Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 16. Труд, занятость и безработица. Теория человеческого капитала



2015-12-13 793 Обсуждений (0)
Тема 16. Труд, занятость и безработица. Теория человеческого капитала 0.00 из 5.00 0 оценок




4.5. Теория человеческого капитала

Проблема сущности человеческого капитала и его роли в производстве всегда интересовала экономистов. Первую попытку оценить человеческий капитал осуществил один из основателей западной политэкономии У. Пети в работе «Политическая арифметика» (1690). Приблизительно через 200 лет к этому вопросу обратились немецкий статистик Э. Энгель и английский экономист Дж. Николсон, а позже - основатель кембриджской школы политэкономии А. Маршалл.

Рост значения человеческого фактора в производстве в условиях научно-технической революции способствовал появлению и расширению на рубеже 60-х годов ХХ в. теории человеческого капитала.

Теория человеческого капитала - теория, которая объединяет разные взгляды, идеи, положения о процессе формирования, использования знаний, навыков, способностей человека как источника будущих доходов и присвоения экономических благ.
Разработали ее сторонники свободной конкуренции и ценообразования в западной политической экономии американские экономисты Т.-В. Шульц и Г.-С. Беккер. Позднее этими проблемами занимались Дж. Кендрик, Ц. Грилихес, Э. Денисон и др.
Шульц (Schultz) Теодор-Уильям (1902-1998) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1979). Родился недалеко от г. Арлингтона (штат Южная Дакота, США). Учился в колледже, аспирантуре Висконсинского университета, где в 1930 г. получил ученую степень доктора наук по специальности «экономика сельского хозяйства».
Преподавательскую деятельность начал в колледже штата Айова. Через четыре года возглавил кафедру экономической социологии. С 1943 г. и на протяжении почти сорока лет он - профессор экономики Чикагского университета. Деятельность преподавателя соединял с активной научно-исследовательской работой. В 1945 г. подготовил сборник с материалами конференции «Продовольствие для мира», в котором особенное внимание уделено факторам поставки продуктов питания, вопросам структуры и миграции сельскохозяйственной рабочей силы, профессиональной квалификации фермеров, технологии сельскохозяйственного производства и направлению инвестиций в фермерское хозяйство. В работе «Сельское хозяйство в нестабильной экономике» (1945) он выступил против неграмотного использования земли, поскольку это приводит к эрозии грунтов и другим негативным последствиям для аграрной экономики.
В 1949-1967 гг. Т.-В. Шульц - член совета директоров Национального бюро экономических исследований США, затем - экономический консультант Международного банка реконструкции и развития, Продовольственной и сельскохозяйственной организаций ООН (ФАО), нескольких государственных ведомств и организаций.
Среди его наиболее известных работ - «Производство и благополучие сельского хозяйства», «Преобразование традиционного сельского хозяйства» (1964), «Инвестиции в людей: экономика качества населения» (1981) и др.

Американская экономическая ассоциация наградила Т.-В. Шульца медалью имени Ф. Волкера. Он - почетный профессор Чикагского университета; ему присвоены почетные ученые степени Иллинойским, Висконсинским, Дижонским, Мичиганским, Северо-Каролинским университетами и Чилийским католическим университетом.
Согласно теории человеческого капитала в производстве взаимодействуют два фактора - физический капитал (средства производства) и человеческий капитал (приобретенные знания, навыки, энергия, которые могут быть использованы в производстве товаров и услуг). Люди затрачивают средства не только на мимолетные удовольствия, но и на денежные и неденежные доходы в будущем. В человеческий капитал направляются инвестиции. Это издержки на поддержание здоровья, на получение образования, издержки, связанные с поиском работы, получением необходимой информации, миграцией, профессиональной подготовкой на производстве. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен дать.

Т.-В. Шульц утверждал, что человеческий капитал - это форма капитала, поскольку служит источником будущих заработков или будущих удовлетворений, или то и другое вместе взятое. А человеческим он становится потому, что он - составляющая часть человека.

По мнению ученого, человеческие ресурсы подобны, с одной стороны, природным ресурсам, а с другой - вещественному капиталу. Сразу после рождения человек, как и природные ресурсы, не приносит эффекта. Только после соответствующей «обработки» человек приобретает качества капитала. То есть с ростом издержек на улучшение качественного состояния рабочей силы труд как первичный фактор постепенно преобразуется в человеческий капитал. Т.-В. Шульц убежден, что с учетом вклада труда в выпуск продукции производственные возможности человека выше всех других форм богатства вместе взятых. Особенность этого капитала, по мнениию ученого, заключается в том, что независимо от источников формирования (собственных, государственных или частных) его использование контролируется самими собственниками.
Микроэкономический фундамент теории человеческого капитала был заложен Г.-С. Беккером.

Беккер (Becker) Гарри-Стэнли (род 1930) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1992). Родился в г. Потсвил (Пенсильвания, США). В 1948 учился в Высшей школе Дж. Мэдисона в Нью-Йорке. В 1951 г. окончил Принстонский университет. Его научная карьера связана с Колумбийским (1957-1969) и Чикагским университетами. В 1957 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором.
С 1970 г. Г.-С. Беккер работал заведующим кафедрой общественных наук и социологии в Чикагском университете. Преподавал в Гуверовском институте Стэнфордского университета. Сотрудничал с еженедельником «Business Week».

Он - активный сторонник рыночной экономики. В его наследии немало трудов: «Экономическая теория дискриминации» (1957), «Трактат о семье» (1985), «Теория рациональных ожиданий» (1988), «Человеческий капитал» (1990), «Рациональные ожидания и эффект цены потребления» (1991), «Фертильность и экономика» (1992), «Обучение, труд, качество рабочей силы и экономика» (1992) и др.
Сквозная идея трудов ученого заключается в том, что, принимая решения в своей повседневной жизни, человек руководствуется экономическими рассуждениями, хотя не всегда это осознает. Он утверждает, что рынок идей и мотивов функционирует по тем же закономерностям, что и рынок товаров: спрос и предложение, конкуренция. Это относится и к таким вопросам, как венчание, создание семьи, обучение, выбор профессии. Экономической оценке и измерению, по его мнению, поддаются и многие психологические явления, как, например, удовлетворенность-неудовлетворенность материальным положением, проявление зависти, альтруизма, эгоизма и др.
Оппоненты Г.-С. Беккера утверждают, что, акцентируя внимание на экономических расчетах, он приуменьшает значение моральных факторов. Однако на это у ученого есть ответ: моральные ценности у разных людей разные, и пройдет немало времени, пока они станут одинаковыми, если такое когда-либо будет возможным. Личную же экономическую выгоду стремится получить человек с любой моралью и интеллектуальным уровнем.

В 1987 г. Г.-С. Беккер был избран президентом Американской экономической ассоциации. Он - член Американской академии наук и искусств, Национальной академии наук США, Национальной академии образования США, национальных и международных обществ, редактор экономических журналов, а также почетный доктор Стэнфордского, Чикагского, Иллинойского, Еврейского университетов.

Отправным пунктом для Г.-С. Беккера было представление, что при вложении средств в профподготовку и образование ученики и их родители действуют рационально, учитывая все выгоды и издержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сравнивают ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами на банковских вкладах, дивидендами от ценных бумаг). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, они принимают решение: продолжать образование или прекратить его. Нормы отдачи являются регулятором распределения инвестиций между разными типами и уровнями обучения, а также между системой образования и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании.

Г.-С. Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Например, доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто закончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Среди издержек на обучение главным элементом были признаны «утраченные заработки», то есть заработки, недополученные студентами за годы обучения. (По сути, утраченные заработки измеряют ценность времени студентов, затраченного на формирование ими своего человеческого капитала). Сопоставление выгод и издержек на образование дало возможность определить рентабельность вложений в человека.

Ученый настаивает на отличии между специальными и общими инвестициями в человека (и шире - между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка дает работнику знания и навыки, которые повышают будущую производительность ее получателя только в фирме, его обучающей (разные формы ротационных программ, ознакомление новичков со структурой и внутренним распорядком предприятия). В процессе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые повышают производительность ее получателя независимо от фирмы, на которой он работает (обучение работе на персональном компьютере).

Как утверждает Г.-С. Беккер, общая подготовка определенным образом оплачивается самими работниками. Стремясь повысить свою квалификацию, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату, а позже имеют доход от общей подготовки. Ведь если бы обучение финансировали фирмы, то каждый раз при увольнении таких работников они избавлялись бы от своих вложений в них. И наоборот, специальная подготовка оплачивается фирмами, и они же получают доход от нее. При увольнении по инициативе фирмы издержки несли бы работники. В итоге общий человеческий капитал, как правило, вырабатывают особенные «фирмы» (школы, колледжи), а специальный - формируется непосредственно на рабочих местах.
Термин «специальный человеческий капитал» помог понять, почему работники с большим стажем работы на одном месте реже меняют место работы, и почему заполнение вакансий происходит в фирмах преимущественно путем внутренних передвижений по службе, а не путем найма на внешнем рынке.

Есть у теории человеческого капитала и оппоненты. В частности, украинский ученый С. Мочерный основными недостатками ее считает аморфное толкование сущности капитала, к которому относят не только все, что окружает человека, но и отдельные черты самого человека; игнорирование того факта, что издержки на развитие образования, приобретение квалификации формируют лишь способность к труду, рабочую силу соответствующего качества, а не сам капитал; ошибочность мнения, что такой капитал - неотделим от самого человека; не взвешен ряд положений теории о структуре человеческого капитала, в частности не корректно отнесение к элементам этой категории поиск необходимой информации о величине цен и доходов, поскольку такой поиск не всегда успешен, о чем свидетельствует значительная безработица в большинстве стран; положение, что для преобразования приобретенных знаний, опыта, творческих способностей и других элементов человека-работника в будущие доходы и присвоение экономических благ наемный работник должен постоянно работать, значит, источником таких доходов является не сам по себе уровень образования, квалификации, а труд человека. Самый большой недочет теории человеческого капитала, по мнению оппонентов, - ее идеологическая направленность.

В то же время изменение характера современного производства и новые требования к знаниям и квалификации обуславливают определение того, что высокая образованность - это необходимая база для достижения лучших показателей производственной деятельности.

Более того, Г.-С. Беккер считал, что низкоквалифицированный работник становится капиталистом не вследствие диффузии (распыления) собственности на акции корпораций (хотя такая точка зрения популярна). Происходит это путем приобретения знаний и квалификации, которые имеют экономическую ценность. Ученый был убежден, что необразованность - самый серьезный фактор, который сдерживает экономический рост.

Несмотря на то, что в течение длительного времени многие ученые и даже сторонники теории человеческого капитала рассматривали ее как непригодную для практического использования, в последние годы ученые и управленцы во многих странах делают попытки внедрить ее положения. Этому способствуют несколько аспектов:

1. Г.-С. Беккер получил количественные оценки рентабельности вложений в человека и сопоставил их с фактической рентабельностью большинства фирм США, что помогло конкретизировать и расширить представление об экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. Появление большого числа частных учебных заведений, активизация деятельности консультационных фирм, проводящих краткосрочные семинары и специализированные курсы, свидетельствуют о том, что рентабельность в частном секторе просветительской деятельности вовсе не ниже, чем в других сферах предпринимательства. Например, в США в 60-е годы ХХ в. рентабельность просветительской деятельности на 10-15 % превышала рентабельность других видов коммерческой деятельности.

2. Теория человеческого капитала объяснила структуру распределения личных доходов, вековую динамику заработков, неравность в оплате мужского и женского труда. Благодаря ей, изменилось и отношение политиков к издержкам на образование. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, такой же важный, как «обычные» капиталовложения.

Более широкую трактовку приобретает понятие национального богатства. Оно охватывает сегодня вместе с вещественными элементами капитала (ценностные оценки земли, строений, сооружений, оборудования, товарно-материальных ценностей) финансовые активы и материализованные знания и способности людей к производительному труду. Накопленные научные знания, в частности, материализованные в новые технологи, вложения в здоровье человека начали учитываться в макроэкономической статистике как элементы национального богатства, имеющие невещественную форму.

Новое толкование «человеческих» инвестиций в обеспечение социально-экономического развития и общественного прогресса признали международные организации. Положение в сферах образования, здравоохранения и другие факторы, характеризующие уровень развития человеческих ресурсов и качество жизни населения, стали главными объектами внимания международной статистики. В качестве интегральных индикаторов социального развития общества и состояния человеческих ресурсов используют, в частности, индекс развития человеческого потенциала (индекс социального развития); индекс интеллектуального потенциала общества; показатель величины человеческого капитала в расчете на душу населения; коэффициент жизнеспособности населения и др.

Начиная с 1995 г., в Украине готовятся отчеты человеческого развития. Так отчеты за 1995-1999 гг., опубликованные Программой развития ООН (ПРООН), стали основой для обоснования человеческого развития как средства и цели национального развития. На основе этих отчетов Национальная академия наук Украины рассмотрела и приняла разработанный ПРООН индекс человеческого развития. Сегодня этот индекс стал важным показателем развития человеческого потенциала, мониторинг которого осуществляется Государственным комитетом статистики на регулярной основе.
3. Теория Г.-С. Беккера обосновала экономическую необходимость осуществления больших капиталовложений (государственных и частных) именно в «человеческий фактор». Такой подход реализуется на практике. В частности, индекс человеческого капитала на душу населения (выражает уровень издержек государства, фирм и граждан на образование, охрану здоровья и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения), использующийся Бюро статистики труда США, увеличивался в послевоенные годы на 0,25 % в год. В 60-е годы рост приостановился, что было связано прежде всего с демографическими особенностями периода, а в 80-е ускорился - почти на 0,5 % ежегодно.
По мнению Г.-С. Беккера, вложения в образование граждан, в медицинское обслуживание, в частности в детское, в социальные программы, направленные на сохранение, поддержку, пополнение кадров, равнозначны инвестированию в создание или приобретение новой техники или технологий, что в будущем возвращается такими же прибылями. Значит, согласно его теории, поддержка предпринимателями школ и вузов - не благотворительность, а забота о будущем государства.

Теория человеческого капитала создала единую аналитическую структуру для изучения средств, вложенных в образование и профподготовку, а также пояснила отличия между странами, заключающиеся в структуре занятых в экономике. Ведь отличия в предложении человеческого капитала в разных странах существеннее, чем отличия в предложении реального капитала. Среди проблем, при решении которых может быть целесообразной теория человеческого капитала Т.-В. Шульц назвал явление, когда страны, богатые капиталом, в частности созданными материальными фондами, экспортируют преимущественно трудоемкие, а не капиталоемкие продукты.
Исследовав проблемы человеческого капитала, Г.-С. Беккер стал одним из основателей новых разделов экономической теории - экономики дискриминации, экономики внешнего хозяйствования, экономики преступления и др. Он перекинул «мостик» от экономики к социологии, демографии, криминалистике; первым внедрил принцип рационального и оптимального поведения в тех отраслях, где, как считали раньше исследователи, господствовали привычки и иррациональность.

Основной социальный вывод теории человеческого капитала заключается в том, что в современных условиях повышение качества рабочей силы имеет большее значение, чем рост фондообеспечения труда. Контроль над производством переходит из рук собственников монополий на материальный капитал в руки тех, кто владеет знаниями. Эта теория открывает возможности оценки вклада в экономический рост образовательного фонда (по аналогии с оценкой вклада основных имущественных фондов), а также возможность управления процессами инвестирования на основе сопоставления отдачи от вложений в имущественные фонды и образовательный фонд.

 

 

С точки зрения общественной формы занятость — это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечения расширенного воспроизводства рабочей силы. Эта совокупность социально-экономических отношений находит свое выражение в таких экономических категориях, как индивидуальная (семейная) и коллективная трудовая деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность, мобильность рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кадров, заработная плата и др.
Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную. Полная занятость — это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное (в рамках семьи) и коллективное (при участии фирм, компаний и государства) воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей. Рациональная занятостьзанятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, их половозрастной и образовательной структуры. Этот видзанятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости,привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов и др. Эффективная занятость — этозанятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого физического труда.
Трудовая деятельность в зависимости от формы собственности осуществляется на государственных, коллективных и частных предприятиях. Частные, в свою очередь, делятся на индивидуальные (семейные), трудовые и частнокапиталистические. Преобладающее большинство трудоспособного населения в развитых странах мира работает в частном секторе. С точки зрения структуры народного хозяйства большая часть трудоспособного населения занята в сфере нематериального производства (около 2/3 общей численности, а в США — более 70%). В сельском хозяйстве занято от 2,5 до 5 % общего количества рабочей силы.

Различают основную и специальную формы занятости. Основная форма регулируется трудовым законодательством и типовыми правилами внутреннего распорядка в отношении разных категорий работников. Специальные, или нетрадиционные формы занятости (работа на дому, по совместительству, индивидуальная и коллективная трудовая деятельность и др.) используются в соответствии со специальными правовыми нормами. В США и Англии нетрадиционными формами занятости охвачено более 30 % рабочей силы.

В странах бывшего СССР доминирует тип занятости, который отвечает технологическому способу производства, основывающемуся на ручном и механизированном труде. В структурезанятости преобладает промышленная и сельскохозяйственная деятельность с широким применением простого физического труда (более 40 % от общей численности работающих). Развитые страны мира прошли этот этап в 40-50-е гг. Сегодня там преобладает информационный тип занятости, связанный со сбором, обработкой и предоставлением информации в сфере производства и обращения и Др. Растут расходы на подготовку качественной рабочей силы в высокотсхнических отраслях промышленности. В США, например, проходят переподготовку 75—85 % руководителей, специалистов, работников. В частном секторе ежегодно обучается почти треть работающих.

В современных условиях осуществляется активное регулирование рынка рабочей силы. Государство влияет на се спрос через развитие государственного предпринимательства, создание и реализацию программ общественных работ, предоставление премий предпринимателям за создание рабочих мест в экономически отсталых районах, подготовку и переподготовку кадров и др. Регулирование государством предложения рабочей силы осуществляется через сокращение продолжительности рабочего дня, развитие образования, здравоохранения, предоставление помощи безработным, их переквалификацию, создание бирж труда и др.
Сущность и причины безработицы.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда. По определению Международной организации труда, безработный — лицо, которое хочет и может работать, но не имеет рабочего места.
Безработица впервые возникла в Великобритании в начале XIX в., но до конца столетия она не носила массового характера, а увеличивалась только в периоды экономических кризисов. Так, в США в 1920—1929 гг. среднее количество безработных составляло 2,2 млн чел., а в 30-х гг. — уже около 20 %.

Первую попытку выяснить сущность и причины безработицы предпринял Т. Мальтус. Он объяснял ее появление слишком быстрым ростом населения, который опережал увеличение количества средств производства. Причину он видел в вечном биологическом законе. Эта теория с определенными модификациями существует и сегодня. Средствами преодолениябезработицы Мальтус и неомальтусианцы считают войны, эпидемии, сознательное ограничение рождаемости и др. Основными недостатками этой теории являются, во-первых, рассмотрение человека только как биологического существа, игнорирование его социальной сущности. Во-вторых, Мальтус и его последователи игнорировали (или существенно недооценивали) роль НТП, возможность обеспечения опережающего роста производства предметов потребления в результате использования достижений науки и техники. Выводы данной теории не подтвердила практика.
В середине 50-х гг. возникла технологическая теория безработицы, согласно которой ее причиной является прогресс техники, технические изменения в производстве, особенно случайные. Бороться с безработицей, по мнению ее авторов, следует через ограничение технологического прогресса, его замедление.

Наиболее распространена в наше время кейнсианская теория безработицы, согласно которой причина заключается в недостаточном спросе на товары, обусловленном склонностью людей к сбережению и недостаточными стимулами к инвестициям. Кейнсианцы доказывали, что ликвидировать безработицу можно через стимулирование государством спроса и инвестиций. Особая роль в увеличении инвестиций отводилась снижению процента за кредит. Средством борьбы с безработицей Дж.Кейнс считал увеличение инвестиций, которые могли идти на расширение общественных работ и даже на военные расходы.
По одной из концепций, безработица обусловлена высоким уровнем заработной платы, следовательно, чтобы снизить безработицу, необходимо уменьшить заработную плату. Неоклассическая школа считает безработицу естественным явлением.
Марксистская теория объясняет безработицу закономерностями капиталистического способа производства, прежде всего, законами конкурентной борьбы, вынуждающей капиталистов увеличивать инвестиции, совершенствовать технику, что ведет к относительному увеличению расходов на средства производства в сравнении с расходами на рабочую силу, росту органического строения капитала. Последнее также связано с циклическими процессами накопления капитала и особенностями воспроизводства. В марксистской теории это получило название всеобщего закона капиталистического накопления. Его сущность состоит в растущей поляризации капиталистического общества, наличии внутренне необходимых, устойчивых и сущностных связей между увеличением объемов функционирующего капитала, общественного богатства, производительной силы труда пролетариата, с одной стороны, и ростом относительной промышленной резервной армии, перенаселением, нищетой, официальным пауперизмом — с другой. Составной элемент данного закона — закон накопления, к основным формам проявления которого относятся абсолютное и относительное обнищание.
Всеобщий закон накопления позволяет выявить диалектическое единство причин, связанных как с технологическим способом производства, так и с его общественной формой. В первом случае такой причиной выступает прогресс техники, который обусловливает опережающий рост спроса на средства производства в сравнении со спросом на рабочую силу. Этим объяснением ограничивается технологическая теория безработицы. Однако подобного объяснения недостаточно, поскольку в условиях гуманистического общества преодолениебезработицы не составляло бы особой проблемы: высвобожденным работникам предоставлялась бы возможность трудоустройства в других сферах и отраслях, для занятых сокращался бы рабочий день, не было бы занятости на двух и более работах, исключались бы сверхурочные работы и т.д. К сожалению, такая картина не отвечает действительности. Поэтому поиск причин безработицы с необходимостью должен быть дополнен анализом общественной формы — условий конкурентной борьбы, особенностей капиталистического накопления, которые делают безработицу неизбежной, так как'она является основным резервом для удовлетворения дополнительного спроса на рабочую силу в период подъема.

При этом она выступает и в качестве важного фактора давления на работников при снижении заработной платы.

Наряду с отмеченными системными причинами, безработица может быть также вызвана комплексом иных причины, связанных со структурными изменениями в экономике, неравномерностью развития производительных сил в народном хозяйстве и отдельных регионах, с постоянным прогрессом техники, особенно его революционной формой — НТР, диспропорциональностью развития экономики, ограниченностью спроса на товары и услуги, наконец, с элементарным поиском работниками новых рабочих мест, где выше заработная плата, более содержательная работа и т. д. В зависимости от условий данные причины безработицы могут выступать в качестве основных, поскольку закон капиталистического накопления не носит всеобщего характера, так как действует не во всех общественно-экономических формациях и даже не на протяжении всего периода существования капитализма.

Различают текущую, аграрную, застойную безработицу. Текущую — порождают структурные, технологические изменения в экономике, кризисы пере- и недопроизводства и т. п. К данной категории безработных относятся лица, которые имеют необходимую общеобразовательную и профессиональную подготовку, физически и психически здоровы. Непосредственной причиной их безработицы является превышение предложения рабочей силы над ее спросом вследствие неравномерного и диспропорционального развития производительных сил в разных сферах, отраслях и районах народного хозяйства. Чаще всего текущее перенаселение — это кратко— и среднесрочная безработица. Аграрное перенаселение обусловлено отсутствием достаточного количества рабочих мест в городах, что вынуждает сельских тружеников оставаться в селе, подрабатывая в городе, поскольку доходов от труда на земле недостаточно для нормального существования. Застойное перенаселение характеризуется нерегулярностью занятости отдельных категорий населения (сезонные работы, надомный труд). Нижний слой этой категории безработных — пауперы (нетрудоспособные и те, кто продолжительное время не могут найти работу).

В соответствии с производными причинами (относительно основной) выделяют безработицу технологическую, возникающую в результате вытеснения работников вследствие внедрения новой, как правило, автоматизированной техники; фрикционную — связанную с текучестью рабочей силы вследствие ее профессиональных, возрастных и региональных перемещений; структурную, обусловленную структурными изменениями, вызывающими несоответствие структуры рабочих мест и профессиональное несоответствие; циклическую, связанную с экономическими циклами и, прежде всего, кризисами; конверсионную, вызванную окончанием военных действий, значительным сокращением производства военной продукции; региональную, институционалную, скрытую. В развитых странах мира около 50 % прироста безработных обусловлено структурной формой безработицы. В зависимости от возраста выделяют молодежную безработицу, безработицу среди людей старшего возраста и т. д.
Безработица наносит значительный экономический ущерб государству. Согласно закону А. Оуэна, ее увеличение на 1 % приводит к потере годовой продукции более чем на 2 %, а ежегодный прирост ВНП в объеме 2,7 % удерживает долю безработных на постоянном уровне. На самих безработных отсутствие работы оказывает значительное психологическое давление, увеличивает количество сердечных заболеваний, трагических случаев. Потеря рабочего места в развитых странах по своему психологическому воздействию равнозначна смерти близкого родственника.

В западной экономической литературе широкое распространение получила концепция А.Филипса, в которой обосновывается обратная зависимость между темпами инфляции и уровнембезработицы на непродолжительном отрезке времени. В течение более длительного времени, согласно выводам современных экономистов, такая зависимость не проявляется.

Численность официально зарегистрированных безработных в развитых странах мира выросла с 11,7 млн чел. в 1965 г. до более 50 млн в середине 90-х гг. Если в США под полнойзанятостью в 1946 г. понимали ограничение безработицы 4%-м уровнем, то в начале 90-х гг. — уже 7%-м.

Приведенные данные свидетельствуют о действии закона народонаселения, сущность которого, по утверждению К. Маркса, заключается в росте промышленной резервной армии труда.

 

 



2015-12-13 793 Обсуждений (0)
Тема 16. Труд, занятость и безработица. Теория человеческого капитала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 16. Труд, занятость и безработица. Теория человеческого капитала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)