Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы исследований в социальной работе



2015-12-14 2186 Обсуждений (0)
Методы исследований в социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Методологические принципы научных исследований в социальной работе. Методы сбора, обработки и анализа социальной информации. Познавательные возможности и ограничения различных методов.

Классификация и краткая характеристика видов опроса; наблюдения; документального, биографического, экспертного исследования; «кейс-стади»; групповых методов; графических методов (генограмм, экокарт и т.д.). Роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе.

Представление результатов исследования (аналитическая справка, отчет о социальной оценке, аналитический отчет и т.д.). Специфика применения методов социального исследования в социальной работе.

Биографический метод как исследовательская стратегия и технология социальной работы. Особенности использования биографического метода в социальной работе.

Ответ:

Научное исследование (НИ) – это система методологических и организационно-технических процедур, связанных между собой одной целью: получить достоверные данные об изучаемом объекте и предмете.

Этапы НИ в СР:

1) Методологический (познавательный) – что мы будем изучать?

2) Полевой – сбор первичной информации (опрос, наблюдение, биографический метод, анализ документов).

3) Обработка информации.

4) Анализ и интерпритация полученных данных (анализ - это обобщение результатов, описание общих тенденций).

Методы сбора, обработки и анализа соц. информации позволяют в дальнейшем выявить, нуждается ли клиент в соц. помощи.

Методологические принципы НИ в СР:

· Единство теоретических знаний и практических навыков.

· Компетентность.

· Личностный и индивидуальный подход.

· Справедливость.

· Последовательность.

· Ответственность перед клиентом.

На всех уровнях исследования СР-к должен соблюдать этические принципы:

1. принцип конфиденциальности.

2. уважение прав человека.

3. полная информированность участников об исследовании.

4. по окончании исследования участникам предоставляется краткая информация о результатах.

Познавательные возможности и ограничения методов:

1) Опрос:

+ большие возможности, экономичность, универсальность.

- неготовность опрашиваемого, неискренность.

2) Наблюдение:

+ взаимодействие между людьми, высокая достоверность.

- трудно фиксировать, много времени.

3) Анализ документов:

+ недорогой метод

- ограниченная информация.

4) Анкетирование:

+ ответы на нужные вопросы, простота в обработке, большое количество людей.

- некомпетентность анкетируемого, неискренность.

5) Интервью:

+ возможность фиксировать вербальную и невербальную информацию, возможность установления контакта.

- высокие затраты.

Краткая характеристика методов.

1) Опрос и его характеристика:

1. Письменный (анкета),

2. Устный (интервью).

· Очные (личные)

· Заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону).

- экспертные и массовые;

- выборочные и сплошные.

Опрос содержит следующие этапы:

1. устное или письменное обращение исследователя к определенным категориям граждан.

2. регистрация и статистическая обработка полученных ответов.

Метод опроса применяется чаще всего при отсутствии необходимых документальных источников по проблеме. Чаще всего сведения в анкетах и интервью невольно искажаются опрашиваемыми. Поэтому результаты опроса взаимно дополняются другими методами сбора информации.

Интервью бывает:

1. стандартизированное – непосредственное общение.

2. нарративное – рассказ; подробная история своей жизни.

2) Наблюдение – это общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

Типы наблюдения:

· Контролируемые/неконтролируемые.

· Включенное/не включенное

· Полевое/лабораторное

· Случайное/систематическое.

Запись ведется на месте наблюдения и в момент его осуществления. При наблюдении происходит неразрывная связь наблюдателя и объекта.

3) Анализ документов – этот метод наиболее экономичный с точки зрения трудозатрат и финансов. Он позволяет оперативно получить данные о соц. положении, уровне материальных доходов и др.

Документы подразделяются на:

· Личные/безличные

· Официальные/ не официальные

· Первичные/вторичные

Существует 2 метода анализа документов:

1. неформализованный (традиционный).

2. формализованный (контент-анализ).

Контент-анализ – основан на получении соц. информации из больших массивов источников, недоступных традиционному анализу (объектом могут быть: газеты, теле-, радиопередачи, соц. интервью и др.).

4) Биографический метод – связан с извлечением соц. информации у различных категорий граждан. СР-к собирает сведения об истории жизни посредством интервью, анкеты, теста, изучает документы и анализирует жизненный путь.

