Воспитательный потенциал клуба, формы клубной деятельности
Процесс социализации включает воспитание активной социальной ответственности, осознание долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм. Подросткам и молодежи это обеспечивает нормативное поведение, социальную воспитанность, предупреждение антисоциальных проявлений. Высшим уровнем социализации личности является самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот многоступенчатый процесс самореализации осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием. Содержание сценария жизни зависит как от ролевых позиций подростка, так и от внешних условий. Под внешними условиями мы понимаем социальную микросреду. Социализация не происходит сама по себе, по праву рождения. Самый экзотический пример не произошедшей социализации – «дети-маугли». Поэтому дети-сироты, оказавшиеся без попечения родителей и государства, и детдомовцы – это серьезная социальная проблема. Здесь есть определенные трудности: им не хватает части компонентов для полной социализации – семейных отношений, выстроенных отношений с разными категориями сверстников. Трудности с социализацией в обществе есть и у «обычных» детей и подростков, но у детей-сирот или детдомовцев их можно наблюдать чаще. Какие это трудности? Прежде всего, отсутствие коммуникативных навыков. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде. Одна из составляющих микросреды – клубы и клубная деятельность. В чем отличие клуба от простого кружка или спортивной секции? Секция или кружок – занятие интересным или любимым видом деятельности – обучает конкретным умениям и навыкам, но не ставит цели общения. Если общение и существует, то оно спонтанно. Клубная деятельность выстраивается по другим принципам. В основе также лежат общие интересы, но не только, как вид деятельности, а, в первую очередь, как повод для общения. Существуют различные варианты клубов для подростков и молодежи, которые объединяются по интересам: военно–спортивные, туристические клубы, интернет-клубы, клубы этнографической реконструкции, военно–исторической реконструкции, ретро-автомотореконструкции, современного танца, народного танца, фан-клубы эстрадных артистов, детские игровые клубы, клубы коллекционеров, любителей экстремальных видов спорта и т.д. Выстраивание клубной деятельности. Организационная компонента: Выборность совета клуба, членство в клубе, взаимодействие с руководящими структурами устав, программа. Коммуникативная компонента: традиции, создание клубной атмосферы, общение внутри клуба и с другими клубами, приглашение гостей, диспуты, дискуссии, обмен опытом, персональные отчеты. Деятельностная компонента: основной вид деятельности клуба, совместные проекты с другими организациями, социальные проекты, оформление помещения, показательные выступления. Участие подростков в основных компонентах клубной деятельности развивает коммуникативные навыки, создает условия для их адаптации и, следовательно, социализации в обществе. Трудности в работе традиционны: помещение, взаимодействие с районными или городскими властями, квалификация руководителей (их надо готовить и обучать), материальное и финансовое обеспечение. Активные формы клубной работы способствуют более глубокой социализации подростков, прежде всего, сирот, детдомовцев. Основной тезис: все несоциализированные подростки – это дети, которые не получили или недополучили любви от родителей, родственников, учителей и других людей. Исходя из этого, в основе любого действия в отношении этих детей, должна быть любовь к ним и искренний интерес к их личности и судьбе. Только тогда они могут пойти на контакт. 1. Театр (театральные формы): - Быстро развивает коммуникативные навыки; - дает возможность перевоплотиться, прожить (проиграть) другую жизнь; (сменить социальную роль, получить новый социальный опыт). - предоставляет качественно новую возможность общения и построения взаимоотношений; - развивает творческий потенциал; - повышает уровень общей культуры; - развивает память 2. Ролевая игра «Клуб как семья». - распределение ролей и создание «семьи» в игровой форме; - создание быта «семьи»; - выстраивание взаимоотношений в «семье» и круг обязанностей; - создание игровых ситуаций; день рождения, выезд на природу, генеральная уборка, звонок учителя, бабушка заболела, идем на экскурсию, «опять двойка», помоги сделать уроки, конфликт между братьями и сестрами, конфликт «отцов и детей», поездка на дачу, новый год и т.д. и т. п. 3. Туризм. - развивает навыки общения с природой; экологическое воспитание. - предусматривает обязательность постановки цели; основы целеполагания - включает взаимодействие друг с другом, взаимную страховку, повышение доверия - обеспечивает занятость 4. Социальные проекты. Направленность: на людей, природу, социальную среду. Шефство над социально слабыми (больные, старики, дети младшего возраста, многодетные семьи и т.п.) - развивает социальную ответственность; - учит деятельному сопереживанию; - дает возможность общения с другой реальностью. 5. Работа за деньги. - дает возможность коллективного труда; - воспитывает социальную и личную ответственность; - дает реальную возможность заработать деньги честным трудом; - дает возможность распорядиться частью денег самостоятельно, а часть вложить в коллективное дело. 6. Благотворительность. Мой мир, моя страна, мой город, мой двор, мой подъезд, мой этаж, моя квартира, моя комната. - дает возможность коллективного труда - воспитывает социальную и личную ответственность - развивает творческий потенциал - обеспечивает конкретное дело, которое можно сделать от начала (проекта) до конца 7. Полигон экстремальных приключений - формирует командный дух - учит лидерству - учит терпеть и работать в стрессе - воспитывает ответственность за других - развивает личностный креатив - учит самоконтролю - дает конкретные навыки выживания - дает чувство уверенности в своих силах Не преувеличивая возможности клуба, стоит подчеркнуть: На сегодняшний день клубная деятельность – наиболее оптимальная и эффективная с точки зрения формы и содержания внеклассная деятельность по социализации подростков и молодежи в российском обществе.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |