Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И рекомендации к решению задач №№ 1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1



2015-12-13 564 Обсуждений (0)
И рекомендации к решению задач №№ 1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО КУРСУ "статистика Труда"

ВВЕДЕНИЕ

Цель курса – изучение студентами основ методологии статистического анализа, складывающихся закономерностей в области формирования и использования трудового потенциала. При этом основное внимание направляется на познавательные возможности и условия применения статистических показателей, логику их построения и интерпретацию результатов расчета.

Изучение курса базируется на знаниях высшей математики, общей теории статистики, экономической теории, экономики труда.

Задачами курса является обучение студентов:

- использованию методов статистического анализа для исследования социально-экономических явлений и процессов в области трудовых отношений;

- исследованию трудового потенциала страны, процессов его формирования и использования;

- использованию приемов и методов статистического анализа по управлению кадрами;

- измерению эффективности использования труда в процессе производства товаров и услуг.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется с целью закрепления и проверки знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также для выявления их умения применять на практике методы статистики.

Приступая к выполнению работы, необходимо ознакомиться с соответствующими разделами курса, изучить рекомендованную литературу, уделить особое внимание методике построения и технике расчета и анализа статистических показателей.

К выполнению контрольной работы предъявляются следующие требования.

1. Работа выполняется в рукописном или печатном вариантах, обязательно приводится номер задания, текст условия задач.

2. Решение следует начинать с теоретического обоснования и приведения необходимых формул.

3. Расчеты должны быть развернутыми, содержать пояснения.

4. Если возможны несколько методов расчета того или иного показателя, следует применять наиболее простой из них, указав при этом и другие способы решения.

5. Проверка правильности выполнения расчетов должна осуществляться на основе взаимосвязи показателей с учетом их экономического содержания.

6. Все записи следует делать разборчиво, используя лишь общепринятые сокращения слов.

7. Расчет относительных величин следует производить с точностью до 0,001 (до 0,1 процента).

8. При необходимости решения задач оформляются с использованием статистических таблиц и графиков, которые следует строить в соответствии с правилами, принятыми в статистике.

9. По результатам расчетов должны быть сделаны краткие выводы.

10. Страницы работы должны быть пронумерованы; для замечаний рецензента оставляются поля. После рецензирования необходимые исправления выполняются в конце работы после рецензии.

11. В заключение работы необходимо привести список использованной литературы, поставить свою подпись и указать дату выполнения.

 

Практические задания контрольной работы составлены в шести вариантах. Вариант контрольной работы определяется по нижеприведённой таблице, исходя из начальной буквы фамилии студента:

 

Начальная буква фамилии студента Номер варианта Номера тестов
А, Б, В 1-10
Г, Д Е, Ж, 3 11-20
И, К, Л, М 21-30
Н, О, П, Р 31-40
С, Т, У, Ф;Х 41-50
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я 51-60

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕШЕНИЮ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

Контрольная работа по каждому варианту включает задач по наиболее важным темам учебного курса. Задания контрольной работы имеют двойную нумерацию: первая цифра указывает на номер варианта, вторая цифра – порядковый номер задания. Номер задания соответствует определенной теме учебного курса:

1. «Статистика трудовых ресурсов, занятости и безработицы»;

2. «Статистика численности и состава рабочей силы»;

3. «Статистика рабочего времени»;

4. «Статистика производительности труда»;

5. «Статистика затрат на рабочую силу и заработной платы».

Также каждому студенту необходимо решить тестовые задания номера, которых соответствуют выбранному варианту.

Методические указания по теме «Статистика трудовых ресурсов, занятости и безработицы»

и рекомендации к решению задач №№ 1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1.

 

Трудовые ресурсы характеризуют потенциальный аспект ресурсов труда и представляют собой ту часть населения, которая занята экономической деятельностью или незанята, но способна к труду по возрасту и состоянию здоровья.

Трудоспособное население – это совокупность людей. способных к труду по возрасту и состоянию здоровья. Согласно Трудовому кодексу РФ трудоспособный возраст составляет:

- для мужчин от 16 до 59 лет включительно;

- для женщины от 16 до 54 лет включительно.

При определении трудовых ресурсов в общей численности его населения принято выделять следующие группы населения:

- моложе трудоспособного возраста;

- в трудоспособном возрасте;

- старше трудоспособного возраста.

Население моложе трудоспособного возраста является источником возмещения убыли и пополнения трудовых ресурсов. Лица старше трудоспособного возраста образуют «пенсионную нагрузку» на трудоспособный контингент.

Практическими задачами статистики в области исследования трудовых ресурсов являются:

- определение показателей численности трудовых ресурсов;

- анализ состава трудовых ресурсов по ряду социально-демографических признаков (по полу, возрасту, социальным группам, уровню образования, квалификации и профессии);

- исчисление системы показателей движения и использования трудовых ресурсов;

- характеристика структуры и уровня занятости населения;

- изучение состояния, интенсивности, состава и динамики безработицы.

Основные понятия и показатели статистики трудовых ресурсов

Категории трудовых ресурсов
Экономически активное население Лица, формирующие в экономике предложения рабочей силы на рынке труда, т.е. совокупность занятых и безработных. В состав экономически активного населения входят: - занятые в экономике (в том числе работающие по найму и не по найму); - безработные; - служители религиозных культов; - военнослужащие
Занятые Лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников.
Экономически неактивное население Это часть трудоспособного населения и лиц старших возрастов, которые в рассматриваемый период не работали по найму, не имели занятия, приносящего доход, и не были заняты поиском работы: - учащиеся и студенты дневной формы обучения; - лица, занятые ведением домашнего хозяйства; - прочие незанятые
Безработные   В основных методологических положениях по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости, определено, что к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных. Если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Законом о занятости населения в РФ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в федеральной государственной службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Показатели численности трудовых ресурсов
Численность трудовых ресурсов Демографический метод расчёта (по источникам формирования): SТРчисленность трудовых ресурсов; SТВ - численность населения трудоспособного возраста; SИВ – численность инвалидов І и ІІ групп в трудоспособном возрасте; SПОДР – численность работающих подростков в возрасте до 16 лет; SПЕНС – численность работающих пенсионеров. Экономический метод расчёта (по фактической занятости): SЗчисленность занятого населения; SДХ - численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, занятого в домашнем хозяйстве и по уходу за детьми; SУЧ – численность учащихся с отрывом от производства в возрасте от 16 лет; SБ – численность безработных; SНЗ – численность остальных незанятых.
Среднегодовая численность трудовых ресурсов а) по данным на начало и конец года определяется по формуле средней арифметической простой: б) по данным на определённые даты через равные промежутки времени между ними по формуле средней хронологической простой: n – число уровней (дат); S1…nчисленность трудовых ресурсов на определённую дату
Показатели интенсивности движения трудовых ресурсов
Коэффициент естественного пополнения трудовых ресурсов , ЕП – естественное пополнение трудовых ресурсов осуществляется за счёт: а) лиц, выступающих в трудоспособный возраст; б) лиц, вовлечённых в экономическую деятельность за рассматриваемый период.
Коэффициент естественного выбытия трудовых ресурсов , ЕВ – естественное выбытие, происходит за счёт: а) лиц, вышедших за пределы трудоспособного возраста; б) лиц, перешедших на инвалидность и пенсию на льготных условиях; в) лиц рабочего возраста, умерших за рассматриваемый период.
Коэффициент естественного прироста или - естественный прирост трудовых ресурсов
Коэффициент механического пополнения трудовых ресурсов , МП – механическое пополнение происходит вследствие притока трудовых ресурсов на изучаемую территорию
Коэффициент механического выбытия , МВ – механическое выбытие (убыль) происходит за счёт выбытия трудовых ресурсов на другие территории
Коэффициент механического прироста или - механический прирост трудовых ресурсов
Коэффициент общего прироста трудовых ресурсов или - общий прирост трудовых ресурсов
Относительные показатели, характеризующие рынок труда
Коэффициент замещения - численность населения в трудоспособном возрасте; численность детей в возрасте от 0 до 16 лет.
Коэффициент «пенсионной нагрузки» - численность лиц старше трудоспособного возраста (пенсионеров).
Коэффициент общей нагрузки
Коэффициент безработицы (уровень безработицы) у – уровень безработицы; Б – численность безработных; Н – численность экономически активного населения
Коэффициент напряжённости на рынке труда Бзчисленность безработных, обратившихся в службу занятости; В – число вакантных должностей и свободных рабочих мест. Показывает, какое число не занятых трудовой деятельность лиц, состоящих на учёте в службе занятости, приходится на одно свободное рабочее место.
Коэффициент занятости Определяется: а) в расчёте на общую численность трудовых ресурсов: , б) в расчёте на трудоспособное население: , в) в расчёте на экономически активное население: , Н- численность экономически активного населения

 

При изучении динамики безработицы используется система индексов.

По отдельным территориальным образованиям или по конкретным социально-демографическим группам строятся индивидуальные индексы уровня безработицы:

По всей рассматриваемой совокупности (совокупности территориальных образований или групп населения) сравнивают средние уровни безработицы. При этом используют систему взаимосвязанных индексов: индексы переменного состава, постоянного состава и индекс структурных сдвигов.

Результативный индекс – индекс переменного состава:

,

где

На величину индекса переменного состава оказывают влияние два фактора:

во-первых, изменение самого уровня безработицы по каждой изучаемой единицы совокупности,

во-вторых, изменения в распределении экономически активного населения с различными значениями уровня безработицы между изучаемыми единицами совокупности.

Влияние изменения этих факторов находят отражение при построении двух факторных индексов:

индекса постоянного (фиксированного) состава:

,

где уровень безработицы базисного периода в пересчёте на фактическую структуру экономически активного населения.

индекса влияния структурных сдвигов:

Между построенными индексами существует взаимосвязь:

2. Методические указания по теме «Статистика численности и состава рабочей силы»



2015-12-13 564 Обсуждений (0)
И рекомендации к решению задач №№ 1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И рекомендации к решению задач №№ 1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (564)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)