Понятие авторской школы
Анализируя историю становления образовательных систем, можно сделать вывод о том, что авторские школы начинают появляться уже на первых этапах оформления школы как социального института. Академия Платона, Ликей Аристотеля, «Дом радости» В. де Фельтре, Бургдорфский институт И. Г. Песталоцци и Яснополянская школа Термин «авторская школа» зазвучал в конце 80‑х гг. XX в. Анализируя отечественную и зарубежную литературу, посвященную авторским школам, Т. В. Цырлина выделяет следующие признаки авторской школы: · Субъектная роль создателя, влияние личности которого сказывается на всем укладе школы и позволяет организовать детское учреждение, существенно отличающееся от массовой практики. · Четко разработанная и последовательно реализуемая оригинальная концепция, формирующая определенную философию и «миссию» школы. · Специфическая культура школы, создаваемая на основе ведущей системы ценностей, характеризующаяся атмосферой сотрудничества, общинным характером взаимоотношений и творческими видами жизнедеятельности. Создание наиболее благоприятных условий для формирования личности ученика по заданной модели, несущей на себе отпечаток внутренней среды школы. · Профессионально-личностные особенности педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей. · Установка на превращение учащихся и их родителей в субъектов реализации авторской концепции. · Стабильно устойчивые и долговременные положительные результаты деятельности. На основе выделенных признаков Т. В. Цырлина формулирует Опираясь на данное определение, можно анализировать деятельность известных авторских школ с целью изучения и специфической уникальной культуры, созданной в образовательном учреждении, и авторской концепции, и роли в реализации этой концепции педагогов, учащихся, родителей. К основным составляющим культуры авторской школы относятся: 1. Личность самого творца – директора и основателя школы, автора реализуемой в ней концепции. Он не только выполняет управленческие функции, но и, прежде всего, является носителем культуры, определяющей специфику формирования и содержания культуры всей школы. 2. Система основных ценностей. Это важнейший параметр культуры авторской школы. Основные ценности условно можно разделить на три группы: 1) ядро ценностей (или «миссия» школы), отражающее ценностное основание авторской концепции, определяющее стержневые направления деятельности, формы и способы субъект-субъектных отношений. Смена ядра ценностей приводит к изменению сущности деятельности образовательного учреждения; 2) ценностные приоритеты, которые могут изменяться в силу изменения социально-политической, культурной ситуации; 3) профессионально-ценностные ориентиры педагогов, выполняющие защитную функцию по отношению к ценностным приоритетам, являющиеся для культуры авторской школы вторым ценностным основанием вслед за ядром ценностей. 3. Игра как способ организации жизнедеятельности школы и общий творческий характер деятельности. В авторской школе игра опирается на два равноценно значимых и реализуемых основания: деятельностно-ролевое и карнавально-смеховое (например, в программе «Йена-план» П. Петерсена сменяющими друг друга видами деятельности являются игра, диалог, обучение, праздник). Оба основания позволяют обозначить следующие функции игры: · вид системообразующей деятельности; · структурный элемент культуры школы; · способ организации деятельности; · своеобразный фон, на котором протекает жизнь детей; · особая ниша воспитания, погружение в которую позволяет сохранить детям детство. 4. Атмосфера сотрудничества и партнерства. Очень часто она перерастает в общинный характер отношений, который многократно усиливает значение доминантной системы ценностей, позитивно воздействует на личность как взрослого, так и ребенка. Общинный характер деятельности отличается следующими признаками: · общие цели; · общность дела и многообразие видов совместной деятельности; · частота и прочность межличностных связей, множественность общих форм деятельности; · духовное единство коллектива; · передача накопленного и ценного для данного коллектива опыта; · расширенный круг личных свобод и защита прав личности, обеспечивающие ей благоприятное поле индивидуального развития.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |