Воспитательная система школы №825 г.Москвы (директор В.А.Караковский) ориентирована на теорию и практику коммунарской методики, базируется на следующих основных идеях:
- нацеленность на саморазвитие творческих возможностей каждой личности
- ведение учебно-воспитательной работы на основе «ключевых общешкольных дел» (дидактический театр, праздники знаний)
- творческое сочетание различных форм учебной и внеучебной деятельности
- широкое применение уроков творчества, межпредметных, интегративных и разновозрастных уроков
Воспитательная система «Школы самоопределения» А.Н.Тубельского имеет следующие особенности:
- в соответствии со сборником «Имею право», определяющим Устав школы, главной целью обучения и воспитания является «создание условий, которые содействуют ребенку в строительстве личности, осознании своей индивидуальности, образовании себя»
- задача учителя в том, чтобы сохранить у ребят любознательность и интерес к учебе (отсутствие жестких образовательных программ)
- вся школа превращена в большую экспериментальную площадку, занятия строятся на основе самостоятельной исследовательской деятельности детей, которые сами выдвигают версии, сами ищут доказательства и сами определяют, каких знаний им не хватает
- творческая деятельность является ведущей в организации учебно-воспитательного процесса, что проявляется в издании школьной газеты «Фиговый листок»
- весь пед. процесс основывается на равноправии и педагогике сотрудничества
Воспитательная система Школы диалога культур (С.Ю.Курганов) воплощает следующие идеи:
- М.М.Бахтина о культуре как диалоге («любая культура – живой процесс общительной связи»)
- Л.С.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу
- В.С.Библера о философской культуре логике культур («культура - особая форма общения»)
В этой системе осуществляются широкие социокультурные преобразования личности:
- идет переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры»
- осуществляется углубленное освоение «диалогизма»
- результат воспитательной деятельности выступает базовая культура личности, главное в которой – не знания, а ценности и нормы
Воспитательная система агрошколы А.А.Католиков (г.Сыктывкар) основана на воплощении в условиях современной школы-интерната модели тудового воспитания по А.С.Макаренко.
Основные принципы работы:
- воспитание потребности в труде, осознанного отношения к нему
- развитие значимых для трудовой деятельности психофизиологических функций организма и профессионально важных качеств личности
- формирование профессионализма с широким политехническим образованием
- включение учащихся в трудовые (производственные) отношения
- создание оптимальных условий для овладения учащимися современными знаниями в экономике
- формирование гибких условий, позволяющих выпускникам быстро овладевать новыми видами труда, проявлять самостоятельность, предприимчивость
Главными особенностями этой воспитательной системы выступают разновозрастные бригады, соревнования, культ труда, позиция педагога и позиция ребенка.
12.Воспитательные системы в истории педагогики и на современном этапе.
Воспитательная система С.Френе(1896-1966) разрабатывалась на основе концепции свободного воспитания. По мнению С.Френе, ребенок должен сам создавать свою личность, творчески развивать себя, раскрывать сои потенциальные возможности, самоактуализироваться. Функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. В связи с этим С.Френе уделял особое внимание конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие личности. Он описал и внедрил в реальную практику модель «детского заповедника», где целью воспитания выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить». Концептуальные положения его воспитательной системы включают следующие принципы:
- воспитание – процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с особенностями возраста и способностями личности
- межличностные отношения и ценностные ориентации являются приоритетами воспитательного процесса
- на все этапах воспитания и развития личности общественно-полезный труд является обязательным
- большая роль в воспитательном процессе принадлежит школьному самоуправлению
- необходимо целенаправленно развивать эмоциональную и интеллектуальную активность личности
- педагог никого не воспитывает, не развивает, а на равных с детьми участвует в решении общих проблем
- в деятельности детей нет ошибок, а есть недоразумения, разобравшись в которых совместно, можно их не допускать
- нет назидательной дисциплины, поскольку дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной безопасности и совместного движения.
Воспитательная система немецкого философа и педагога Рудольфа Штейнера (1861-1925), известная как вальдорфская педагогика ( по названию фабрики Вальдорф Астория», при которой была организована школа), базируется на теории свободного воспитания. Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития личности, которые осуществляются в партнерстве с учителем, в гармонии души и тела. Основные положения теории:
- воспитание формирует личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта
- воспитание осуществляется природосообразно, по заданной генетически детерминированной программе, свободно развивает задатки ребенка
- воспитание осуществляется без принуждения
- воспитание основывается на экологии души и тела, культе здоровья
- в воспитании осуществляется единство европейской и восточной культуры
- в воспитании гармонично сочетаются интеллектуальные, эстетические и практико-трудовые направления деятельности
Воспитательная система М.Монтессори (1870-1952), разработана в русле свободного воспитания и раннего воспитания в детском саду, начальной школе, главную задачу школы видела в том, чтобы создавать окружающую среду, способствующую естественному процессу саморазвития ребенка.
Основные положения:
- обучение и воспитание должны проходить естественно в соответствии с развитием личности, поскольку ребенок сам себя развивает
- девизом воспитательной системы должно быть обращение ребенка к педагогу: «Помоги мне сделать это»
- вся жизнь ребенка – есть развитие его независимости и самостоятельности
- в разуме нет ничего такого, чего не было бы прежде в чувствах
- сущность разума в упорядочении и сопоставлении
- не надо обучать ребенка – надо предоставить ему условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры
Одной из центральных идей этой системы является идея воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды, которая необходима для того, чтобы реализовать природные силы развития, заложенные в ребенке.
Большой интерес представляют воспитательные системы, разработанные в опыте знаменитых отечественных педагогов-новаторов 20-30 г.г. (П.П.Блонский, З.Н.Гинзбург, М.М.Пистрак, С.М.Ривес, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий, Н.П.Шульман) Поиск нового в содержании и методике воспитательного процесса педагоги-новаторы связывали с осмыслением роли окружающей соц. среды как решающего компонета воспитательной системы.
Воспитательная система трудовой школы-комунны М.М.Пистрака ставила целью « не только познакомить воспитанников с современностью, но и овладеть ею». Основной спецификой такой воспитательной системы было расширение опыта творческой жизнедеятельности учащихся, в целях чего ставилась задача – «дать личности выявить и постепенно упражнять свои организационные навыки в иных условиях, вне школы, в более широком масштабе, в более сложной обстановке».
Создание воспитательной системы, в которой оптимальным образом взаимодействует школа, природная и социальная среда, занимала особое место в пед. теории и практике С.Т.Шацкого. Сначала в опыте детской трудовой колони «Бодрая жизнь» (1915-1917), а затем в Первой опытной станции по народному образованию (1919-1923) он создавал воспитательную систему как совокупность факторов и условий для всестороннего развития личности. Воспитательнаясистема в пед. практике С.Т.Шацкого выступала как целостное социально-педагогическое единство и основывалась на создании принципиально новых структур взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений. В состав Первой опытной станции входили ясли и детские сады, начальная и средняя школа, школы-интернаты, клуб, читальня. Кроме того, создана подструктура исследовательских учреждений и система повышения квалификации пед. кадров.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...