Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организации воспитательно-образовательного процесса



2015-12-14 661 Обсуждений (0)
Организации воспитательно-образовательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существуют различные подходы в восприятии, анализе и оценке как педагогической деятельности, так и педагогической теории, смысл которой - грамотно организовать этот процесс.

Из курса философии Вам известны два подхода.

Диалектический - исходит из того, что предметы и явления находятся во взаимосвязи, в движении и развитии. Развитие понимается как качественное изменение существующих характеристик какого-либо явления и предмета; как уничтожение отживающего, устаревшего и утверждение, укрепление, развертывание нового; источником развития являются противоречия, заключенные в самом процессе, явлении, предмете.

В педагогической деятельности диалектический подход проявляет себя в следующих требованиях (46, с. 23-24):

Ø изучать явление в его развитии, т.е. подходить к изучаемому явлению как к развивающемуся и изменяющемуся;

Ø изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями, в первую очередь, с теми, которые определяют его появление, влияют на него сейчас и определяют тенденции его дальнейшего развития;

Ø прослеживая постепенное развитие изучаемого явления, выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные;

Ø рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, происходящее в силу присущих ему внутренних противоречий; единство и борьба этих противоречий или противоположностей и есть движущая сила, источник развития.

Ø в организации педагогического процесса реализуются: идея детерминизма; идея активности личности; идея непрерывности изменений в развитии личности; идея системности и целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений, процессов и др.

 

Метафизический - (по определению Гегеля, "антидиалектика") - исходит из того, что предметы и явления существуют вне связи друг с другом. Процессы изменения и развития понимаются как простое увеличение или уменьшение готовых уже качеств и свойств. Источник развития - либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо - сверхъестественная сила. Формами проявления данного подхода являются:

Ø эклектика - чисто произвольное, случайное соединение разнородных сторон и характеристик предмета или явления, процесса. Для данного подхода свойственно объединение разнородных учений и мировоззрений.

Ø эмпиризм - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знания; утверждающее, что всё знание основывается на опыте и посредством опыта.

 

Попытаемся увидеть реализацию этих подходов в практической деятельности. Для этого следует, во-первых, сформулировать ведущие характеристики педагогической направленности мышления, присущие современному типу учителя-исследователя; во- вторых, осмыслить их проявление в данных формах философского подхода при анализе конкретных педагогических ситуаций.

Ниже мы приводим основные ЧЕРТЫ, характеризующие профессиональную педагогическую позицию, которые свойственны творческому педагогу. Проанализируйте, какие из них, на Ваш взгляд, характеризуют особенности Вашего мышления, какие из них сформированы и на каком уровне. Это позволит Вам сформулировать задачи профессионального самовоспитания в изучении курса педагогики.. Итак, позицию учителя-исследователя характеризуют следующие черты:

Ø Объективность в исследовании изучаемых явлений и процессов развития, воспитания, образования и обучения; проявляется как умение устанавливать связи между ними; характерна четкая фиксация конкретных фактов, позволяющих судить об уровне развития личности и формулировать задачи воспитательно-образовательного процесса; характеристики, которые дает педагог основываются не на личных суждениях, а на конкретных фактах, полученных путем их тщательного и всестороннего анализа.

Ø Точность в наблюдении, фиксации, анализе и обобщении фактов, на основании которых можно судить об уровне развития личности и коллектива.

Ø Научность в исследовании проявляется в умении ориентироваться во всех известных педагогических теориях, объясняющих сущность процессов развития, воспитания, образования и обучения, видеть их существенные различия и возможности реализации в педагогической деятельности.

Ø Критичность - как реальная оценка исходных данных, неприятие ничего на веру, свойственна степень сомнения в истинности принимаемых решений, проявляется как способность отказаться от тех из них, которые не способствуют (или мешают) развитию личности.

Ø Определенность и последовательность в принятой терминологии, следовании ведущей идее, создании условий для развития личности, подборе и реализации форм и методов воспитания и обучения личности.

Ø Доказательность проявляется как строгое принятие объективных исходных данных о процессе развития, воспитания, образования и обучения личности; как умение обосновать необходимость принимаемых решений.

Ø Системность проявляется в умении педагога устанавливать связи между отдельными формами и методами педагогического воздействия на личность; создавать разнообразные условия, значимые для формирования "целостной" личности.

Ø Динамичность - выражение гибкости и постоянной готовности к пересмотру уже принятых решений и концепций; подбор таких форм и методов обучения и воспитания, которые обусловливают процесс развития личности; недопущение их однообразия.

Ø Самостоятельность в суждениях, в формулировании педагогических проблем и гипотез, постановке задач воспитательно-образовательного процесса, поиске информации и принятии решений.

Ø Инициативность проявляется в умении ориентироваться на собственный опыт и знания в принятии решений; приобретать научные знания о проблемах человека и процессе его развития, обогащать себя духовно.

Ø Ответственность - осознание своей роли в организации воспитательно-образовательного процесса.

Ø Прогнозирование возможных вариантов развития личности и коллектива, возникновения конфликтов и противоречий, критических периодов в развитии личности, "профилактических" мер по ее бесконфликтному развитию.

Ø Проблемность как умение видеть противоречия и несоответствия, которые можно наблюдать в постановке целей и задач развития личности школьника, с одной стороны, и содержанием, методами и формами воспитательно-образовательного процесса, с другой стороны, проявляется как умение формулировать проблему.

Ø Альтернативность как умение выявлять общее и специфичное в различных подходах, точках зрения, теориях, методиках, направленных на решение конкретной задачи.

 

Далее мы предлагаем Вам для анализа несколько педагогических ситуаций. Подумайте, какая методологическая позиция определяет действия педагога в предлагаемых для анализа ситуациях? Какие черты творческого учителя проявляются в действиях педагога, а какие нет? Попытайтесь оценить свои возможные действия в данных ситуациях.

Ситуация 1. Из наблюдений автора за организацией воспитательной работы в одной из школ города (70-е г.). Отчет классного руководителя о воспитательной работе на заседании педагогического совета. Из отчета:"... за отчетный период мы девять раз сходили в кино, три раза коллективно посетили театральные спектакли..." Оценка собрания: "Работа проделана большая... Деятельность классного руководителя можно оценить как хорошую".

Как Вы оцениваете подобную работу воспитателя?

Ситуация 2. До недавнего времени во многих школах города воспитательная работа организовывалась на позициях комплексного (системного) подхода и проявлялась следующим образом: планировались "месячники" эстетического, нравственного, трудового воспитания, "недели" юного антифашиста, самоуправления, солидарности, экономии и т.п.

Как Вы считаете, способствует ли данный подход всестороннему (разностороннему) развитию личности школьника?

Ситуация 3. В. Ф. Шаталов в книге "Куда и как исчезли тройки?" описывает один из приемов, который он применяет в своей работе - "листок открытого учета знаний" (в массовой практике они известны Вам как "экраны успеваемости"). У учителя-новатора эти "листки" являются действенным стимулом самообразования школьников, потому что в системе его работы ученику была предоставлена возможность исправить оценку. Учитель выставляет оценку, которая сегодня соответствует уровню и качеству его знаний, прежняя, отрицательная оценка, стирается. Таким образом, в системе работы учителя создаются реальные стимулы для развития познавательной активности учащихся и повышается качество их знаний.

Как Вы думаете, почему в массовой школе "экраны успеваемости" не стимулируют познавательную активность учащихся?

________________________________

Вопросы для размышления

Считаете ли Вы, что при анализе данных педагогических ситуаций просматривался диалектический подход в организации воспитательного процесса? Можно ли наблюдать связи между отдельными формами воспитательной работы при ее планировании и организации?

Наблюдаются ли черты творческой профессиональной педагогической позиции учителя, названные выше? Просматриваются ли эти характеристики в деятельности учителя? В чем Вы можете увидеть формальный подход? Какие черты характерны для деятельности педагогов в данных ситуациях?

________________________________

 

Анализ педагогических ситуаций позволяет утверждать, что в деятельности педагогов проявляются разные методологические подходы: диалектический и метафизический (разные его варианты - эклектика и эмпиризм), последний приводит либо к неправильному пониманию сущности развития и воспитания личности, либо к упрощению, формализации педагогического процесса.

Мы считаем, что формализм представляет собой педагогический вариант эклектического подхода в решении поставленных задач. В основе стиля деятельности творческого педагога (при анализе и принятии решений) лежит диалектический взгляд на происходящее вокруг, его утрата или несформированность приводят к проявлению метафизического подхода. Анализ ситуаций показывает, что принятие педагогом решений зависит от того, как он понимает сущность тех или иных философских категорий (например, "системность", "противоречие", "качество", "количество", "взаимосвязь и взаимообусловленность" и др.).

Можно согласиться с мнением известных педагогов:

А.М. АРСЕНЬЕВ, Ф.Ф. КОРОЛЕВ (70-ые годы) - "Борьба с "эмпиризмом" - это борьба с разными формами пренебрежительного отношения к теории, начиная от претенциозных попыток "освободить" педагогику от философии и кончая живой привычкой не утруждать себя теоретическим анализом" (Цит по 29).

П.Ф. КАПТЕРЕВ (к. ХIХ в.): "... от того они позднее и являются заурядными ремесленниками, дальше удачной выучки какому-нибудь предмету ничего не видящими и не знающими, легко впадающими при воспитании личности, в деле вечно изменяющемся и разнообразном, в крайнюю рутинность и механизацию" (52, с. 62).

 



2015-12-14 661 Обсуждений (0)
Организации воспитательно-образовательного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организации воспитательно-образовательного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (661)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)