Технология проектирования методической системы
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Технология проектирования оптимального для образовательного учреждения варианта методической системы состоит из следующих основных этапов. I. Выдвижение гипотезы - развернутого предположения, где максимально подробно изложена система мер, за счет которых ожидается получить высокую эффективность методического процесса. 1. Выявление противоречий в педагогической практике на основе анализа внешней и внутренней образовательной ситуации. 2. Самоопределение в пространстве философии образования. 3. Определение основных педагогических принципов. 4. Формулирование целей проекта. II. Формирование концепции - руководящей идеи, ведущего замысла. 1. Определение цели развития методической системы на основе анализа существующей. 2. Выявление структурных элементов концепции как системы. 3. Анализ необходимых (кадровых, финансовых, материально-технических и др.) ресурсов - условий для реализации идей концепции. 4. Обеспечение взаимодействия методической службы с внешней средой. 5. Создание условий для развития методической системы. III. Разработка модели - материально реализуемой системы, изучение которой дает нам новую информацию об объекте. 1. Анализ педагогического коллектива (состава, уровня профессионального развития и т. д.). 2. Постановка целей и задач методической работы. 3. Разработка содержания методического обучения. 4. Выбор организационных форм, развивающих, педагогических технологий. 5. Разработка профессиограммы, циклограммы и др. IV. Составление деятельностно-ресурсного плана. 1. Определение этапов методического процесса, сроков и исполнителей реализации проекта. 2. Разработка содержания методической и управленческой деятельности. 3. Ресурсное обеспечение реализации проекта. Педагогический менеджмент, как и всякая деятельность, имеет целенаправленный характер. Это предопределяет необходимость вычленять основные цели менеджмента в учебных заведениях и определять правила их научно обоснованной формулировки. В качестве таких основных целей определяются следующие: 1) эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех работников учебного заведения и учащихся; 2) определение соответствия деятельности руководителей образовательного процесса учебных заведений конкретным целям и реальным планам развития образовательного учреждения; 3) полнота, сопоставимость, непротиворечивость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определенных целей и их со-подчиненность главной цели -- воспитанию, учению и развитию человека как свободной, ответственной и творческой личности, формированию у него готовности к труду, активной жизненной позиции, научного мировоззрения. Технология программирования (разработки программы опытно-экспериментальной и научно-методической работы). 1. Выявление проблем и обоснование их актуальности - диагностико-аналитический этап. 1.1 Диагностика затруднений педагогов. 1.2 Анализ состояния учебно-воспитательного процесса. 1.3 Выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в ликвидации с помощью новых методик, технологий, структур. 2. Разработка развернутой программы ОЭР и НМР - прогностический этап. 2.1 Постановка цели, ее декомпозиция в веер задач. 2.2 Построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер и т. д.). 2.3 Формулирование гипотезы, прогнозирование положительных результатов и возможных негативных последствий. 3. Организация экспериментальной, научно-методической и исследовательской работы - организационный этап. 3.1 Подготовка материальной базы. 3.2 Распределение управленческих функций. 3.3 Организация специальной подготовки кадров. 3.4 Научно-методическое обеспечение. 3.5 Стимулирование творческих педагогов, участвующих в ОЭР. 4. Реализация программы - практический этап. 4.1 Проведение исходных констатирующих срезов. 4.2 Реализация проекта (новой технологии, методики, системы мер и т. п.). 4.3 Отслеживание процесса, промежуточных (текущих) резу-зультатов. 4.4 Корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы. 5. Оформление и описание хода и результатов ОЭ, НМ и НИР - обобщающий этап. 5.1 Обработка данных, соотнесение полученных результатов с поставленными целями. 5.2 Анализ всех результатов. 5.3 Корректировка гипотезы, модели в соответствии с результатами. 5.4 Описание хода и результатов методической работы. 6. Распространение новаций в педагогическом коллективе -внедренческий этап. 6.1 Изучение новой технологии, методики и др. в педагогическом коллективе. 6.2 Целенаправленное распространение лучшего опыта по реализации разработанных новшеств. 6.3 Внедрение новации как управляемый процесс.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |