Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА



2015-12-13 831 Обсуждений (0)
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным законодательным актом, регулирующим водные отношения, является Водный кодекс Республики Беларусь, который регулирует отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами и водными объектами, и направлен на охрану и рациональное (устойчивое) использование водных ресурсов, а также на защиту прав и законных интересов водопользователей.

Объектами отношений в области охраны и использования вод являются: воды;

водные объекты (их части); право водопользования [2, ст. 4].

Поверхностные водные объекты подразделяются на:

1. водотоки;

2. водоемы;

3. родники.

Водотоки подразделяются на:

1. реки;

2. ручьи;

3. каналы.

Реки подразделяются на:

1. большие, протяженностью свыше 500 километров (Березина, Горынь, Днепр, Западная Двина, Западный Буг, Неман, Припять, Сож);

2. средние, протяженностью от 200 до 500 километров (Беседь, Вилия, Друть, Западная Березина, Ипуть, Остер, Птичь, Свислочь, Уборть, Щара, Ясельда);

3. малые, протяженностью от 5 до 200 километров.

Водоемы подразделяются на:

1. озера (естественные водоемы);

2. водохранилища;

3. пруды;

4. пруды-копани;

5. обводненные карьеры [2, ст. 5].

Все воды, находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют исключительную собственность государства.

Право собственности на добытую (изъятую) воду принадлежит водопользователю, осуществившему ее добычу (изъятие) на законном основании, если иное не установлено законодательными актами [2, ст. 8].

Водопользование подразделяется на следующие виды: общее; специальное; обособленное [2, ст. 28].

Общее водопользование осуществляется юридическими лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, безвозмездно и без правоустанавливающих документов.

В целях охраны жизни и здоровья населения местные исполнительные и распорядительные органы могут устанавливать запреты и ограничения на осуществление общего водопользования на водных объектах, включая запреты на купание, плавание на маломерных судах, изъятие воды для хозяйственно-питьевых нужд, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Условия общего водопользования на водных объектах доводятся до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, местными исполнительными и распорядительными органами посредством опубликования этих сведений в средствах массовой информации и размещения на своих официальных сайтах.

Право общего водопользования распространяется на пруды-копани, расположенные на землях общего пользования и землях запаса.

Право общего водопользования не распространяется на пруды-копани, расположенные в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и технологические водные объекты [2, ст. 29].

К специальному водопользованию относятся:

1. изъятие поверхностных вод с применением водозаборных сооружений;

2. добыча подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин;

3. сброс сточных вод в окружающую среду с применением гидротехнических сооружений и устройств, в том числе через систему дождевой канализации;

4. сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители;

5. водопользование, связанное с изъятием поверхностных вод передвижными устройствами для поливомоечных работ на объектах, расположенных на землях общего пользования населенных пунктов, для орошения сельскохозяйственных земель;

6. водопользование, связанное с регулированием водных потоков с применением гидроузлов, плотин и других водоподпорных сооружений;

7. водопользование, связанное с добычей (изъятием) вод для ликвидации чрезвычайных ситуаций и (или) их последствий;

8. водопользование, связанное с устранением подтопления, заболачивания земель;

9. водопользование, связанное с добычей подземных вод попутно с добычей других полезных ископаемых;

10. водопользование, связанное с проведением мероприятий по защите водоносных горизонтов.

Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, за исключением:

1. изъятия поверхностных вод в объеме 5 и менее кубических метров в сутки с применением водозаборных сооружений;

2. добычи подземных вод в объеме 5 и менее кубических метров в сутки с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин;

3. сброса сточных вод в окружающую среду гражданами (за исключением индивидуальных предпринимателей);

4. случаев, указанных в подпунктах 1.5–1.10 пункта 1 ст. 30 Водного кодекса.

Выдача разрешений на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешений на добычу подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин, осуществляется на основании заключений о возможности добычи заявленных водопользователями объемов подземных вод, выдаваемых уполномоченной организацией, подчиненной Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В разрешениях на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешениях устанавливаются нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод и условия осуществления специального водопользования, в том числе объемы:

1. добычи (изъятия) вод;

2. получения воды от других водопользователей;

3. передачи воды другим водопользователям;

4. использования воды по целям;

5. потерь воды;

6. сброса сточных вод в окружающую среду, в том числе через систему канализации.

Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, а также порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь [2, ст. 30].

Обособленное водопользование подразделяется на:

1. обособленное водопользование поверхностными водными объектами (их частями) для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны;

2. обособленное водопользование прудами-копанями, расположенными в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и технологическими водными объектами.

Поверхностные водные объекты (их части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны могут быть предоставлены юридическим лицам.

Не предоставляются в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны поверхностные водные объекты (их части), расположенные полностью или частично на территории населенных пунктов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Обособленное водопользование поверхностными водными объектами (их частями) для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны осуществляется на основании государственного акта на право обособленного водопользования, в котором указываются цель, условия и сроки обособленного водопользования.

Форма государственного акта на право обособленного водопользования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Юридические лица, заинтересованные в предоставлении поверхностного водного объекта (его части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны (далее – заявители), подают в местный исполнительный и распорядительный орган, уполномоченный в соответствии с пунктом 5 ст. 31 Водного кодекса принимать решение о предоставлении поверхностного водного объекта (его части) для таких целей, заявление о предоставлении поверхностного водного объекта (его части) в обособленное водопользование. В заявлении указываются местоположение поверхностного водного объекта (его части), цель и сроки обособленного водопользования. К заявлению прилагаются:

1. копия плана местоположения поверхностного водного объекта (его части);

2. гидрологические данные поверхностного водного объекта (его части);

3. план мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения вод.

Решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении поверхностных водных объектов (их частей) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны принимают:

1. районные исполнительные комитеты – в случаях предоставления поверхностных водных объектов (их частей), находящихся на территории соответствующего района;

2. областные исполнительные комитеты – в случаях предоставления поверхностных водных объектов (их частей), находящихся на территории нескольких районов в пределах соответствующей области.

В предоставлении поверхностного водного объекта (его части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны может быть отказано в случае, если:

1. заявителем не представлены предусмотренные пунктом 4 ст. 31 Водного кодекса документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в обособленное водопользование поверхностного водного объекта (его части) для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны, либо представленные документы содержат недостоверные сведения;

2. испрашиваемый поверхностный водный объект (его часть) уже предоставлен другому лицу;

3. испрашиваемый поверхностный водный объект (его часть) расположен на особо охраняемой природной территории или территории, подлежащей специальной охране, режим охраны и использования которых не предусматривает его использование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны.

Местный исполнительный и распорядительный орган в течение 30 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 4 ст. 31 Водного кодекса, принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении поверхностного водного объекта (его части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны.

В течение 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта (его части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны местный исполнительный и распорядительный орган оформляет государственный акт на право обособленного водопользования и направляет его заявителю.

Копию государственного акта на право обособленного водопользования местный исполнительный и распорядительный орган направляет в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении поверхностного водного объекта (его части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны местный исполнительный и распорядительный орган в течение 5 рабочих дней после принятия такого решения направляет его копию заявителю.

Решение об отказе в предоставлении поверхностного водного объекта (его части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны может быть обжаловано в вышестоящие государственные органы и (или) в суд.

Получение государственного акта на право обособленного водопользования не исключает необходимости получения разрешения на специальное водопользование или комплексного природоохранного разрешения в случаях, предусмотренных пунктом 2 ст. 30 Водного кодекса.

Водопользователи, которым поверхностные водные объекты (их части) предоставлены в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны, обязаны устанавливать информационные знаки, содержащие сведения о режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности на таких водных объектах (их частях), публиковать эти сведения в средствах массовой информации и размещать на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов.

Обособленное водопользование прудами-копанями, расположенными в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и технологическими водными объектами осуществляется на основании документов, удостоверяющих права на земельные участки.

Другие водопользователи могут осуществлять пользование поверхностными водными объектами (их частями), находящимися в обособленном водопользовании, только с согласия водопользователей, которым эти водные объекты (их части) предоставлены в обособленное водопользование, за исключением случаев ликвидации чрезвычайных ситуаций и (или) их последствий, а также если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [2, ст. 31].

Поверхностные водные объекты могут предоставляться в аренду для рыбоводства по договорам аренды, заключаемым местными исполнительными и распорядительными органами на основании решений, принимаемых местными Советами депутатов.

В аренду для рыбоводства могут предоставляться пруды и обводненные карьеры в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Не допускается предоставление в аренду для рыбоводства прудов и обводненных карьеров в случае, если они:

1. предоставлены в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны;

2. включены в республиканскую комплексную схему размещения рыболовных угодий;

3. расположены полностью или частично на территории населенных пунктов;

4. расположены на территории редких и типичных биотопов, мест обитания животных и мест произрастания растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь или охраняемым в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Арендатор не вправе сдавать в субаренду переданные ему по договору аренды поверхностные водные объекты.

Заключение договора аренды поверхностного водного объекта для рыбоводства не исключает необходимости получения разрешения на специальное водопользование, комплексного природоохранного разрешения в случае, если технология ведения рыбоводства предусматривает сброс сточных вод в поверхностные воды.

Возврат арендуемого поверхностного водного объекта осуществляется арендатором после проведения мероприятий по восстановлению его нарушенного состояния [2, ст. 32].

Водные объекты могут предоставляться в пользование на срок от 1 года до 25 лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Водные объекты для осуществления специального водопользования предоставляются на срок:

1. от 1 года до 3 лет – водопользователям при установлении временных нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод;

2. на 5 лет – иным водопользователям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1, 2.3 и 2.4 пункта п. 2 ст. 33 Водного кодекса;

3. от 5 до 10 лет – водопользователям, получающим комплексные природоохранные разрешения;

4. на 10 лет – водопользователям, осуществляющим только добычу (изъятие) вод.

Срок специального водопользования указывается в разрешениях на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешениях.

Поверхностные водные объекты (их части) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны предоставляются на 25 лет. Предоставление поверхностных водных объектов (их частей) в обособленное водопользование для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны на меньший срок может осуществляться только с согласия водопользователя, которому они предоставляются. Срок обособленного водопользования поверхностными водными объектами (их частями) для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны указывается в государственном акте на право обособленного водопользования.

Срок обособленного водопользования прудами-копанями, расположенными в границах земельных участков, предоставленных в установленном порядке юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и технологическими водными объектами определяется сроком пользования земельными участками, на которых они расположены.

Поверхностные водные объекты предоставляются в аренду для рыбоводства на срок от 5 до 25 лет. Срок аренды поверхностных водных объектов для рыбоводства устанавливается в договоре аренды [2, ст. 33].

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду.

Учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, ведется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с применением средств измерений расхода (объема) вод, за исключением случаев, указанных в пункте 3 ст. 57 Водного кодекса.

Измерение объемов сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, производится на каждом очистном сооружении в месте, определенном проектной документацией. В случае невозможности установки (эксплуатации) средств измерений расхода (объема) вод на очистных сооружениях допускается их установка на трубопроводах, транспортирующих сточные воды на очистку, при условии учета общего объема поступающих на очистку сточных вод.

Не требуется устанавливать средства измерений расхода (объема) вод и допускается ведение учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, неинструментальными (расчетными) методами в случае:

1. сброса поверхностных сточных вод;

2. сброса сточных вод в окружающую среду в объеме 5 и менее кубических метров в сутки. При этом объем сброса сточных вод принимается равным объему добытой (изъятой) воды согласно показаниям средств измерений расхода (объема) вод, установленных на водозаборных сооружениях, с коэффициентом 0,7;

3. добычи (изъятия) воды из водных объектов и сброса в них сточных вод при ведении рыбоводства;

4. добычи (изъятия) вод, попутно образующихся при добыче полезных ископаемых;

5. когда учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, невозможен с применением средств измерений расхода (объема) вод, внесенных в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь.

Учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, неинструментальными (расчетными) методами ведется исходя из величины:

1. расхода электроэнергии на перекачку воды, времени работы и производительности насосов. Производительность насосов определяется по данным технической документации их производителей;

2. технологических нормативов водопользования;

3. орошаемой площади и нормы орошения, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Учет сброса поверхностных сточных вод в окружающую среду неинструментальными (расчетными) методами ведется в соответствии с техническим нормативным правовым актом, утвержденным Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Требования к ведению учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [2, ст. 57].

Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный свод данных:

1. о водных объектах (их количестве, местоположении, площади или протяженности с учетом классификации водных объектов);

2. о гидробиологических, гидрохимических и гидроморфологических показателях поверхностных водных объектов, об их экологическом состоянии (статусе);

3. о водопользователях, осуществляющих использование вод на праве специального, обособленного водопользования поверхностными водными объектами (их частями) для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны или праве аренды для рыбоводства (по видам и целям водопользования);

4. об объемах добываемой (изымаемой) воды, сбрасываемых сточных вод;

5. о запасах подземных вод;

6. об учете добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду;

7. о других сведениях об использовании и охране вод.

Ведение государственного водного кадастра осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Порядок ведения государственного водного кадастра и использования его данных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь [2, ст. 58].

Контроль за охраной и использованием вод является составной частью контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности и включает в себя контроль за соблюдением требований Водного Кодекса и иных актов законодательства об охране и использовании вод, в том числе технических нормативных правовых актов.

Контроль за охраной и использованием вод осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, об охране окружающей среды [2, ст. 59].

Нарушение законодательства об охране и использовании вод влечет административную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательными актами [2, ст. 61].

 

 



2015-12-13 831 Обсуждений (0)
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)