Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИПедагогические цели, их особенности и функции Деятельность педагога, как любая другая деятельность, предваряется осознанием цели. Осознанная цель мобилизует все творческие силы человека, а ее достижение приводит к удовлетворению потребностей личности. Цель – категория философская, представляющая собой опережающее отражение событий в сознании человека. С цели начинается любой педагогический процесс независимо от его сложности и продолжительности. Цели подчинены все его компоненты. Педагогическая цель – это предвосхищаемый результат деятельности в педагогическом процессе, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все его компоненты. Каковы же особенности педагогической цели? Цель как продукт Подвижность цели предполагает возможность ее изменения
Структура цели Любая цель состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия. Целевой объект (объект цели) – это человек в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие. Целевой предмет (предмет цели) – это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе. Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета. Например: научить, убедить, сформировать, доказать, усовершенствовать, закрепить, раскрыть, заинтересовать и т. д. Опираясь на исследования А. Шелтена, можно иначе представить структуру учебной цели. По А. Шелтену, любая цель предполагает два аспекта рассмотрения: содержание и образ действий. Например, в учебной цели «описать строение механизма» составная часть «строение механизма» представляет собой описание содержания, а слово «описать» указывает на образ действий. Зная структуру цели, можно осуществить грамотное целеполагание.
7.3. Методика целеполагания Как уже было отмечено, педагогическая цель должна иметь общий характер, чтобы реализовать все свои функции. Цель определяет содержание педагогического процесса, обусловливает результат, служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога, является постоянным объектом его осмысления. Таким образом, цель определяет исходный этап в деятельности педагога. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления В системе профессионального осмысления предвосхищаемого – результата деятельности выделяют три уровня: идеал воспитания, уровень воспитательных устремлений и задач воспитания, уровень цели и смысла жизни человека. Первый уровень – это образ конечного результата воспитательном деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, согласно ст. 14, п. 1 Закона РФ «Об образовании», целью современной образовательной системы является формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Второй уровень – это образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, т. е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. |В этом случае идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в федеральных и региональных документах, в конкретных школах, в сознании конкретного педагога. Третий уровень – цель и смысл жизни человека, его потребности Разработка цели – процесс логико-конструктивный. Суть его заключается в том, чтобы: 1) сравнить, обобщить определенную информацию; 2) осуществить выбор наиболее значимой информации; 3) на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия; 4) принять решение о достижении цели, осуществить реализацию цели. Такой же мысленный путь проделывает и учащийся, когда стремится предвидеть результаты своей деятельности. Функции педагога состоят в том, чтобы изучать и знать цели каждого воспитанника, способствовать реализации полезных целей. Совпадение, взаимодействие целей педагога и обучаемых – одно из важнейших условий успеха педагогического процесса в развитии его участников. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Рассмотрим методику целеполагания на примере предложенной Наибольшее распространение получила таксономия учебных целей в когнитивной сфере. Б. Блумом выделяются этапы познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Знание – это воспроизведение изученного. Понимание обозначает его преобразование. Применение относится к сфере трансформации изученного. Анализ подразумевает выделение части целого. Синтез - комбинация элементов для получения нового продукта. Оценка – определение ценности и значения изученного. Данная технология широко используется в качестве шкалы для Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение Для успешного целеполагания педагогу необходимо соблюдать
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |