Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная педагогика как часть социальной философии



2015-12-13 958 Обсуждений (0)
Социальная педагогика как часть социальной философии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная философия– это наука о проблемах общества и человека, проблемах отношений человека и общества. Человек в обществе и социальной среде, социальная защита, социальная справедливость – это основные понятия социальной философии (Василькова Ю. В., Василькова Т. А.) .

Социальная философия выполняет функцию теоретического обоснования общественных процессов. Главной проблемой социальной философии является проблема взаимоотношений человека и общества, формы их взаимозависимостей, развития личности в коллективе.

Для социальной педагогики личность выступает объектом воспитания. Процесс личностного становления осуществляется в ходе социализации.

Социализация происходит в течение всей жизни человека. На нее оказывают влияние все социальные институты общества и нормы общественного поведения человека.

В свою очередь человек также влияет на общество. Для социальной философии и педагогики важным является изучение процесса формирования личности, особенностей взаимодействия личности и семьи, личности и государства, личности и этноса.

Современная социальная философия, учитывая изменения, происходящие в обществе, по-новому осмысливает значение современной семьи, место молодежи в социуме, проблемы школы и образования, национальные, экономические отношения и т. д. При этом выявляются значительные несоответствия между социальными, экономическими, культурными и образовательными проблемами.

В этих ситуациях между социальной философией и педагогикой прослеживается тесная связь. Выявляя проблемы взаимоотношений между человеком и обществом, социальная философия решает их посредством социальной педагогики. Например, рассматривая глобальную философскую проблему – человек и природа, социальная педагогика решает задачу оказания помощи больным детям, которые страдают от экологических нарушений.

Социальная философия по отношению к социальной педагогике является методологией , призванной помочь социальному педагогу и социальному работнику в ориентации в сложных социальных проблемах современного общества [Павленок П. О., 1996].

Социальная философия рассматривает различные проблемы различных слоев общества; социальная педагогика регулирует положение человека в обществе с учетом новых экономических условий. Основная цель современной социальной педагогики – это оказание своевременной помощи ребенку, попавшему в кризисную ситуацию.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что и социальная философия, и социальная педагогика не могут существовать вне связи с другими науками – психологией, физиологией, анатомией, медициной, экономикой, логикой.

 

Вопросы педагогики в истории социальной философии

 

Социальные проблемы общества для многих философских течений выступают как центральные. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Вопросы построения справедливого общества для всех ставились в работах социалистов-утопистов. Родоначальником этого направления являлся английский писатель – гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478–1535) . Его основополагающее произведение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» вышла в 1516 г. Он полагал, что критериями достижения справедливого общества выступают счастье человека, его всестороннее развитие и свободная деятельность.

Другие ранние социалисты-утописты Джерард Уинстенли (1609–1652) в книге «Закон свободы» и Томмазо Кампанелла (1568–1639) в «Городе солнца» также рассматривают построение «общества равных», где отсутствует частная собственность, а люди трудятся коллективно и не испытывают нужды.

Теодор Дезами (1803–1850) говорил о зависимости талантов и способностей от среды воспитания. Анри де Сен-Симон (1760–1825) выдвигал идею гармоничного слияния в человеке личных и общественных интересов, рассматривая труд как источник всех добродетелей. Социально справедливое общество способно удовлетворить потребности человека в знаниях, искусстве, ремеслах.

Шарль Фурье (1772–1837) в своей социальной философии говорил о сильной личности, способной создать справедливое общество. Он предлагал переустроить общество через общины, которые называл фаланстерами. Однако после неудачи построения фаланстера для взрослых Фурье приходит к выводу, что общество возможно изменить лишь путем создания детских фаланстеров.

Значимыми являются работы Роберта Оуэна (1771–1858). Он рассматривал зависимость человека от окружающей среды, при этом всю ответственность за неблаговидные поступки человека возлагал на среду. Он полагал, что правильное воспитание способствует формированию рациональных характеров, и именно таким образом можно изменить мир к лучшему.

В. Г. Белинский (1811–1848) полагал, что только в социально справедливом обществе возможно воспитание достойного гражданина. Н. П. Огарев (1813–1877) также считал, что социально справедливое общество способствует развитию задатков и способностей человека.

По словам Н. Г. Чернышевского (1828–1889), человек от рождения не является злодеем и негодяем, а он им становится или от недостатка нравственного воспитания, или от «ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду» – улучшение социальных условий неизменно вызовет и улучшение нравов.

 



2015-12-13 958 Обсуждений (0)
Социальная педагогика как часть социальной философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная педагогика как часть социальной философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (958)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)