Средовая адаптация учащихся в школе; школьная дезадаптация, ее причины и способы преодоления
Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги началь- ных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6—8-летнеговозраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль стимулирования адап- тационных возможностей этих детей принадлежит классному коллек- тиву, его уважительному отношению к ним и поддержке. При умении педагога строить педагогически целесообразные отно- шения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодоле- на в течение 2—4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на си- туацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога. Различные категории детей при определенных условиях нуждают- ся в направленной поддержке и помощи по предупреждению возник- новения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами не- редко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специаль- ных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фак- тора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты. Основными причинами дезадаптации человека являются груп- пы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие. Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связа- ны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести: • длительную болезнь; • ограниченные возможности ребенка для общения со средой оби- тания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения; • длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вы- нужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедея- тельности; • переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.
Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести: • нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ре- бенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, наси- лие над ребенком; • отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников; • подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса); • подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — не- приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстни- кам — явление частое; • негативное проявление «рыночного воспитания», когда успеш- ность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном1 состоянии; • негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формиро- вание интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и бое- вики формируют у незрелого человека представление о смерти, как чем-то туманном и идеализированном; • дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок — группа) — это человек (группа), который (которая) в оп- ределенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдель- ной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, спо- собность наиболее полно реализовать себя. ' Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болезненное психичес- кого состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость. отношению к неравнодушному к ней парню; гинерактивный ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к моло- дому) и пр.; • перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не под- ходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психи- ческих возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке). Дезадаптация детей и подростков приводит к различным послед- ствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе: • личностные деформации; • недостаточное физическое развитие; ' • задержка психического развития; • возможные мозговые дисфункции; • типичные нервные расстройства (подавленность, заторможен- ность или возбудимость, агрессивность); • одиночество — человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело- века либо с самоотчуждением; • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид. Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие каче- ственного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения. Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе. «Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адап- тированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат вос- пользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным — он или среда, в которой он оказался. Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведе- ния нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встре- чаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздей- ствовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дис- циплине. Все перечисленные факторы представляют непосредственную уг- розу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудно- воспитуемость, социально-педагогическая запущенность представля- ют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дез- адаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя. Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилак- тическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способ- ствующим предупреждению и преодолению последствий дезадапта- ции детей и подростков, относятся: • создание оптимальных для ребенка средовых условий; • недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответ- ствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ре- бенка и организации учебного процесса; • поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них усло- виям; • побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.; • создание доступной специальной службы социально-психоло- гической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, ка- бинеты социально-психологической и педагогической помощи, кри- зисные стационары; • обучение родителей, учителей и воспитателей методике рабо- ты по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее послед- ствий; • подготовка специалистов для специализированных служб соци- ально-психологической и педагогической помощи различным катего- риям людей в трудной жизненной ситуации. Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодо- ление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально- педагогической деятельности определяется теми последствиями, к ко- торым привела дезадаптация.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |