Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитательные системы конкретных институтов воспитания



2015-12-13 942 Обсуждений (0)
Воспитательные системы конкретных институтов воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Воспитательная система школы №825 г.Москвы (директор В.А.Караковский) ориентирована на теорию и практику коммунарской методики, базируется на следующих основных идеях: - нацеленность на саморазвитие творческих возможностей каждой личности - ведение учебно-воспитательной работы на основе «ключевых общешкольных дел» (дидактический театр, праздники знаний) - творческое сочетание различных форм учебной и внеучебной деятельности - широкое применение уроков творчества, межпредметных, интегративных и разновозрастных уроков Воспитательная система «Школы самоопределения» А.Н.Тубельского имеет следующие особенности: - в соответствии со сборником «Имею право», определяющим Устав школы, главной целью обучения и воспитания является «создание условий, которые содействуют ребенку в строительстве личности, осознании своей индивидуальности, образовании себя» - задача учителя в том, чтобы сохранить у ребят любознательность и интерес к учебе (отсутствие жестких образовательных программ) - вся школа превращена в большую экспериментальную площадку, занятия строятся на основе самостоятельной исследовательской деятельности детей, которые сами выдвигают версии, сами ищут доказательства и сами определяют, каких знаний им не хватает - творческая деятельность является ведущей в организации учебно-воспитательного процесса, что проявляется в издании школьной газеты «Фиговый листок» - весь пед. процесс основывается на равноправии и педагогике сотрудничества Воспитательная система Школы диалога культур (С.Ю.Курганов) воплощает следующие идеи: - М.М.Бахтина о культуре как диалоге («любая культура – живой процесс общительной связи») - Л.С.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу - В.С.Библера о философской культуре логике культур («культура - особая форма общения») В этой системе осуществляются широкие социокультурные преобразования личности: - идет переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры» - осуществляется углубленное освоение «диалогизма» - результат воспитательной деятельности выступает базовая культура личности, главное в которой – не знания, а ценности и нормы Воспитательная система агрошколы А.А.Католиков (г.Сыктывкар) основана на воплощении в условиях современной школы-интерната модели тудового воспитания по А.С.Макаренко. Основные принципы работы: - воспитание потребности в труде, осознанного отношения к нему - развитие значимых для трудовой деятельности психофизиологических функций организма и профессионально важных качеств личности - формирование профессионализма с широким политехническим образованием - включение учащихся в трудовые (производственные) отношения - создание оптимальных условий для овладения учащимися современными знаниями в экономике - формирование гибких условий, позволяющих выпускникам быстро овладевать новыми видами труда, проявлять самостоятельность, предприимчивость Главными особенностями этой воспитательной системы выступают разновозрастные бригады, соревнования, культ труда, позиция педагога и позиция ребенка. 12.Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе. Воспитательная система С.Френе(1896-1966) разрабатывалась на основе концепции свободного воспитания. По мнению С.Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать сои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим С.Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие личности. Он описал и внедрил в реальную практику модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить». Концептуальные положения его воспитательной системы включают следующие принципы: - воспитание – процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с особенностями возраста и способностями личности - межличностные отношения и ценностные ориентации являются приоритетами воспитательного процесса - на все этапах воспитания и развития личности общественно-полезный труд является обязательным - большая роль в воспитательном процессе принадлежит школьному самоуправлению - необходимо целенаправленно развивать эмоциональную и интеллектуальную активность личности - педагог никого не воспитывает, не развивает, а на равных с детьми участвует в решении общих проблем - в деятельности детей нет ошибок, а есть недоразумения, разобравшись в которых совместно, можно их не допускать - нет назидательной дисциплины, поскольку дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения. Воспитательная система немецкого философа и педагога Рудольфа Штейнера (1861-1925), известная как вальдорфская педагогика ( по названию фабрики Вальдорф Астория», при которой была организована школа), базируется на теории свободного воспитания. Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития личности, которые осуществляются в партнерстве с учителем, в гармонии души и тела. Основные положения теории: - воспитание формирует личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта - воспитание осуществляется природосообразно, по заданной генетически детерминированной программе, свободно развивает задатки ребенка - воспитание осуществляется без принуждения - воспитание основывается на экологии души и тела, культе здоровья - в воспитании осуществляется единство европейской и восточной культуры - в воспитании гармонично сочетаются интеллектуальные, эстетические и практико-трудовые направления деятельности Воспитательная система М.Монтессори (1870-1952), разработана в русле свободного воспитания и раннего воспитания в детском саду, начальной школе, главную задачу школы видела в том, чтобы создавать окружающую среду, способствующую естественному процессу саморазвития ребенка. Основные положения: - обучение и воспитание должны проходить естественно в соответствии с развитием личности, поскольку ребенок сам себя развивает - девизом воспитательной системы должно быть обращение ребенка к педагогу: «Помоги мне сделать это» - вся жизнь ребенка – есть развитие его независимости и самостоятельности - в разуме нет ничего такого, чего не было бы прежде в чувствах - сущность разума в упорядочении и сопоставлении - не надо обучать ребенка – надо предоставить ему условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры Одной из центральных идей этой системы является идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды, которая необходима для того, чтобы реализовать природные силы развития, заложенные в ребенке. Большой интерес представляют воспитательные системы, разработанные в опыте знаменитых отечественных педагогов-новаторов 20-30 г.г. (П.П.Блонский, З.Н.Гинзбург, М.М.Пистрак, С.М.Ривес, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий, Н.П.Шульман) Поиск нового в содержании и методике воспитательного процесса педагоги-новаторы связывали с осмыслением роли окружающей соц. среды как решающего компонета воспитательной системы. Воспитательная система трудовой школы-комунны М.М.Пистрака ставила целью « не только познакомить воспитанников с современностью, но и овладеть ею». Основной спецификой такой воспитательной системы было расширение опыта творческой жизнедеятельности учащихся, в целях чего ставилась задача – «дать личности выявить и постепенно упражнять свои организационные навыки в иных условиях, вне школы, в более широком масштабе, в более сложной обстановке». Создание воспитательной системы, в которой оптимальным образом взаимодействует школа, природная и социальная среда, занимала особое место в пед. теории и практике С.Т.Шацкого. Сначала в опыте детской трудовой колони «Бодрая жизнь» (1915-1917), а затем в Первой опытной станции по народному образованию (1919-1923) он создавал воспитательную систему как совокупность факторов и условий для всестороннего развития личности. Воспитательнаясистема в пед. практике С.Т.Шацкого выступала как целостное социально-педагогическое единство и основывалась на создании принципиально новых структур взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений. В состав Первой опытной станции входили ясли и детские сады, начальная и средняя школа, школы-интернаты, клуб, читальня. Кроме того, создана подструктура исследовательских учреждений и система повышения квалификации пед. кадров.


2015-12-13 942 Обсуждений (0)
Воспитательные системы конкретных институтов воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитательные системы конкретных институтов воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (942)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)