Типология авторских школ
Рассмотрение различных авторских школ позволяет выделить их типы. Приведем типологию, предложенную Т. В. Цырлиной. В качестве системообразующего признака выбраны три основания, позволяющие указать место авторской школы в социуме, раскрыть внутреннее содержание ее деятельности, выделить особенности распространения и реального воплощения образовательной и воспитательной деятельности в педагогическом процессе: 1. Тип учреждения: 1) по форме собственности: · государственная (школа № 825 в. А. Караковского в Москве, школа «Оптимум» А. в. Меренкова в Екатеринбурге); · негосударственная: – светская (школа «этической культуры» Ф. Адлера); – конфессиональная (школа Св. Павла, США); 2) по отношению к социуму: · закрытая, интернатного типа (Дом сирот Я. Корчака, Саммерхилл А. Нейла); · открытая (Павлышская средняя школа в. А. Сухомлинского, гимназия Ю. В. Завельского в Москве); · «школа без стен» (школа-парк). 2. Целеценностная направленность: 1) по общей ориентации: · космополитическая. Направлена на формирование гражданина · национально-демократическая. Направлена на нравственное · личностно ориентированная. Нацелена на реализацию способностей ребенка (Чикагская лабораторная школа); 2) по типу управления: · авторитарная. Характерен высокий уровень дисциплины · демократическая школа гуманистической ориентации (Яснополянская школа Л. Толстого, Павлышская школа В. А. Сухомлинского); 3) по доминирующей функции: · образовательная. Концентрирует свою деятельность в основном на реализации образовательной функции детского учреждения. · воспитательная. Декларируется приоритет воспитания в целях, формах, видах деятельности. Наиболее удачные авторские решения реализуются во внеурочной сфере деятельности. Яркая, насыщенная позитивным настроем жизнь детей проецируется и на сферу познавательной деятельности (школа Саммерхилл А. Нейла, школа · социально-реабилитационная. Деятельность школ этого типа 4) по приоритетным видам деятельности: · школа познания. Процесс познания организован в творческой · школа действия. Школы, ориентированные на действие, работают в русле педагогической парадигмы Дж. Дьюи. Деятельность · клубная школа. Сконцентрированные на клубной деятельности · школа здоровья и физического совершенства. Школы данного · школа смешанного типа. Доминирует несколько видов деятельности. Например, в условиях вальдорфских школ происходит совмещение трех доминирующих видов деятельности: клубной, практической, валеологической. 3. Особенности осуществления: 1) по степени новизны: · адаптационная. Степень новизны проявляется лишь в приспособлении авторской концепции к конкретному месту и времени; · комбинаторная. Имеет место новое сочетание собранных воедино известных подходов, приемов, методов. Эффективность от · радикальная. Это школа, построенная на основе принципиально новой концепции, не имеющей аналогов в прошлом (например, педагогика Р. Штейнера); 2) по уровню распространения: · единичная. Школа сохраняется в единственном экземпляре, ввиду того что отсутствуют разработанные технологические механизмы переноса авторской концепции (Павлышская средняя школа · локальная. Школы этого типа не могут быть адаптированы · национальная. Возможности «тиражирования» авторской концепции ограничены условиями одной страны (школы «коллективного · универсальная. Школы этого типа наиболее технологичные, не 3) по масштабу реального воплощения: · авторская концепция. Это способ осуществления образовательной и воспитательной деятельности, теоретически разработанный, отличающийся от принятого, позволяющий получить более высокие по · авторский проект. Это школа, работающая под руководством · авторская школа как единичное явление. Это школа одного директора, со специфической уникальной культурой, полностью зависящая от деятельности своего творца или от места реализации (например, школа В. А. Сухомлинского). Комплекс отличительных черт не может быть воспроизведен другим автором. Возможен вариант сохранения системы коллективом педагогов, хорошо изучившим традиции. Однако распространение, «тиражирование» системы не является возможным; · школа-модель. Концепция сформулирована в гибкой форме, дающей возможность распространения. Реализация концепции может · школа-направление. Это целое движение школ, работающих на Вальдорфская школа Р. Штейнера, созданная в Германии в 1919 г., стала стимулом к возникновению широкого педагогического движения по созданию подобного типа школ. Каждая из этих школ, конечно · школа как основание новой парадигмы. Школа данного типа базируется на системе концептуальных положений автора-творца. Система характеризуется четко выстроенным и соответствующим социально-политическим и культурным особенностям своего времени Примером является деятельность Дж. Дьюи. Созданная им школа при Чикагском университете порождает авторскую школу-модель, затем появляется школа-направление. Значительное распространение подобного типа школ превращает педагогическое пространство США первой четверти XX в. в экспериментальную площадку. Формируется ведущая парадигма – парадигма «прогрессивной школы», или «школы действия». Подводя итог, следует отметить, что авторская школа за последние сто лет стала значительным фактом педагогической действительности и неотъемлемым фактором педагогической культуры. Позволяя построить для современного общества модель школы и модель человеческих взаимоотношений, она знаменует собой подлинный прорыв в будущее.
Вопросы для самопроверки 1. Какое образовательное учреждение можно назвать инновационным? 2. Какие бы вы предложили критерии для оценки инновационности образовательного учреждения? 3. Какую школу можно назвать «авторской»? 4. Назовите четыре структурные составляющие культуры авторской школы. 5. Охарактеризуйте составляющие типологии авторской школы.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |