Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе



2015-12-13 3991 Обсуждений (0)
Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Становление системы дошкольного воспитания в Белоруссии в XIX – начале XX вв. Общественное дошкольное воспитание в Беларуси зародилось еще в XIX в. Уже в 1802 г. в Могилеве был открыт первый Николаевский детский приют. Позже детские приюты и дома создавались и в других крупных городах. Но массового роста сети таких детских учреждений не наблюдалось. В конце XIX – начале XX вв. их насчитывается примерно 50. Открывались они преимущественно по инициативе богатых людей, духовенства, а государство только хвалило такое благотворительное дело.

Детское опекунство, которое начало развиваться в царской России еще при Петре и Екатерине II, в 30-40 гг. XIX в. значительно активизировалось под влиянием общественно-политического движения в стране. В 1839 г. издается специальное «Положение о детских приютах», разработанное русским педагогом В.Ф. Одоевским. В числе первых городов Белоруссии, которые открывали приюты для детей 3-10-летнего возраста, были Витебск, Минск, Могилев. Благотворительные учреждения организовывались на средства, пожертвованные в пользу приютов городскими товариществами и некоторыми частными лицами.

В создании и организации детских приютов в Витебской губернии и поиске средств на их содержание большую помощь оказывал известный русский педагог В.Ф. Одоевский.

Социально-экономическое и культурное развитие Белоруссии в 70-е – первой половине 90-х гг. XIX в. наложило свой отпечаток на деятельность детских учреждений. В это время был принят ряд специальных законодательных актов, которые регулировали некоторые стороны деятельности детских приютов. В частности, в 1888 г. издана записка «О мерах по улучшению системы опекунства брошенных и незаконнорожденных детей». Через несколько лет после записки создаются 2 приюта в Минском районе и Быхове.

Общественное дошкольное воспитание в Белоруссии как по развитию сети детских учреждений, так и по уровню организации образовательной работы занимало во второй половине XIX в. незначительное место в системе народного образования, делало только первые шаги в своем становлении.

В конце XIX – начале XX вв. Белоруссия находилась в менее выгодном положении в осуществлении идеи общественного воспитания детей по сравнению со многими районами Центральной России. Если в крупных промышленных центрах России можно было встретить детские ясли и сады, которые открывались предприятиями и фабриками, то на территории Белоруссии неизвестно ни одного такого случая. Дошкольное воспитание развивалось здесь в основном по инициативе прогрессивных общественных деятелей и частных лиц.

Этот период (конец XIX – начало XX вв.) характеризуется появлением нового типа учреждений для детей преддошкольного и дошкольного возраста – яслей-приютов. Этот тип учреждений должен был стать одним из средств борьбы за снижение безнадзорности и смертности малолетних детей. В Белоруссии ясли-приюты впервые были организованы в Минске, где женщины-работницы составляли довольно высокий процент количества рабочих. Первый дневной приют «Ясли» был открыт минским Товариществом защиты женщин 18 января 1905 г.

В дневной приют «Ясли» принимали детей в возрасте от 2 до 8 лет, родители которых жили в Минске. В дальнейшем приют «Ясли» начал существовать самостоятельно под названием товарищества «Ясли». Правление (руководство) Товарищества разработало и утвердило Устав, которым определялись цель, задачи и содержание работы с детьми. Основная цель, говорилось в Уставе, заключается в том, чтобы «поддержать бедный рабочий люд и помочь ему в деле досмотра и воспитания его детей».

Буржуазно-филантропические Товарищества Белоруссии открывали в начале XX в. бесплатные народные детские сады, преимущественно в крупных городах и промышленных центрах для детей городской бедноты и рабочего класса. В отличие от яслей-приютов народные детские сады работали не более 6 часов в день. Из всех городов Белоруссии наибольшее количество народных детских садов и очагов имел Минск. В начале XX в. был открыт народный детский сад, в котором содержались на полном бесплатном обеспечении дети рабочих и беднейшего населения.

В годы первой мировой войны в Белоруссии возникает новый тип дошкольных учреждений – детский очаг. По своим целям, задачам и содержанию работы с детьми он был во многом подобен детскому саду. Отличие заключалось только в продолжительности нахождения детей в нем: не менее 8 ч. в сутки. Образовательная работа в этих учреждениях проводилась по системе, заимствованной у Ф. Фребеля и М. Монтессори.

Бесплатные народные детские сады и очаги постоянно несли большие материальные убытки, что мешало организации и воспитанию детей. Многие очаги не имели земельных участков для проведения с детьми игр и занятий на свежем воздухе. Большая скученность, отсутствие нормальных санитарно-гигиенических условий были главной причиной сокращения времени нахождения детей в очаге, что противоречило его назначению. Дети часто приходили в очаг всего только на 6 и менее часов вместо установленных 8–12 ч. Такое кратковременное нахождение детей в очаге совсем не удовлетворяло потребностей рабочих, которые работали на производстве не менее 12 ч. в сутки. Все без исключения народные детские очаги были очень переполнены. На одну руководительницу приходилось в среднем 40–50 детей, причем разного возраста.

Детские сады и очаги благотворительных товариществ и частных лиц не могли решить острую проблему общественного воспитания детей трудящихся. И все же несмотря на то, что добровольные товарищества открывали новые типы дошкольных учреждений (ясли-приюты, очаги и сады) в плохих, слабо приспособленных и почти не оборудованных помещениях, они по сравнению с учреждениями 50–80-х гг. XIX в. по досмотру детей имели некоторые преимущества, являлись определенным шагом вперед в развитии общественного воспитания дошкольников.

2. Развитие системы дошкольного воспитания в БССР в 20-80-е гг. XX в. По-настоящему государственный характер общественное дошкольное воспитание приобрело только после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. В соответствии с первыми декретами РСФСР по народному образованию и школе, которыми руководствовались и в Белоруссии, ставились три первоочередные задачи: создание сети дошкольных учреждений, выработка новой системы воспитания в них, формирование квалифицированных педагогических кадров. Решению этих задач стали придавать по-настоящему государственное значение только после изгнания из Беларуси летом 1920 г. польских интервентов.

Первоначально самыми расширенными типами дошкольных учреждений являлись детские ясли, приюты, сады, дома, площадки. Основными программными документами, которыми они руководствовались в своей практической деятельности, были «О дошкольном воспитании» (Декларация Дошкольного отдела НКП РСФСР от 20 декабря 1917 г.) и «Основные принципы единой трудовой школы», принятые Государственной комиссией по образованию НКП РСФСР 6 октября 1918 г. Использовались также системы воспитания западноевропейских ученых-педагогов Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори и русских педагогов Е.Н. Водовозовой , Е.И. Тихеевой и др.

Отсутствие в государстве необходимых материальных и финансовых средств, неотложная потребность в срочном обеспечении дошкольных учреждений кадрами сделали самой популярной формой их подготовки одно- трех- и шестимесячные курсы. Вместе с тем, определенные шаги делались и по подготовке специалистов по дошкольному воспитанию более высокой квалификации. В 1921 году в Минском институте народного образования (МИНО) было открыто отделение по подготовке воспитателей детских садов.

Кроме МИНО, дошкольные отделения начали создаваться и в других педагогических институтах. Так, 19 августа 1920 года было опубликовано сообщение о приеме абитуриентов на такое отделение Могилевского института народного образования. В 1938 году состоялся первый выпуск специалистов по дошкольному воспитанию Минского педагогического института имени А.М. Горького. Но того количества специалистов дошкольного воспитания, которое готовили эти институты, было очень мало. Поэтому в ряде средних педагогических учебных заведений были дополнительно открыты дошкольные отделения. Накануне Великой отечественной войны в республике в 6 училищах готовили воспитателей для детских садов: Минском, Могилевском, Бобруйском, Полоцком, Кричевском, Высочанском. Но и прихода специалистов со средним специальным образованием ожидался через достаточно продолжительный отрезок времени. Поэтому курсовая подготовка еще долгие годы должна была занимать ведущее место в системе дошкольного педагогического образования.

Развивалась научная мысль по вопросам воспитания детей дошкольного возраста. В 1932 году был подготовлен «Проект программы детского сада», в 1938 году – «Пособие воспитателю детского сада», в которых были сформулированы основные принципы, цели, задачи, изложено содержание дошкольного воспитания с учетом возрастных особенностей детей, определены формы, методы и средства воспитания и обучения, место белорусского языка и литературы в работе с детьми.

Довоенная дошкольная педагогика Беларуси выделялась своей спецификой по сравнению с такой же наукой других республик СССР. Она сыграла решающую роль в создании белорусского национального детского сада.

Во время войны почти все дошкольные учреждения Беларуси были разрушены или сожжены. Но сразу после освобождения в 1944 году началось возрождение сети дошкольных учреждений. К концу 1944 года в 284 детских садах воспитывалось 19 295 дошкольников. Довоенного же уровня сеть дошкольных учреждений достигла только в 1958 году.

В 1945 году было издано новое «Пособие для воспитателей детского сада», которое в 1953 году, а потом в 1963 году переработано в Программу детского сада, которая значительно пополнилась новым содержанием, формами и методами воспитания и обучения с учетом достижений ученых в разработке вопросов умственного, физического, эстетического и нравственного воспитания дошкольников.

Практически заново приходилось создавать систему подготовки воспитателей. И в этот период не обошлось без кратковременных курсов. Хотя быстро возобновили свою деятельность Могилевское и Минское педагогические училища, открыли дошкольные отделения в Пинском (1960 г.), Полоцком (1967 г.) училищах. Активно занимались подготовкой специалистов для системы дошкольного воспитания Минский государственный педагогический институт имени А.М. Горького и Могилевский государственный педагогический институт. В 1984 году создается факультет дошкольного воспитания в Брестском государственном педагогическом институте имени А.С. Пушкина.

Хотя с большим опозданием, но все-таки началась в Беларуси и подготовка дипломированных ученых-педагогов в области дошкольного воспитания. Долгое время в решении этой проблемы мы находились на одном из последних мест среди республик СССР. Первым приступил к подготовке ученых по дошкольному воспитанию МГПИ имени А.М. Горького. В 1970 году в его аспирантуре обучались 6 специалистов в области дошкольного воспитания. На то время на кафедре дошкольной педагогики института работали только 2 кандидата педагогических наук (Г.В. Петроченко и Я.И. Ковальчук). В 1972 году на ученом совете при МГПИ имени А.М. Горького по проблемам дошкольного воспитания защитили кандидатские диссертации Е.А. Андреева и А.И. Васильева.

Появление в рядах ученых и преподавателей кандидатов наук в области дошкольного воспитания создало реальные возможности для подготовки из них докторов наук. В 1980 – 1990-е годы защитили докторские диссертации Е.А. Андреева (по проблеме развития дошкольного воспитания в Белорусской ССР), Л.Д. Глазырина (по проблеме физического воспитания дошкольников), Н.С. Старжинская (по проблеме развития речи дошкольников).

Послевоенное развитие дошкольного воспитания нельзя сводить только к созданию широкой сети дошкольных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений по подготовке воспитателей. Определенный успех достигнут в развитии теории дошкольного воспитания. Этой проблемой занимались кафедры педагогических институтов, специальный отдел НИИ педагогики (сегодня Национальный институт образования). Они оказали неоценимую помощь управлению дошкольного воспитания Министерства просвещения по созданию своих программ воспитания и обучения в детском саду. После издания в 1958 году Закона о связи школы с жизнью впервые такая программа была основательно разработана в республике в 1963 году. В ней нашли отражение такие вопросы как: преемственность ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста; диалектическая взаимосвязь дошкольной педагогики и психологии, физического, умственного, духовного, эстетического и трудового воспитания; психофизическая подготовка детей дошкольного возраста к школе. В 1970 – 1980-е годы эта программа была значительно усовершенствована за счет включения материалов по духовному и эстетическому воспитанию детей. Заслуживает внимания и предложение строить этот вид воспитательной работы на национальной белорусской основе с использованием белорусского художественного слова, белорусского фольклора, белорусских песен и танцев, картин, рисунков, керамики, национальной одежды и бытовых домашних принадлежностей и т. п. Такое направление в педагогическом процессе детского сада дало возможность хоть немного повысить у детей чувство патриотизма и национального самосознания, чему никак не способствовали реалии тогдашней жизни в нашей республике.

3. Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе. К началу 1990-х годов в БССР сложилась достаточно сильная система дошкольного воспитания. В 1991 году системой было охвачено 62,8% детей дошкольного возраста. Более 80% педагогов, которые работали в ней, имели высшее и среднее специальное образование. Однако начиная с 1990-х годам начался процесс разрушения системы дошкольного воспитания. За 2 года (1991 – 1993) в республике перестало существовать 316 дошкольных учреждений (из них 263 в сельской местности), начало сокращаться количество воспитанников, особенно раннего возраста. Охват детей общественным дошкольным воспитанием снизился до 55% (в деревне – до 33,7%, в городе – до 60,8%). Впервые в 1992 – 1993 годах не смогли трудоустроиться в дошкольные учреждения выпускники педагогических институтов и училищ.

Но благодаря усилиям начальника управления дошкольного воспитания Министерства образования Т.М. Коростелевой систему дошкольных учреждений удалось не только сохранить, но и развивать. Если ранее управление дошкольного воспитания занималось в основном инспектированием дошкольных учреждений республики, то, начиная с 1990-х годов, оно стало настоящим генератором разработки новых, соответствующих времени, идей дошкольной педагогики и внедрения их в практику.

В 24 апреля 1992 года принимаются постановления Верховного Совета Республики Беларусь «О сохранении и развитии сети детских дошкольных учреждений», а 4 февраля 1993 года «О внесении изменений в постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О сохранении и развитии сети детских дошкольных учреждений», которые смогли не только приостановить процесс их закрытия, продажи, но и содействовали созданию внебюджетных фондов. В республике были разработаны меры не только по дальнейшему развитию сети дошкольных учреждений, но и повышению качества дошкольного образования, оказанию помощи семье в воспитании детей.

В 1991 году разрабатывается Концепция дошкольного воспитания. В 1997 году по решению ЮНЕСКО введен термин «дошкольное образование». В 2000 году разрабатывается Концепция дошкольного образования Республики Беларусь, в которой нашли отражение современные тенденции развития дошкольного образования в нашей стране и за рубежом, учтены мнения педагогов-практиков, методистов, ученых.

По инициативе управления по дошкольному воспитанию Министерства образования в 1991 году в республике впервые начал издаваться журнал «Пралеска» (главный редактор – А.И. Саченко), на страницах которого публикуются научно-методические, публицистические статьи о семейном и общественном воспитании дошкольников, даются рекомендации психологов, педагогов, медиков, социологов.

С участием сотрудников управления дошкольного воспитания в 1995 году была издана новая программа воспитания и обучения для дошкольных учреждений «Пралеска» (научный руководитель – профессор БГПУ имени М. Танка Е.А. Панько).

В 90-е годы в нашей стране появляются новые типы дошкольных учреждений: дошкольные Центры развития ребенка, школы-сады, дошкольные учреждения с кратковременным пребыванием детей, с углубленным направлением в работе, частные дошкольные учреждения.

Современная система дошкольного образования развивается в контексте тех задач, которые стоят перед всей системой образования в свете поручений Правительства Республики Беларусь, реализации Программы развития национальной системы образования на 2006 – 2010 годы, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, других государственных программ. В 2008 году впервые разработана и 19 августа утверждена Советом Министров Республики Беларусь Программа развития системы дошкольного образования на 2009 – 2014 годы. Это важнейший документ, который фактически определил статус дошкольного образования в стране, закрепил приоритеты в его развитии на перспективу, источники финансирования и сроки реализации основных показателей и направлений деятельности. Среди них главными являются:

Ø сохранение доступности дошкольного образования для всех категорий населения;

Ø повышение качества образовательных услуг в дошкольных учреждениях;

Ø создание здоровьесберегающей среды;

Ø развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами семьи;

Ø повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.

Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2010 годы представляет собой новый механизм гарантированного финансирования дошкольных учреждений и решения актуальных проблем системы дошкольного образования. Новый механизм финансирования системы является перспективным и долгосрочным, так как по истечению срока реализации данной Программы будет разрабатываться и приниматься новая Программа на соответствующий период с учетом реальных потребностей системы.

В Программе предусмотрены стимулирующие меры, которые позволяют не только сохранить кадровый потенциал дошкольных учреждений, но и обеспечат его развитие. В настоящее время направлены на согласование предложения по повышению заработной платы педагогам и помощникам воспитателей дошкольных учреждений, подготовлено научное обоснование для подготовки нормативного акта по снижению продолжительности рабочей недели воспитателей.

Уже подготовлен проект Кодекса Республики Беларусь об образовании. В нем есть отдельный раздел, регламентирующий функционирование и развитие системы дошкольного образования.

Таким образом, в Республике Беларусь эффективно реализуется государственная политика в сфере дошкольного образования, осуществляющей социальную, педагогическую, психологическую поддержку семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста. Система дошкольного образования обеспечивает качественное образование воспитанников, признание и реализацию прав ребенка на его полноценное воспитание, обучение и развитие, начиная с раннего возраста, является фундаментом, на котором строится благополучие детей, семьи, нации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими типами учреждений была представлена система дошкольного воспитания в Белоруссии в XIX нач. XX веков?

2. По каким направлениям развивалась система дошкольного воспитания в БССР в 20–80-е годы XX века?

3. Назовите приоритетные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе.

 

Литература: 5, 18, 20, 21 (осн.).


Лекция 2



2015-12-13 3991 Обсуждений (0)
Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3991)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)