Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА. «Педагогика и методика дошкольного образования»



2015-12-13 993 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА. «Педагогика и методика дошкольного образования» 0.00 из 5.00 0 оценок




«Педагогика и методика дошкольного образования»

Раздел 1. Педагогика

Общие основы педагогики. Педагогика как наука: предмет, задачи и функции педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Образование как ценность. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.

Взаимосвязь воспитания и развития личности: деятельностный и личностный подходы. Психолого-педагогические особенности младшего школьника, подростка, старшеклассника. Ребенок как субъект воспитания.

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога. Стили взаимодействия педагога и детей

Понятие о системе образования. Структура и основные звенья системы образования и их характеристика. Основной тип института образования. Преобразование системы образования в современных условиях. Преемственность на всех этапах системы образования. Вариативность современных образовательных программ. Школа как организующий центр сотрудничества школы, семьи и других образовательных учреждений.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Участники целостного образовательного процесса в образовательных учреждениях. Анализ и учет воспитательно-образовательной работы в школе.

Контроль и регулирование в управлении образовательными учреждениями. Функции контроля: информационная, аналитическая, оценочная, методическая. Виды контроля: персональный контроль, классно-обобщающий контроль, предметно-обобщающий контроль, тематически-обобщающий контроль, комплексно-обобщающий контроль. Методы контроля: изучение документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы.

Ребенок как объект научного исследования. Научное исследование как особая форма познания. Методология научного исследования. Методологическая культура педагога. Методы исследования. Внедрение педагогической теории в практику.

Теория обучения.Обучение как дидактическая система: сущность, движущие силы, противоречия. Взаимосвязь основных дидактических понятий: «образование», «самообразование», «взаимообучение», «преподавание», «учение». Цель, задачи образования. Двусторонний характер обучения: сотворчество учителя и ученика, воспитателя и ребенка. Преемственность школьного образования на уровне целей, задач образования. Принципы обучения. Тенденция к демократизации и гуманизации принципов современного образования.

Содержание образования как средство развития личности ребенка. Исторические и современные тенденции его развития: гуманизация, гуманитаризация, целостность, интегративность, преемственность образовательных программ.

Государственный стандарт образования. Содержание, структура, функции. Нормативные документы: учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы. Реализация ФГОС образования нового поколения в образовательных учреждениях.

Психологические основы процесса обучения: мотивы учения школьников их развитие и формирование; познавательный интерес и его место в обучении: развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, дошкольников; учебная деятельность школьников и ее формирование. Использование игры в учебной деятельности младших школьников. Основные этапы овладения знаниями: восприятие, осмысление, формирование и закрепление умений и навыков; применение знаний в практической деятельности.

Современные дидактические концепции. Теории развивающего обучения. Соотношение обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника в различных педагогических теориях. Моделирование образовательного процесса в соответствии с современными дидактическими концепциями. Гуманизация содержания образования. Преемственность школьного образования на уровне содержания образования.

Методы обучения как компонент дидактической системы. Сущность понятий «методы обучения», «приемы обучения», «средства обучения», их взаимосвязь и обусловленность, соответствие целям и содержанию современного образования. Проблема классификации методов обучения в дидактике.

Игра как метод и средство обучения и воспитания младших школьников. Функции дидактической игры: усвоение, совершенствование и закрепление знаний. Педагогические требования и условия, обеспечивающие преемственность дошкольного и начального школьного образования в выборе методов обучения.

Общее представление о многообразии форм организации обучения в различных дидактических системах. Проблема классификации форм организации обучения. Урок как форма организации обучения в школе. Сущность и структура урока. Типология уроков. Дидактические, воспитательные и организационные требования к уроку.

Контроль как важный компонент дидактической системы. Функции контроля. Виды контроля. Методы контроля. Показатели сформированности знаний, умений, навыков. Портфолио образовательных достижений ученика.

Инновации в образовании. Передовой педагогический опыт. Критерии педагогических инноваций.

Теория и методика воспитания.Воспитание в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как социально-организованный процесс интеграции развития личности. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Воспитание – управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Воспитание как самоопределение личности в культуре. Воспитание как фактор интегрирования личности в мировую культуру. Взаимосвязь этих характеристик. Цель воспитания – личность развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Преемственность школьного образования на уровне целей, задач воспитания.

Социокультурная, историческая, национальная обусловленность воспитания. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания. Особенности воспитательного процесса. Принципы воспитания.

Базовые теории воспитания и развития личности. Авторитарное воспитание (И. Ф. Гербарт); свободное воспитание (Ж. Ж. Руссо, М. Монтессори); гуманистическое воспитание (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин, В. А. Караковский).

Воспитание базовой культуры личности. Философско-мировоззренческая подготовка школьников. Понятие о мировоззрении. Мировоззренческие убеждения и действительность. Возрастные возможности формирования мировоззрения. Основные средства формирования мировоззрения учащихся. Воспитание и религия.

Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Цель и содержание гражданского воспитания. Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения. Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде.

Воспитание физической культуры личности и здоровый образ жизни ребенка. Всестороннее развитие и физическое воспитание. Задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные); содержание, средства физического воспитания. Методы физического воспитания (упражнения, беседы, игры, создание проблемных ситуаций). Режим дня школьника в структуре организации здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Виды работы по физическому воспитанию и формы ее организации.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Задачи и содержание трудового воспитания. Учебный труд. Общественно полезный труд. Производительный труд. Формы организации труда в школе: поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд. Задачи и содержание экономического воспитания в образовательных учреждениях.

Формирование основ нравственной культуры личности. Основные понятия нравственной культуры. Мораль, этика, нравственность. Воспитание гуманности. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Средства и методы нравственного воспитания. Экологическая культура учащихся.

Формирование эстетической культуры личности. Понятие об эстетической культуре личности. Эстетика детской жизни. Эстетическое восприятие природы. Формирование эстетической культуры средствами искусства. Дисциплины художественного цикла в учебных планах школы.

Система методов воспитания. Методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности; методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Коллектив как объект и субъект воспитания. Теории коллектива в отечественной педагогике (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Т. Е. Конникова, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик, Н. Е. Щуркова и др.). Сущность и функции, структура коллектива. Формирование начал коллективизма. Детские объединения и их значение в воспитании детей. Создание условий для формирования коллективных взаимоотношений в школе.

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность системы методов воспитания. Субъектная позиция педагога в применении методов воспитания. Преемственность школьного образования на уровне содержания, методов воспитания.

Воспитательная система школы и ее характеристика. Сущность понятия «воспитательная система школы». Факторы создания воспитательной системы. Движущие силы развития воспитательной системы. Теоретическая концепция – основа воспитательной системы. Характеристика компонентов воспитательной системы: управление, содержание, организация, общение. Структура и этапы развития воспитательной системы школы. Зарубежные и отечественные воспитательные системы. Воспитательные системы вальдорфских школ. Воспитательная система школ глобального образования (Р. Хенви, М. Боткин, У. Книп.). Воспитательная система «справедливое общество» (Л. Кольберг). Воспитательная система общей заботы (И. П. Иванов). Воспитательная система школы-комплекса (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкий, А. А. Захаренко, В. А. Караковский). Технология становления и развития воспитательной системы школы. Классный руководитель в воспитательной системе школы.

Современные концепции воспитания: «Структура целостной системы» – И. П. Иванов; «Базисная концепция воспитательного процесса в школе» – Н. Е. Щуркова; «Концепции самовоспитания» – Г. К. Селевко.

Организация внеучебной деятельности учащихся. Детские общественные объединения как институт воспитания. Система дополнительного образования.



2015-12-13 993 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА. «Педагогика и методика дошкольного образования» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА. «Педагогика и методика дошкольного образования»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (993)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)