Чаще всего источники – мемуары, записки, дневники..

5) Экспертное исследование – это исследование, которое проводится в области экспертов, т.е. специалистов по данной проблеме. Проводиться с помощью опроса небольшого количества людей (10-15 человек).

6) «Кейс-стади» - имеет общие корни с методом индивидуальной работы со случаем.

7) Групповые методы – работа с группой людей, имеющих схожие проблемы.

8) Графические методы:

Генограмма – это форма семейной родословной, информации о членах семьи. Это информация записывается графически и дает возможность полно охватить сложные семейные партнеры (сигналы). В терапевтических целях генограмма является кратким резюме, позволяющее воспринимать большое количество информации.

Экокарта – результаты исследований предусматриваются в виде справочного отчета в соц. оценке, аналитический отчет.

Спецификой методов в СР является:

1) Цель – информированность достигнутых результатов, наибольшее значение имеет их полезность.

2) Данные исследований хорошие, пока они вызывают интерес.

Также методы исследования в СР нужно применять комплексно, т.к. это связано с тем, что каждый метод имеет свои + и -, чтобы добиться положительного результата нужно сочетать методы (например: анализ документов + опрос).

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом.

Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации.

 

29. Девиантное и делинквентное поведение как проблема социальной работы.

 

Девиация как социальное явление. Социальные нормы. Антропологическое, психологическое и социологическое объяснение причин девиантного поведения. Теория аномии. Теория стигматизации (ярлыков). Теория социального неравенства и депривации.

Повышенная девиантность маргинальных слоев и групп. Факторы, влияющие на социальные отклонения. Формы социальных отклонений и их взаимосвязь. Классификация и специфика различных проявлений девиации. Негативная и позитивная девиация. Связь девиантности и делинквентности. Девиантное поведение и преступления. Подростковая делинквентность.

Особенности социальной работы с различными формами проявления негативной девиации

Ответ:

Делинквентность – это нарушение правовых норм, последствием которых является нанесение вреда, ущерба другому человеку и людям.

Делинквентное поведение – поведение индивида и групп, ведущее к различного рода правонарушениям.

Делинквентность – преступность. Преступность (по Кузнецову) – это относительно массовое исторически изменчивое социальное явление общества, имеющее уголовно-правовой характер.

Характеристика преступности:

- массовость. Ведущей тенденцией является относительный и абсолютный рост скрытой преступности. В современной России появляются новые черты преступности (организованность, использование высокой технологии, мощная финансовая база, сращивание с чиновниками, обширные международные связи).

- историческая изменчивость.

- иррегулярность, хаотичность, непредсказуемость, неопределённость. Рост преступности в одном регионе вовсе необязательно должен соответствовать росту преступности в другом регионе. Появляются попытки преодолеть иррегулярность, т.е. связать преступления, подчинить их. Тем самым создать некую систему преступлений.

Типология преступлений:

Делинквентность первичная и вторичная (рецидив);

Тяжкие и менее тяжкие;

Бытовая и уличная;

Профессиональная; непрофессиональная;

Организованная и неорганизованная;

Преступления против собственности, личности, государственной власти.

Усиление делинквентности (разработал Уилкинсон). Значительная доля существующих в обществе отклонений это непредномерения; следствия, излишнего полицейского контроля, средств массовой информации и реакций окружающих людей. Причиной является неадекватная реакция окружающих людей.

Делинквентный дрейф. Преступники очень часто нейтрализуют социальные нормы, считая их неуместными и несуществующими. Тем самым формируется безразличие к законам и совершается дрейф по течению жизни, по направлению преступной субкультуры.

Черты делинквентов (в сравнении с законопослушными гражданами):

- импульсивный;

- плохое прогнозирование своих действий;

- враждебность социальных и правовых норм;

- подозрительность;

- злопамятность;

- повышенная чувствительность;

- уход в себя;

- стремление соблюдать дистанцию между собой и окружающим миром.

Делинквентность и аномия. Аномия (по Мертону) - состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения цели законными средствами. Главной причиной является разрыв между культурно-заданными целями и способами их достижения. Этот разрыв лежит в самой социальной структуре общества. По сути, аномия – это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

К основным факторам социального контроля делинквентного поведения можно отнести следующие:

1. методы и средства социального контроля должны быть адекватным видам делинквентного поведения. Основным средствам контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, к девиантному поведению.

2. существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишения свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и, главное, изменение условий содержания.

3. Создание гибкой и разветвлённой системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо себя зарекомендовали общественные организации по принципу «самопомощи».

4. Нравственное возрождение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни.

5. Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и откровенного секса. Ориентация молодежи на продукцию чёрного рынка, где проповедуют культ насилия, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

6. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с данной категорией: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных работников; врачей-наркологов и психологов. То есть нам нужны все, кто уже сегодня работают с лицами делинквентного поведения.

Девиация от лат. отклонение. Носит всеобщий характер, т.е. есть везде в физике – лактация, биологии – мутации, социологии – аномия = девиация.

Две модели развития общества:

1. общество избавиться от отклонения, это болезнь, патология, ее можно вылечить.

2. девиация это нормальное поведение в обществе, они были и будут.

Параллельно появляется идея об умении управлять отклонениями. Степень развития общества характеризуется наличием, умением управлять ими возможно на уровне государства, общества. Социальный контроль со стороны государства, можно управлять, контролировать.

Девиация – это девиантное поведение, носитель девиант – субъект.

Девиантное поведение – поведение, нарушающие социальные нормы, противоречащие соц. устоям общества. Норма с течением времени может стать девиацией.

По структуре девиация состоит: человек - носитель; мотив, причина совершения; поступок – девиация; объект – девиация, на которое направлено действие. При наличии всех элементов можно говорить о девиации.

Виды девиаций: негативная – осуждаемая и сказывается на развитие общества; позитивная – одобряемая помогает преодолеть застой в обществе (гении).

Делинквентность - преступность, нарушение правовых норм, последствие которых нанесение вреда, ущерба др. людям. А девиантность - социальные явления связанные с девиациями. Усиление деленквентности - т. Уилкенсона это непреднамеренное следствие излишнего контроля, СМИ, реакции окружающих.

Аномия – ввел Дюркгейм, безнормность. Социальное отклонение, которое вызвано отсутствием цели, чувство изолированности, одиночества, когда нет четкой моральной регуляции. Теория аномии относится к социологическим теориям. Дюркгейм - т. социальной аномии/солидарности. Аномия – состояние дезорганизации общества, когда ценности и нормы отсутствуют/становятся противоречивыми. В основе общества лежит социальная солидарность, люди живут с едиными нормами, все с ними солидарны. Он выделил + и – девиации. Яркое проявление суицид. Выводит основной фактор самоубийств массового характера сила социальных связей, в разных социальных группах сила разная.

Мертон - т. структурной аномии и адаптации. Девиация нарастает, когда в обществе разрыв м/у соц. одобряемыми целями и средствами. Аномия – состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения цели законными методами. Базовой причиной является разрыв м/у культурно заданными целями и возможностями их достижения. Разрыв лежит в самой структуре общества.

Выделяет типы адаптации: конформизм (гибкое изменение целей); инновация (принятие общепризнанных целей, отвержение старых средств); витуализм (понижение высоких целей, средства остаются прежними); ретретизм (уход от действительности непринятия целей); бунт (кризисное общество, отвержение целей и средств общества).

Беккер - т. стигматизаций относится к культурологическим. Беккер называл их аутсайдерами. Девиантное поведение возникает под влиянием авторитетных групп, которые формируют общественное мнение, девиация возникает под их действием. Они навязывают мнение другим, создавая социальную девиацию, навешивая ярлыки, стигмы.

Виды стигм: тела - телесный недостаток (инвалид); нации/расы; соц. групп (проституция, алкоголь).

Ламброза (итальянский врач) видел связь м/у биологическими особенностями и девиацией. Черты преступников: выдвинутая челюсть, высокий лоб.

Шелдон (американский) поведение человека связано с его фигурой. Эндоморф - округлое тело, общительный. Мезоморф - энергичный, не склонный к компромиссам. Эктоморф - тонкость, чувствительность, неврозы.

Фрейд выделял связь м/у умственными расстройствами с генетической предрасположенностью (комплекс Наполеона)

 



2015-12-14 2186 Обсуждений (0)
Методы исследований в социальной работе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы исследований в социальной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)