ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КЛАССА
Методика 1. «Изучение ценностных ориентаций» (М. Рокич) Цель: выявление ранговой структуры и степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей. В данной методике предъявляются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные ценности – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека (например, счастливая семейная жизнь и др.) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности (например, честность, рационализм и др.) являются предпочтительными для человека в любой ситуации. Каждому ученику предъявляются (возможна групповая работа) следующие два списка ценностей: 18 терминальных и 18 инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой, и предлагается проранжировать их в значимом для него порядке. Терминальные ценности Инструкция Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель (с Вашей точки зрения) и в скобках слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.
Инструментальные ценности Инструкция Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах, и поставьте в скобках слева от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.
Обработка результатов Для получения групповых результатов, для каждой из ценностей подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы. Затем усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировать в порядке возрастания: ценности с наименьшим усредненным рангом приписывается вторичный ранг 1, следующей – вторичный ранг 2 и т.д. В результате этой процедуры получается групповая иерархия ценностных ориентаций. Ход выполнения: экспериментатор предлагает ученикам ознакомиться с 6 утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с их мнением. Всего проводится три серии. I серия: 1. Наш класс очень дружный и сплоченный. 2. Наш класс дружный. 3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. 4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя. 5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры. 6. Наш класс очень недружный и в нем трудно учиться.
II серия: 1. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков. 2. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учеников. 3. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса. 4. Наш класс, в общем, не обращает внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед классным руководителем. 5. Мы стараемся «не выносить сор из избы», т.е. делать так, чтобы о наших проступках как можно меньше знали учителя и директор. 6. В нашем классе кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем внимания ни друг на друга, ни на требования учителей.
III серия: 1. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний. 2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. 3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. 4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель. 5. В нашем классе не принято помогать друг другу. 6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Для качества оценки степени удовлетворенности учениками взаимоотношениями, сложившимися в классе, для каждой серии вычисляется средний индекс по следующей формуле: K=(m1+m2+m3…mn)/n где m1 – номер утверждения из данной серии, которое выбрал первый ученик, n – количество учеников, принявших участие в опросе. Чем ближе значение к 6, тем ниже уровень удовлетворенности учениками данными отношениями. Просуммировав все три средних индекса и разделив их на 3, получим общий коэффициент удовлетворенности. Если он близок к 1, то это свидетельствует об убежденности учеников в том, что их класс – настоящий, хороший коллектив (близкий к эталону).
Сумма: 1) 20 2) 30 3) 34
2,5 3,75 Общее: 3,08 Описание методики: опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Инструкция Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны к каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе выраженности данной характеристики). Обработка данных
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1385)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |