вверху приводится аббревиатура вуза, а ниже указываются номера работ, фамилия и инициалы студента, номер его зачётной книжки, курс и обозначение специальности, а также фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего работу. В нижней части титульного листа проставляются город и год выполнения работы.

Содержание контрольной работы включает номера, условия заданий, их решения. Последние, в случае количественного характера задачи, включают необходимые пояснения и исходные выражения с указанием проверки размерностей в полученном результате. В заданиях количественного характера должна в сжатом виде содержаться информация с исчерпывающим ответом на поставленные вопросы. При изложении решений и ответов на вопросы заданий рекомендуется пользоваться общепринятыми в учебной химической литературе терминологией и символикой, а также данными из таблиц, указанных в Приложениях в конце методических указаний. Рекомендуется использовать также литературу, указанную в библиографическом списке. Список использованной литературы, включающий настоящую методичку, приводится после выполненных заданий, где указываются также подпись исполнителя и дата.

 

 

III. ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ

 

Основные химические понятия: моль, атомная масса, молярная масса. Основные химические законы, закон Авогадро, уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клапейрона. Эквивалент, закон эквивалентов. Основные классы неорганических соединений. Расчет эквивалентных масс простых веществ и сложных соединений.

Химическая термодинамика. Основной закон термодинамики. Основные понятия. Внутренняя энергия и энтальпия. Термохимические законы: закон Гесса, следствие из него. Стандартная теплота образования. Понятие об энтропии. Изменение энтропии в химических процессах и фазовых переходах. Энергия Гиббса. Направленность химических процессов. Расчет изменения энтропии и энергии Гиббса в химических реакциях.

Химическая кинетика. Скорость гомогенных химических реакций и ее зависимость от концентрации реагирующих веществ (закон действия масс), от температуры (правило Вант-Гоффа, уравнение Аррениуса), энергия активации. Колебательные реакции. Скорость гетерогенных химических реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия и ее связь с энергией Гиббса. Правило смещения химического равновесия Ле Шателье.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Состав атома. Электронные оболочки атомов. Квантовые числа. Порядок заполнения электронных оболочек : принцип Паули, правило Гунда, правила Клечковского. Электронные семейства элементов. Периодическая система элементов Менделеева. Энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, степень окисления элементов. Изменение радиусов, металлических, кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств элементов.

Химическая связь. Основные характеристики связи: энергия, длина, угол связи. Метод валентных связей. Основные характеристики ковалентной связи: направленность, кратность, полярность, насыщаемость. Дипольный момент молекул. Возбужденное состояние атома и гибридизация атомных орбиталей. Донорно-акцепторная связь. Понятие о методе молекулярных орбиталей. Ионная связь, ее отличие от ковалентной связи.

 

Растворы. Способы выражения концентраций растворов. Термодинамика растворения. Основные законы растворов неэлектролитов. Основные законы для растворов электролитов. Изотонический коэффициент. Электролитическая диссоциация, основные положения теории диссоциации. Степень диссоциации, константа диссоциации. Закон разведения Оствальда. Реакции в растворах электролитов. Правила записи уравнений реакций ионного обмена. Слабые электролиты. Электролитическая диссоциация воды, ионное произведение воды, водородный показатель. Труднорастворимые соединения, произведение растворимости. Комплексные соединения, константа нестойкости комплексных соединений. Гидролиз солей. Виды гидролиза. Константа гидролиза. Условия смещения равновесия гидролиза.

 

Химия воды. Состав природных вод. Жесткость воды, единицы ее измерения. Временная и постоянная жесткость. Водоподготовка: удаление механических примесей, коллоидных частиц, методы снижения жесткости воды.

Окислительно-восстановительные реакции. Правила определения степени окисления. Классификация окислителей и восстановителей. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Направленность окислительно-восстановительных реакций.

Электрохимия. Электрохимические процессы, их особенность. Электродный потенциал. Измерение стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста. Химические источники тока: гальванические элементы, концентрационные гальванические элементы, аккумуляторы, топливные элементы. Электролиз. Электролиз расплавов, его применение. Электролиз растворов. Катодное восстановление и анодное окисление, связь со значениями электродных потенциалов. Электролиз растворов с инертным и активным анодом. Законы Фарадея. Выход по току. Применение электролиза в гальванотехнике, получении и очистке металлов.

Металлы, их классификация по физическим свойствам. Химические свойства металлов. Коррозия металлов: газовая и электрохимическая. Способы защиты металлов от коррозии.

Дисперсные системы. Классификации дисперсных систем. Методы получения дисперсных систем. Устойчивость дисперсных систем. Силы, действующие между коллоидными частицами. Влияние стабилизаторов на устойчивость коллоидных систем. Строение коллоидной частицы. Электрокинетические свойства коллоидных растворов. Факторы, влияющие на геле- и студнеобразование.

Полимерные материалы. Методы синтеза полимеров: полимеризация и поликонденсация. Линейные, разветвленные и пространственные полимеры. Вулканизация. Состояния линейных полимеров. Физико-механические свойства полимеров в высокоэластичном состоянии. Применение полимеров на железнодорожном транспорте.

Основы аналитической химии. Количественный и качественный анализ. Гравиметрический и титриметрический методы. Физико-химические методы анализа: электрохимические, хроматографические и оптические методы анализа.

 

Химия и экология. Охрана воздушного и водного бассейнов. Безотходные производства.

 

IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная учебная литература

 

1. Коровин Н.В. Учебник для технич. направл. и спец. вузов – 6-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2005. – 557 с.

2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов – изд. 30-е, испр./Под ред. А.И. Ермакова – М.: Интеграл – Пресс, 2004. – 728 с.

3. Зубрев Н.И. Инженерная химия на железнодорожном транспорте. – М.: УМК МПС РФ, 2002. – 292 с.

4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учебное пособие для вузов/ Под. ред. В.А. Рабиновича и Х.М. Рубиной – М.: Интеграл – Пресс, 2001. – 240 с.

5. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: Учеб. пособие для студентов. – 6-е изд./ З.Е. Гольбрайх, Е.И. Маслов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 383 с.

 

Учебно-методическая литература

 

1. Васильченко Л.М., Сеницкая Г.Б., Халикова А.В. Химия. Лабораторные работы и методические указания к их выполнению для студентов всех специальностей – Самара: СамИИТ, 2001. – 36 с.

2. Васильченко Л.М., Халикова А.В., Сеницкая Г.Б. Методуказания для выполнения учебно-исследовательской работы по химии. – Самара: СамИИТ, 2002. – 16 с.

3. Васильченко Л.М., Сеницкая Г.Б., Халикова А.В., Яковлев В.М. Методические указания к выполнению лабораторных работ по количественному анализу химических соединений. – Самара: СамИИТ, 2002. – 32 с.

4. Васильченко Л.М., Яковлев В.М., Сеницкая Г.Б., Халикова А.В. Химия. – Часть III. Лабораторные работы для студентов всех специальностей. Методуказания – Самара: СамГАПС, 2003. – 24 с.

5. Васильченко Л.М., Халикова А.В., Сеницкая Г.Б. Защита от коррозии. Лабораторные работы для студентов всех специальностей дневной формы обучения – Самара: СамГАПС, 2004. – 26 с.

6. Васильченко Л.М., Халикова А.В., Сеницкая Г.Б., Сотова Н.В. Справочный материал по дисциплине «Химия» и «Коррозия металлов». – Самара: СамГАПС, 2006. – 46 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник для вузов.– 4-ое изд., испр. М.: Высш. шк., издат. центр «Академия», 2001. – 743 с.

2. Химия. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений (Справочные материалы)/ Ю.Д. Третьяков, Н.Н. Олейников, Я.А. Кеслер и др.; Под. ред. Ю.Д. Третьякова. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 333 с.

3. Горбунов А.И., Гуров А.А., Филиппов Г.Г., Шаповал В.Н. Теоретические основы общей химии: Учебник для студентов технических университетов и вузов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. – 720 с.

4. Гаркушин И.К., Лисов Н.И., Немков А.В. Общая химия для технических вузов: Учеб. пособие. – Самара: СамГТУ, 2003. – 404 с.

5. Бацанов С.С. Термохимические электроотрицательности металлов // Журн. физической химии. – 2000. – Т.74, № 2. – С.331-334.

 

V. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



2015-12-13 657 Обсуждений (0)
III. ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО ХИМИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)